Игровая деятельность в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы заключается во влиянии игровой деятельности на развитие детей, их личностных качеств, мыслительных процессов и т.д. А также во влиянии социокультурных условий на развитие ребёнка. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и эмпирическое исследование игровой деятельности младших школьников.
Объект: дети младшего школьного возраста.
Предмет: игровая деятельность в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: в связи с изменением социокультурных условий развития ребёнка, произошли изменения в игровой деятельности детей, её сюжет и содержание.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния социокультурных факторов
на игровую деятельность младших школьников…………………………………...6
1.1.Понятие игровой деятельности, содержание, приёмы........................................6
1.2. Сущность и функции игры и игровой деятельности……………………........11
1.3. Общая характеристика младшего школьника, его учебной и игровой деятельности…………………………………………………………………………15
Глава II. Эмпирическое исследование на основе теории, наблюдений. Опросник по игровой деятельности……………………………………………………………21
2.1. Организация и задачи исследования…………………………………………..21
2.2. Анализ результатов, выводы…………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Игровая деятельность в мл шк возрасте.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

     - учителя не всегда знакомы или не знакомы вовсе с игровыми интересами своих учеников. Некоторые из них, зная подчас особенности современной детской игровой субкультуры, зная привлекающие детей сюжеты и образы, не учитывают их в организации игр или по личным соображениям не опираются на них. А ведь именно интерес обеспечивает направленность и продолжительность игровой деятельности, делает процесс развития ребенка в игровой деятельности занимательным и эффективным. Игровой интерес пронизывает все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил. 
         - содержание игр, предлагаемое детям образовательными программами не всегда современно для быстро изменяющихся интересов детей. Конечно, и сегодня дети любят играть в "Дочки-матери", "Шофера", "Магазин", но в эти традиционные и любимые ими сюжеты они с огромным удовольствием вводят своих любимых персонажей - Человека-Паука, Бэтмена, Шрека, кукол Синди, Барби, Кена [16,c.109]. 
Сегодня существует такая проблема, как недостаточная разработанность или отсутствие педагогических диагностик, позволяющих изучить особенности детской субкультуры, в частности игровой. В содержание игровой субкультуры школьника, прежде всего, входят его игровые интересы и предпочтения [2, с.297].

     На  основе этого мы составили опросник для детей младшего школьного  возраста, который поможет определить влияние социокультурных факторов на выбор детьми роли и содержания игры. 

 Задачи исследования:

  1. определение сюжета и содержания современной детской игровой деятельности;
  2. определение влияния социокультурных факторов на выбор роли и содержания игры.

    Текст опросника:

     1. Любишь ли ты играть?

     2.Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

     3. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в школе?

     4. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль?

     5. У тебя есть любимые игрушки?

     6. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает?

     При анализе ответов детей необходимо обратить внимание: 
         - на игровые интересы и предпочтения детей в школе;

     -   на любимые игрушки;

     -   на любимые сюжеты и роли.

     2.2. Анализ результатов, выводы.

     В исследовании принимали участие 18 школьников 6-7 лет, из них 10 девочек и 8 мальчиков. Результаты опросника,  мы отразили в таблице:

    Ф.И. ученика Любишь  ли ты играть? любимые игры Нравятся  ли тебе игры Роль  в игре любимые игрушки Сам придумываешь или  помогают
1 Алёшин  Андрей да Шашки да Пожарный Груз.машина Сам
2 Агапова Катя да Прятки да Мама Барби сама
3 Буравлёв  Серёжа да Дартс нет Водитель Машина сам
4 Буравлёва Света да Прятки да Учитель Кукла Братс С мамой
5 Геньба  Ира да Море волн.раз да Принцесса Кукла Джессика сама
6 Данькова  Марина да Прятки да Мама Мяг.игр. Кот С подружкой
7 Данилова  Наташа да Нет ответа да дочка Братс сама
8 Дутов Петя да Войнушки да Супермен Супермен сам
9 Колесников  Серёжа да Машинки да Водитель Робот сам
10 Волгушев  Даня да Нет ответа да Таксист Машина сам
11 Виткалова Катя да Дочки-матери да Продавец Барби сама
12 Ватунина  Настя да В куклы да Принцесса Конструктор сама
13 Нефёдов артём да Войнушки да Солдат Солдатики сам
14 Назарова  Вика да В куклы да Никем Братс сама
15 Педько  Карина да Нет ответа да Супермодель Братс сама
16 Сибирко Милана да В куклы да Никем Братс С бабушкой
17 Старунов  Никита да Казаки-разбойники да Истребитель вампиров Бетмен сам
18 Фёдоров Вова да войнушки да спецназовец Человек-паук сам

     Анализируя  ответы детей, мы видим, что многие из них ответили одинаково, возможно они  играют вместе и их выборы совпадают как в ролях, так и в самих играх.

     Также, мы можем увидеть, как социальная жизнь повлияла на выбор игр и  ролей в играх. Многие дети отвечали не задумываясь, зная своих любимых  героев: Барби, человек – паук, супермен  и т.д. Игры в «дочки - матери», «магазин», и т.п. моделируют, прежде всего, социальные отношения, социальные роли, нормы социальной жизни, принятые в данной культуре. Участники выполняют разные роли, следую определенным представлениям, нормам и стереотипам поведения и в нашем исследовании детей, которые выбрали именно такой тип игры всего одна девочка.

     Мы  видим, что дети сами выбирают, кем играть и во что играть, без участия родителей, педагогов. Дети игнорируют роли «профессиональные» и социальные, и игра перестает быть способом освоения социальных отношений. По всей вероятности, это связанно с тем, что школьники все более отдаляются от взрослых, не видят и не понимают, профессиональной деятельности родителей. Зато сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, говорит о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев. Да и содержание игр отображает деятельность людей. Однако сюжеты оторваны от жизни, отношения между персонажами совсем иные, не то, что отечественная психологическая концепция детской игры. Изучив эти проблемы, мы, проведя исследование за игровой деятельностью детей, пришли к выводам, почему это происходит? Дети не знают правил игры. Сюжеты однообразны. Взрослые не уделяют этому должного внимания. Современные школьники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства детей не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить.

     Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном развитии детей. Ведь общение происходит в основном в совместной игре, именно совместная игра «ее правила, сюжет, распределение ролей» - главное содержание общения. Играя, выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций. Учитывать воздействия и интересы других соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Подводя краткий итог, отметим, что глобальные изменения, происходящие в цивилизованном обществе, влияют не только на совершенствование игровой деятельности, но и на степень идентификации с ней, на само психологическое пространство, в котором ребенок играет. В связи с этим вполне актуальной и востребованной выглядит необходимость внимательно и осторожно относиться к тому, какие игрушки попадают в руки современных детей и какие игры выбирают дети, какой психологический, культурный смысл они несут детской психике.

     К сожалению, необходимо констатировать тот факт, что сегодня происходит утрата традиций, связанных с игрой. Игра все реже используется педагогами. Происходит выхолащивание игры из жизни детского коллектива. Компьютеризация и телевидение заменили живое общение в игре взрослого и ребенка. Принцип игры применяется все реже. У детей возникает стихийный интерес к игре, выражающийся часто в том, что дети играют в плохие, иногда - в жестокие игры.

     Воспитательное  и развивающее значение игр огромно. Они служат в дошкольный период жизни  естественной формой передачи детям  знаний, способствует усвоению социальных норм и правил, является основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания, в игре, как и во всех других видах детской деятельности, в общении со взрослыми и детьми формируется личность ребенка, которая имеет ряд ведущих базисных характеристик, их становления является главной целью организуемого программой воспитательного процесса.

       Благодаря игре личность ребенка  совершенствуется:

     - Развивается мотивационно - потребностная сфера, возникает иерархия мотивов, где специальные мотивы приобретаю более важное значение для ребенка, чем личное.

     - Преодолеваются эмоциональный эгоцентризм. Ребенку необходимо согласовать свои действия с действиями другого, это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки.

     - Развивается произвольность поведения, умственные действия, способности и творчество ребенка[6,c.72]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

     1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой:  кн. Для учителя. – М.: Просвещение,1987.-144с.- Психологическая наука – школе.

     2. Божович Л.И. Личность и ее  формирование в детском возрасте. – М., 1968.

     3. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-288с.

     4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.

     5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.:Союз, 1997.

     6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика. 1991, 480 с.

     7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер,1999.

     8. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. – 1997.- Т. 18, №3.

     9. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. - №2.

     10. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

     11. Крупская Н. К. Об учителе. Избранные статьи и речи. – М., 1969. 19с.

     12. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1988. – 224с.

     13. Марцинковская Г. Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176с.:ил.

     14. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. / Ученые записки Пермского педагогического института. – Пермь, 1970.-т.77, 238с.

     15. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.-400с.

     16. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.

     17. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. –М.: Владос, 1999. – 576с.

     18. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983.-148с.

Информация о работе Игровая деятельность в младшем школьном возрасте