Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 09:14, курсовая работа
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности
мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся
потребность в общении.
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения
§ 1. История вопроса
§ 2. Психологические основы игры
.§ 3. Технология игры в процессе обучения
Глава 2. Исследовательский материал
§ 1. Анализ опыта работы учителя по использованию игры в процессе
обучения
§ 2. Рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложения
ребёнка. Согласно работам Д. Б. Эльконина [8; с.274], проблема мотивов и
потребностей выдвигается на первый план.
В основе трансформации игры при переходе от периода предошкольного к
дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение
которыми встаёт теперь перед ребенком как задача и мир которых осознается им в
ходе его дальнейшего психического развития само расширение круга предметов, с
которыми ребёнок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В его
основе лежит «открытие» ребёнком нового мира, мира взрослых с их деятельностью,
их функциями, их отношениями. Ребёнок на границе перехода от предметной к
ролевой игре ещё не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных
функций, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении
своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом
происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах
их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным
переживанием. Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к
потребностной сфере ребёнка. В ней происходит первичная
эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности,
возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и
потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка
возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними
задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая
психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно
в игре происходит переход от непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму
обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности.
Прежде чем говорить о развитии умственных действий в процессе игры,
необходимо перечислить основные этапы, через которые должно проходить
формирование всякого умственного действия и связанного с ним понятия :
* этап формирования действия на материальных предметах или их
материальных моделях-заменителях;
* этап формирования того же действия в плане громкой речи;
* этап формирования собственно умственного действия.
Рассматривая действия ребёнка в игре, легко заметить, что ребёнок уже
действует со значениями предметов, но еще опирается при этом на их
материальные заместители - игрушки. Анализ развития действий в игре
показывает, что опора на предметы - заместители и действия сними все больше
сокращаются.
Если на начальных этапах развития требуется предмет - заместитель и
относительно развернутое действие с ним, то на более позднем этапе развития
игры, предмет выступает через слова - название уже как знак вещи, а действие-
как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся речью. Таким образом,
игровые действия носят промежуточный характер, приобретая постепенно характер
умственных действий со значениями предметов, совершающихся на внешние действия.
Путь развития к действиям в уме оторванными от предметов значениями есть
одновременно возникновение предпосылок для становления воображения. Игра
выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок
к переходу умственных действий на новый, более высокий этап - умственных
действий с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливается
онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных
действий.
В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка
- оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать
поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем
сопоставления с этим образом как этапом.
А. В. Запорожец [1; с.139] первым обратил внимание на то, что характер
движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания,
существенно различен. Он же установил, что в ходе развития меняется структура
и организация движений. В них явно вычленяется фаза подготовки и фаза
выполнения.
Эффективность движения, так и его организация существенно зависят от того
какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую
выполняет ребенок.
Ига представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности,
которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых
действий.
З. В. Манулейко [2] раскрывает вопрос о психологическом механизме игры.
Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психологическом
механизме игры отводится мотивации деятельности. Выполнение роли, будучи
эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующие влияние на выполнение
действий, в которой роль находит свое воплощение.
Указание на мотивы является, однако недостаточным. Необходимо найти тот
психический механизм, через который мотивы могут оказывать это воздействие. При
выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится
одновременно этапом, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует
его. Ребенок в игре, выполняет как бы две функции; с одной стороны он выполняет
свою роль, а с другой - контролирует свое поведение. Произвольное поведение
характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за
выполнением этого образца. При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение,
т. е. «рефлексия». Но это еще не сознательный контроль, т.к. функция контроля
еще слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников
игры. В этом слабость рождающейся функции, но значение игры в том, что эта
функция здесь зарождается. Именно поэтому игру можно считать школой
произвольного поведения.
Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для
формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к
труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как
на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие
ребенка, на становление его личности.
Технология игровых форм обучения (ИФО) нацелена на то, чтобы научить
обучающегося осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре ив
жизни, т. е. формулировать цели и программы собственной, как правило, глубоко
скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее
ближайшие результаты.
Опираясь на работу П. И. Пидкасистого [4; с.31], мы можем утверждать, что все
игры делятся на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная
ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам само
научения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в
привычной и непривычной обстановке.
Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том ,что
человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко
использует игру в своих целях .
Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности:
индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму
игры.
* К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с
самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.
* Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе
имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения
поставленной ими искомой целью.
* Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как
правило в обстановке соревнования и соперничества.
* Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих
в обстановке соревнования одну и туже цель.
* Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование
между отдельными игроками заменяют команды соперников.
* Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и
обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.
Один из фундаментальных положений рефлекторной концепции самостоятельной
деятельности организмов или « биомашин », имеющего основополагающее значение
для построения теории Искусственных Игр (ИИ), является знаменитый вывод П. К.
Анюхина о том, что всем живым существам присуще свойство опережающего
отражения действительности.
Исходя из этого мы получаем формулу:
C O U > C
где COU --скорость отражения или обмена информацией,
а С – скорость свете в пустом пространстве.
Это значит, что человеческий мозг ,благодаря сверхсветовой скорости отражения
и обмена информацией, способен заранее создавать мысленный образ будущего
результата своей деятельности и в тоже время ставить перед собой новые цели.
Это универсальная и самая важная закономерность развития биомашинных систем,
без которой невозможна адаптация, а значит и функционирование систем « человек
– человек », которой и является ИИ.
Говоря об структуре игровой деятельности человека все ИИ независимо от
очевидных различий обладают общей структурой, благодаря которой ИИ образуют
единую Систему Игровой Деятельности (СИД) человечества.
На рис. №1 представлены основные элементы всех ИИ неизвестного игрока « А
Информация о работе Игровая деятельность в процессе обучения