Игровая деятельность в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности
мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся
потребность в общении.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения

§ 1. История вопроса
§ 2. Психологические основы игры
.§ 3. Технология игры в процессе обучения
Глава 2. Исследовательский материал
§ 1. Анализ опыта работы учителя по использованию игры в процессе
обучения
§ 2. Рекомендации

Заключение
Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

Игровая деятельность в процессе обучения курс.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

», устремленного к  цели « � ». Рассмотрим каждый элемент игры

последовательно.  

     А    о           ФИ    СИ   ОПИ    МИ    ПИ   �   �                                      

     TR

рис.

1

     А — человек  играющий, человек  игрок, проигрывающий  свои мысли и  действия,

личность  готовая играть в  данной конкретной роли.

     ФИ — форма  игры.

     СИ — средства  игры – это  предметы и материалы  с которыми связан  игрок « А »;

     ОПИ — основное  правило игры –  это главный элемент  всех искусственных  игр

человечества. В самом простом  виде ОПИ есть правило  хода, конкретного  игрового

действия, направленного к  цели �, в результате успешного  выполнения

которого  действует правило  счета (Пр. С).    

     В общем виде  ОПИ можно представить  следующим образом:

     ОПИ = ПрХ + ПрС

     МИ — механизм  игры – это  строгий порядок  выполнения игровых действий.

     Игра есть упорядоченная  система различных  предметов и разнообразных  действий

с ними, что само собой  означает наличие  жестких и гибких связей, прямой или

опосредованный  контакт между  игроками.

     В каждой искусственной  игре есть свой порядок, своя система и свой конкретный

механизм.

     Конечно, это не  значит, что  МИ  « сковывает »  игровую деятельность  до

штатного  расписания, стандартов и штампов. Воля и  мышление игрока, благодаря

единому механизму исполнения операций с предметами игры, становятся приемами и

способами его игровой деятельности,  где для самостоятельного творчества всегда

открыты самые широкие  возможности.

     ПИ — процесс  игры – это  оживший механизм  игры в реальных  действиях игроков.

     �--цель игры есть  наибольший результат игровых действий, достигнутый

игроками  по всем  правилам и зафиксированный  арбитром  в момент окончания игры.

     Цель игры можно  представить как  сумму результатов  игровых действий  (см.

формулу №1 ) и как максимальный результат каждого  конкретного игрока ( см.

формулу №2 ).

     � = Е Rn                                                    ( 1 )

     n = 1

     �= R max                                                  ( 2 )

     Как известно,  любая ИИ имеет  многоцелевой характер, связанный с

многоплановостью  игровой деятельности человека, и в каждой игре задействована

группа  целей, подчиненных  в свою очередь  личной цели каждого  игрока. Совпадение

всех  этих целей игроков, как правило  приводит команду к победе.

     В общей структуре  игры на рис. №1 арбитр « А » занимает главное место на все

место игры. Именно по его  решениям фиксируются  достигнутые результаты,

присуждаются  очки, баллы,  которые  тут же  записываются в таблицу результатов (

TR ), которая и выполняет  роль всеобщего  информатора о ходе игры и

документально отражает  все  прошлые результаты.

     Таким образом   вся поэлементная  структура ИИ  взаимосвязана между  собой и в

развитой  игровой деятельности отдельные элементы практически не выделяются и

представляют  собой динамически  единое целое. Конечно, каждый элемент игры

оказывает игры оказывает свое решающее воздействие  на полученный результат, но

только  все они вместе приводят игрока к  личной и общей  победе.

     Согласно законам  действия и цикличности  ИИ, принципам достоверности  и

повторяемости, каждое игровое действие имеет учебно-тренировочный характер и

обязательно повторяется игроком  для проверки его  результативности и  проверки

достигнутых результатов.

     Для того чтобы  создать учебную  игру, нужно изобрести  и построить такое

игровое действие, чтобы в процессе  его выполнения человек оперировал

необходимый ему и нужной нам  информацией, т.е. действовал в игре по принципу

построения  данного конкретного  знания.

     Опираясь на работу  Пидкасистого  [4], необходимо отметить, что ОПИ учебной

игры  есть сумма элементарных  информационно - логических единиц конкретного

знания ( КЗ ) изучаемой научно -  практической дисциплины ( см. формулу №3 ).

     ОПИ = ЕКЗ                              ( 3 )

     Как  известно  каждое КЗ может  быть представлено суммой или совокупностью

элементов  этого конкретного  знания ( ЭКЗ ).

     КЗ = ЭКЗ1+ ЭКЗ 2 + ЭКЗ3 

     Анализ любого  КЗ на ЭКЗ дает  реальную возможность  построить таблицу  знаний (

ТЗ ), а затем синтезировать  эти ЭКЗ по ОПИ  в КЗ. Анализ и  синтез КЗ и есть ключ

к превращению конкретного  знания в универсальное  игровое действие. Повторю, что

анализ  различных КЗ дает реальную возможность  построения ТЗ - целого блока

учебной информации, которую  надо усвоить или  повторить обучаемым, а синтез этих

КЗ  из блока учебной информации есть нечто иное как ОПИ - правило хода, в

результате  выполнения которого автоматически действует  правило счета  и

присвоение  очков. Именно эти  очки или баллы  записываются в ТR таблицу

результатов игры

     Опираясь на работу  Пидкасистого П. И. и Хайдарова Ж. С. [4;с.169], можно

утверждать, что представить  технологию разработки и применения учебных  игр в

следующей форме:

     КЗ     ЭКЗ     ТЗ    БУК    ИК    ПНК    ОПИ     TR

     Где   КЗ —  конкретное задание

     ЭКЗ — элемент  конкретного знания

     ТЗ — таблица  знаний

     БУК — блок  учебных карточек

     ИК — индивидуальная  карточка

     ОПИ — основные  правила игры

     ТR — таблица  результатов

     Таким образом  технология игровых  форм обучения  есть конкретный  способ

реализации  педагогической истины в каждом конкретном учебном материале, на

конкретном  уроке или семинаре. Другими словами  технология обучения есть

прикладная  дидактика, а именно – теория использования  передовых педагогических

идей, принципов и правил « чистой науки  ».

     Технологией учебных  игр является практическое  осуществление педагогической

теории  и получение в  педагогическом процессе заранее намеченных результатов.

     Технология игры  основана и отработана  на базе широкого  применения

педагогических  идей, принципов, понятий, правил. Специфической и

непосредственной  целью педагогической технологии ИФО является спонтанно -

направленное  развитие личности играющего  студента или школьника, это

систематическое и последовательное воплощение на практике концепций

инновационных процессов в образовании,  заранее спроектированных на основе тех

идей, признанных в мире в качестве высоко значимых ценностей  личности и

общества.

     Технология ИФО  выступает своеобразным  промежуточным звеном  между теорией  и

практикой обучения и представляет собой « объемную проекцию »  дидактики

педагогического вуза на практическую деятельность учителей и учащихся.

     В заключении первой  части моей курсовой  работы необходимо  отметить, что

учебная игра  есть творческое повторение конкретной человеческой деятельности

на  глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и

значимости  в условиях самостоятельности  или соревнования с соперниками. И  в

этом  заключен весь смысл  ИФО.

     Педагогической аксиомой  является положение,  согласно которому к  развитию

интеллектуальных  способностей, самостоятельности  и инициативности, деловитости

и ответственности  студентов и школьников может привести только представление им

подлинной свободы действий в общении. Вовлечение их в такую деятельность, в

которой они  не только поняли бы и проверили  бы то, что им предлагают   в

качестве  объекта усвоения, но и на деле убедились  в том, что их успехи в

саморазвитии, их судьба как специалиста  в изначальной  степени зависит  от их

собственных усилий и решений. Важнейшим условием реализации данной аксиомы в

педагогической  практике является ИФО, да и игровая подготовка к реальной жизни

и ее изменениям.  

     Для исследования  игровой деятельности  в процессе обучения, я воспользовалась

методами  научно-педагогического исследования и для изучения практической

стороны моей работы я обратилась к методам изучения опыта. При изучении

педагогического опыта я использовала следующие методы:

     -беседа;

     -анкетирование;

     -интервьюирование;

     Исследования по  использованию игровой деятельности в учебном процессе

проходили в школе №150.

     Для выяснения  целей и задач  игры как метода  обучения, в каких  случаях и на

каких этапах она проводится, было проведено анкетирование  с учителями этой

школы (см. приложение №1).

      Анализ анкетирования учителей-предметников показал, что только 4 из 10

постоянно используют дидактическую  игру в учебном  процессе. От

учителей-предметников, которые никогда  не применяли дидактические  игры были

получены  следующие ответы:

*     одни считают, что их предмет является одним из самых сложных

предметов в школьной программе  и поэтому, для  усвоения учебного материала

нецелесообразно использовать игры;

*     другие полагают, что у них уже отработаны свои методы обучения и

нет необходимости их менять;

*     третьи считают, что организовать процесс обучения, используя

дидактические игры, довольно сложно и более приемлемо  организовывать

педагогический  процесс в форме  урока и использовать устоявшиеся методы

обучения.

     Но остановимся  на опыте организации игровой деятельности конкретного

Информация о работе Игровая деятельность в процессе обучения