Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 09:14, курсовая работа
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности
мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся
потребность в общении.
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения
§ 1. История вопроса
§ 2. Психологические основы игры
.§ 3. Технология игры в процессе обучения
Глава 2. Исследовательский материал
§ 1. Анализ опыта работы учителя по использованию игры в процессе
обучения
§ 2. Рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложения
учителя-предметника. Это – учительница математики 5-7 классов. Стаж работы в
школе – 12 лет. Последние 4 года применяет дидактические игры и, по её словам,
довольно успешно. Исследования проходили на уроках математики среди 5-ых
классов. Опираясь на результаты исследования, я выяснила, что на уроках она
использует различные формы игр: индивидуальную, групповую, коллективную. Выбор
формы зависит от целей и задач игр. Цель выбирается в зависимости от
результата, которого необходимо добиться.
На её взгляд, использовать игру предпочтительно на этапе проверки или
закрепления учебного материала. По её словам, анализ результатов проведённых
игр показывает, что происходит закрепление и улучшение знаний, развитие
психологических качеств учеников, воспитание у учащихся речи, умение правильно
и логично излагать свои мысли, развитие умения находить оптимальные решения и
т. д.
Исходя из своего педагогического опыта, учительница математики делает вывод,
что дети любят игры на уроке, но не всегда выполняют правила. Чаще всего это
бывает в групповой игре, где дети пытаются помочь друг другу. В этом случае она
не прекращала игровой процесс, но делала более жесткими правила игры.
По её мнению, игру нельзя применять в следующих случаях:
· если игра не соответствует уровню развития учащихся, т. е. даже
при четком объяснении правил вызывает определенную трудность при их выполнении.
На её взгляд это не способствует закреплению знаний, а рассеивает внимание на
решение отвлеченных от темы задач.
· если дети не хотят играть;
· если игра новая – новые игры должны быть проверены;
Учительница отметила, что на протяжении всего процесса игры на уроке
необходимо внимательно следить, чтобы не возникла конфликтная ситуация между
детьми и не испортились взаимоотношения в классе. Если она это замечала, то
вмешивалась в ход игры и отвлекала внимание детей на решение других проблем в
самой игре.
Она считает, что игра помогает учащимся развиться в личностном плане. Это и
умение сотрудничать со сверстниками, умение выслушать и принять мнение других и
т. д.
Для того, чтобы понять, как сделать использование игр более эффективным для
обучения и воспитания учащихся, как использовать игры и на каких этапах
предпочтительнее, я провела исследования среди учащихся 5ª класса школы
№150, предложив им ответить на вопросы анкеты (см. приложение №2).
Анализ ответов учащихся этого класса дал следующие результаты:
1. Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключений.
2. Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта
игра им интересна.
3. Дети больше всего любят групповую форму игр. По-видимому это объясняется
стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими
мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.
4. Первое место по играм занимает урок истории, где учитель позволяет детям
делать инсценировки различных исторических событий, предлагает придумать свой
ход событий и т. д.
5. Учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организации игры не
учитываются интересы учащихся, содержание игры не соответствует теме урока или
увлечениям учеников.
6. Желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их
взаимоотношений с учителем, вследствие чего учителю необходимо четко
продумывать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и
делать выводы.
7. Большинству учеников нравится в игре побеждать. По-моему мнению, это
стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой
деятельности.
Таким образом, анализ опыта работы учителя-предметника и исследование игровой
деятельности учащихся на уроках позволили мне обнаружить следующие негативные
стороны в использовании игр в процессе обучения:
* во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает
много времени (особенно у учителей с небольшим опытом организации игр). Часто
это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или
закрепить материал;
* во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т. е. нарушается
строгий порядок выполнения игровых действий. Чаще всего это наблюдается в
групповых и коллективных формах игр, что приводит к путаницам, а главное, к
сомнительным результатам;
* в-третьих, после проведения игр (и это особенно касается младших
и средних классов) бывает трудно восстановить дисциплину в классе, на что
жалуются учителя, к которым приходят дети на следующий урок;
* в-четвертых, при проведении парных, групповых и коллективных форм
игры соревнование между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество,
что не всегда успевают заметить учителя, а тем более предотвратить. Это
приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.
Таким образом, анализ наблюдений за игровой деятельностью и её результатов
позволил выявить, что использование игровых форм обучения не всегда является
эффективным методом для укрепления или расширения знаний.
Для учителей и педагогов, которые применяют игры в учебном процессе, я
разработала следующие рекомендации:
* Во-первых, при выборе ИФО нельзя спешить и действовать в одиночку.
Также никогда не надо принимать чужие игры на веру, без надлежащей проверки.
Необходимо самому убедиться в эффективности и привлекательности ИФО, поиграв с
коллегами и хорошо играющими детьми.
* Во-вторых, разработанные игры не стоит сразу нести в класс. Часто
бывает так, что игра останавливается внезапно на самом интересном месте и
никакое восстановление не сможет вернуть прежний ход игры. Чтобы этого не
произошло, необходимо поработать с коллегами ещё раз, посмотреть какие были
трудности, особенно в коллективных играх, ещё раз проверить – кто из учащихся
может быть главным помощником в игре.
* В-третьих, нигде никогда и никого нельзя заставлять играть. Все
люди равны перед арбитром и всё должно быть построено на добровольном
сотрудничеств.
* В-четвертых, нельзя себе позволять играть с детьми свысока или
идти у них на поводу. При этом, как бы ни было смешно и весело в игре,
необходимо соблюдать все внешние признаки строгости и безотказной
требовательности.
На основе анализа литературы я раскрыла такие аспекты темы, как история игр,
их психологические основы, технология разработки и организации игровых форм
обучения.
В практической части, на основе анализа результатов исследований процесса
игровой деятельности учащихся и опыта работы учителя, я сделала следующие
выводы по задачам, поставленным в начале курсовой работы:
* назначением игровой деятельности в процессе обучения является
помощь учащимся в расширении их кругозора и закреплении учебного материала, а
также развитие психологических и личностных качеств;
* в школах довольно часто используют игровые формы обучения на
уроках, но этот метод не всегда бывает эффективным, т. к. помимо положительных
сторон в использовании игр существуют и негативные стороны, что не всегда
принимается во внимание учителями при организации игровой деятельности.
Также необходимо отметить, что при четком продумывании, правильной разработке
и правильной организации игровых форм, результаты при достижении поставленных
целей налицо.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Запорожец А. В. «Развитие произвольного поведения у детей дошкольного
возраста», М.-48;
2. Манулейко З. В. «Изменение моторики ребёнка в зависимости от условий
и мотивов», М.-69;
3. Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре», М.-82;
4. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и
развитии», М.96;
5. Хейзинга И. «Человек играющий», М.-92;
6. Шмаков С. А. «Её величество игра», М.-92;
7. Штерн В. «Психология раннего детства», М.-93;
8. Эльконин Д. В. «Психология игры», М.-78.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкета для учителей.
1. Используете ли вы игры в педагогическом процессе?
2. Какие формы игры вы считаете наиболее успешными в учебном процессе?
3. В каких случаях вы используете игру?
4. На каких этапах урока предпочтительнее на ваш взгляд использовать
игру или её элементы?
5. Какую цель вы чаще всего преследуете, используя дидактическую игру?
6. Считаете ли вы целесообразным использовать игру на уроке?
7. Каких результатов чаще всего вы хотите добиться и удаётся ли вам это
сделать?
8. Любят ли дети игру на уроках?
9. Выполняют ли дети все правила игры?
10.В каких случаях не нужно применять игры?
11.Какие психологические качества ребёнка развивает игра?
12.Целесообразно ли использовать игру для развития качеств личности учащегося?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Анкета для учащихся.
1. Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроке игру?
2. Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке?
3. Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную?
Информация о работе Игровая деятельность в процессе обучения