Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 09:14, курсовая работа
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности
мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся
потребность в общении.
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения
§ 1. История вопроса
§ 2. Психологические основы игры
.§ 3. Технология игры в процессе обучения
Глава 2. Исследовательский материал
§ 1. Анализ опыта работы учителя по использованию игры в процессе
обучения
§ 2. Рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложения
», устремленного к цели « � ». Рассмотрим каждый элемент игры
последовательно.
А о
ФИ СИ
ОПИ МИ
ПИ � �
TR
рис.
1
А — человек играющий, человек игрок, проигрывающий свои мысли и действия,
личность готовая играть в данной конкретной роли.
ФИ — форма игры.
СИ — средства игры – это предметы и материалы с которыми связан игрок « А »;
ОПИ — основное правило игры – это главный элемент всех искусственных игр
человечества. В самом простом виде ОПИ есть правило хода, конкретного игрового
действия, направленного к цели �, в результате успешного выполнения
которого действует правило счета (Пр. С).
В общем виде ОПИ можно представить следующим образом:
ОПИ = ПрХ + ПрС
МИ — механизм игры – это строгий порядок выполнения игровых действий.
Игра есть упорядоченная система различных предметов и разнообразных действий
с ними, что само собой означает наличие жестких и гибких связей, прямой или
опосредованный контакт между игроками.
В каждой искусственной игре есть свой порядок, своя система и свой конкретный
механизм.
Конечно, это не значит, что МИ « сковывает » игровую деятельность до
штатного расписания, стандартов и штампов. Воля и мышление игрока, благодаря
единому механизму исполнения операций с предметами игры, становятся приемами и
способами его игровой деятельности, где для самостоятельного творчества всегда
открыты самые широкие возможности.
ПИ — процесс игры – это оживший механизм игры в реальных действиях игроков.
�--цель игры есть наибольший результат игровых действий, достигнутый
игроками по всем правилам и зафиксированный арбитром в момент окончания игры.
Цель игры можно представить как сумму результатов игровых действий (см.
формулу №1 ) и как максимальный результат каждого конкретного игрока ( см.
формулу №2 ).
� = Е Rn
n = 1
�= R max
Как известно, любая ИИ имеет многоцелевой характер, связанный с
многоплановостью игровой деятельности человека, и в каждой игре задействована
группа целей, подчиненных в свою очередь личной цели каждого игрока. Совпадение
всех этих целей игроков, как правило приводит команду к победе.
В общей структуре игры на рис. №1 арбитр « А » занимает главное место на все
место игры. Именно по его решениям фиксируются достигнутые результаты,
присуждаются очки, баллы, которые тут же записываются в таблицу результатов (
TR ), которая и выполняет роль всеобщего информатора о ходе игры и
документально отражает все прошлые результаты.
Таким образом вся поэлементная структура ИИ взаимосвязана между собой и в
развитой игровой деятельности отдельные элементы практически не выделяются и
представляют собой динамически единое целое. Конечно, каждый элемент игры
оказывает игры оказывает свое решающее воздействие на полученный результат, но
только все они вместе приводят игрока к личной и общей победе.
Согласно законам действия и цикличности ИИ, принципам достоверности и
повторяемости, каждое игровое действие имеет учебно-тренировочный характер и
обязательно повторяется игроком для проверки его результативности и проверки
достигнутых результатов.
Для того чтобы создать учебную игру, нужно изобрести и построить такое
игровое действие, чтобы в процессе его выполнения человек оперировал
необходимый ему и нужной нам информацией, т.е. действовал в игре по принципу
построения данного конкретного знания.
Опираясь на работу Пидкасистого [4], необходимо отметить, что ОПИ учебной
игры есть сумма элементарных информационно - логических единиц конкретного
знания ( КЗ ) изучаемой научно - практической дисциплины ( см. формулу №3 ).
ОПИ = ЕКЗ
Как известно каждое КЗ может быть представлено суммой или совокупностью
элементов этого конкретного знания ( ЭКЗ ).
КЗ = ЭКЗ1+ ЭКЗ 2 + ЭКЗ3
Анализ любого КЗ на ЭКЗ дает реальную возможность построить таблицу знаний (
ТЗ ), а затем синтезировать эти ЭКЗ по ОПИ в КЗ. Анализ и синтез КЗ и есть ключ
к превращению конкретного знания в универсальное игровое действие. Повторю, что
анализ различных КЗ дает реальную возможность построения ТЗ - целого блока
учебной информации, которую надо усвоить или повторить обучаемым, а синтез этих
КЗ из блока учебной информации есть нечто иное как ОПИ - правило хода, в
результате выполнения которого автоматически действует правило счета и
присвоение очков. Именно эти очки или баллы записываются в ТR таблицу
результатов игры
Опираясь на работу Пидкасистого П. И. и Хайдарова Ж. С. [4;с.169], можно
утверждать, что представить технологию разработки и применения учебных игр в
следующей форме:
КЗ ЭКЗ ТЗ БУК ИК ПНК ОПИ TR
Где КЗ — конкретное задание
ЭКЗ — элемент конкретного знания
ТЗ — таблица знаний
БУК — блок учебных карточек
ИК — индивидуальная карточка
ОПИ — основные правила игры
ТR — таблица результатов
Таким образом технология игровых форм обучения есть конкретный способ
реализации педагогической истины в каждом конкретном учебном материале, на
конкретном уроке или семинаре. Другими словами технология обучения есть
прикладная дидактика, а именно – теория использования передовых педагогических
идей, принципов и правил « чистой науки ».
Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической
теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов.
Технология игры основана и отработана на базе широкого применения
педагогических идей, принципов, понятий, правил. Специфической и
непосредственной целью педагогической технологии ИФО является спонтанно -
направленное развитие личности играющего студента или школьника, это
систематическое и последовательное воплощение на практике концепций
инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных на основе тех
идей, признанных в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и
общества.
Технология ИФО выступает своеобразным промежуточным звеном между теорией и
практикой обучения и представляет собой « объемную проекцию » дидактики
педагогического вуза на практическую деятельность учителей и учащихся.
В заключении первой части моей курсовой работы необходимо отметить, что
учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельности
на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и
значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперниками. И в
этом заключен весь смысл ИФО.
Педагогической аксиомой является положение, согласно которому к развитию
интеллектуальных способностей, самостоятельности и инициативности, деловитости
и ответственности студентов и школьников может привести только представление им
подлинной свободы действий в общении. Вовлечение их в такую деятельность, в
которой они не только поняли бы и проверили бы то, что им предлагают в
качестве объекта усвоения, но и на деле убедились в том, что их успехи в
саморазвитии, их судьба как специалиста в изначальной степени зависит от их
собственных усилий и решений. Важнейшим условием реализации данной аксиомы в
педагогической практике является ИФО, да и игровая подготовка к реальной жизни
и ее изменениям.
Для исследования игровой деятельности в процессе обучения, я воспользовалась
методами научно-педагогического исследования и для изучения практической
стороны моей работы я обратилась к методам изучения опыта. При изучении
педагогического опыта я использовала следующие методы:
-беседа;
-анкетирование;
-интервьюирование;
Исследования по использованию игровой деятельности в учебном процессе
проходили в школе №150.
Для выяснения целей и задач игры как метода обучения, в каких случаях и на
каких этапах она проводится, было проведено анкетирование с учителями этой
школы (см. приложение №1).
Анализ анкетирования учителей-предметников показал, что только 4 из 10
постоянно используют дидактическую игру в учебном процессе. От
учителей-предметников, которые никогда не применяли дидактические игры были
получены следующие ответы:
* одни считают, что их предмет является одним из самых сложных
предметов в школьной программе и поэтому, для усвоения учебного материала
нецелесообразно использовать игры;
* другие полагают, что у них уже отработаны свои методы обучения и
нет необходимости их менять;
* третьи считают, что организовать процесс обучения, используя
дидактические игры, довольно сложно и более приемлемо организовывать
педагогический процесс в форме урока и использовать устоявшиеся методы
обучения.
Но остановимся на опыте организации игровой деятельности конкретного
Информация о работе Игровая деятельность в процессе обучения