Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:32, курсовая работа
Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.
В связи с целью были определены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
- изучить существующие в практике обучения иностранному языку виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;
- классифицировать игровые приемы обучения английскому языку согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;
- экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков;
Благотворное влияние игр на формирование ответственного отношения к учебной деятельности. Повышается требовательность к себе. Развиваются профессиональные качества будущего специалиста, формируются методические умения.
Основными требования к игре и условиями ее проведения являются:
Психологические требования. Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личностный смысл и значимость для каждого из участников. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней.
Педагогические требования сводятся к следующему: применяя игру как форму (средство, методический прием) обучения, преподаватель должен быть, уверен в целесообразности ее использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы ее членов. Педагогические требования подразумевают вплетение оптимальных условий ведения игры в учебном процессе.
Методы анализа и решения конкретных ситуаций, познавательно-дидактические, ролевые и деловые игры можно представить как своеобразную «матрешку», которая сначала должна быть в разобранном виде. Это означает, что обучающихся нужно постепенно готовить к играм. Начинать следует с анализа и решения конкретных ситуаций, где модели объекта и отношения уже заданы в готовом виде. Затем по сложности следуют познавательно-дидактические игры. [9, с.251]
Познавательные
игры могут содержать уже элементы
ролевых игр, которые представляют
большую сложность для
После получения опыта разыгрывания ролей ученики достаточно подготовлены к деловым играм. Таким образом, чтобы участники игр действовали компетентно, желательно по определенной теме организовать систему имитационных методов, изучая материал через анализ и решение ситуаций, познавательные, ролевые и деловые игры.
Таким образом, учебная игра является одним из способов организации учебно-познавательной деятельности. Применение игр в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Будучи введенной в систему традиционного обучения, игра позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности.
В соответствии с областью применения игрового подхода в обучении ведутся разработки игр. При этом предметом исследования становятся игры дошкольников, школьников всех возрастных категорий, игры, моделирующие конкретные педагогические ситуации с целью формирования у будущих педагогов общепедагогических умений.
В настоящее время в педагогике США и Англии разрабатываются социодрамы как ролевые игры, назначение которых научить школьников ориентироваться в жизненных ситуациях, помочь понимать мотивы и чувства других людей, сформировать опыт социально ориентированного поведения. В университетах, колледжах, школах бизнеса и крупных промышленных компаниях широко используется имитационно-игровой подход для моделирования различных сфер профессиональной деятельности. [11, с.17-20]
В
работах последних лет
Таким
образом, игра может быть не только
приятным времяпровождением, но и господствующей
технологией образования.
1.2.
Типология учебной
игры
Анализ учебно-методической литературы [12;19;46;48] по вопросам игрового обучения английскому языку показал, что игры группируются по цели использования (лексика, грамматика, перевод, страноведение), по функциональной значимости (речевые навыки и умения), по сюжетной линии (инструментальные игры, ролевые игры, деловые игры и так далее). Порою в пособиях заметно расхождение между содержанием игры и её авторской классификацией, что приводит к заключению, что игровые задания четче определяются по внутреннему организационному механизму.
Проведенный нами анализ научно-методической литературы об использовании игровых приемов в обучении, позволил нам сделать вывод по организационно- структурным принципам игровых заданий, которые можно разделить на две основные группы:
Задания,
в которых «проигрываются»
Прежде всего, необходимо дать классифицированное определение данному типу игр.
Лингвистической обучающей игрой мы называем вид учебной деятельности, предназначенный стимулировать и поддерживать интерес учащихся к предмету, что позволяет им практиковаться в слушании или говорении в целях обучения языку в атмосфере радости и оживления.
Обучающая игра имеет 3 главные характеристики:
1) цель (выигрыш);
2)
набор критериев для
3)
правила, которые управляют
Подобные
игры М.Ф. Стронин определяет как
«ситуативно-вариативное
Отечественные и зарубежные специалисты рассматривают лингвистическую обучающую игру как языковое, речевое упражнение с элементами занимательности и эмоциональной заинтересованности. По форме – это соревнование с набором правил для достижения успеха, что составляет игровую, мотивационную суть задания, отличающую игру от обычного упражнения.
В учебной игре присутствует лингводидактическое игровое задание. Это способ повышения мотивации и создания занимательности в целях обучения языку и речи, который в форме соревнования предполагает выполнение учащимися комплекса речемыслительных действий на форме игровых. Ценность лингводидактической игры определяется, не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. [9, с.55]
Также С.Т. Занько [9, с.55] выделяет несколько видов игр:
Организационно-деятельные игры, предусматривающие организацию коллективной мыследеятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя (ОДИ) «сделать» группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого. Ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.
Деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов.
Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной и т. д.), необходимые знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе информационного обеспечения игровых действий, формировании действенного образа той или иной реальной ситуации.
Познавательно-
Роль
игры в создании языковой среды. Многие
авторы учебников и трудов по методике
обсуждают образовательную
Творческие
сюжетно-ролевые игры в обучении
– не просто развлекательный прием
или способ организации познавательного
материала. Игра обладает огромным эвристическим
и убеждающим потенциалом, она разводит
то, что по «видимости едино». Учебная
игра – упражнение помогает активизировать,
закрепить, проконтролировать и скорректировать
знания, навыки и умения, создает учебную
и педагогическую наглядность в изучении
конкретного материала. Игра – задание,
содержащее учебную задачу, стимулирует
интеллектуальную деятельность обучаемых,
учит прогнозировать, исследовать и проверять
правильность принятых решений или гипотез.
Она является своего рода индикатором
успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной,
представляя собой одну из форм и средств
отчета, контроля и самоконтроля учащихся.
Выводы
к главе 1
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы пришли к следующим выводам:
-
игровые технологии
-
игра является средством
-
игра способствует
В результате исследования нами определено несколько видов игр, в частности, организационно-деятельностные, деловые, познавательно-дидактические, творческие сюжетно-ролевые игры.
Информация о работе Игровые технологии на уроках английского языка