Игровая деятельность на уроке

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Узнать, насколько необходимо применять игровую деятельность на уроках иностранного языка.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие логически взаимосвязанные задачи:
1. определить место игры в учебном процессе;
2. охарактеризовать положительные и отрицательные стороны подобной формы обучения;
3. рассмотреть классификацию игр;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Игровая деятельность в процессе обучения…………………….5
Понятие игровой деятельности и ее место в педагогическом процессе………………………………………………………………5
Роль игровой деятельности в процессе обучения иностранным языкам…………………………………………………………………9
Специфика и структура игры в процессе обучения………………..11

Глава 2. Разновидности игр и примеры их практического применения в учебной деятельности………………………………………………………14
2.1 Игры, формирующие речевые навыки………………………………...18
2.2 Игры, развивающие речевые навыки………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….27
Приложение………………………………………………………………....28
Список использованной литературы………………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

  Игра  – дело серьезное, а то, что игра – это серьезно, утверждает ее теоретики. Крупнейший знаток проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важнейшими для человека факторами: средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.

  Игра  как ведущая деятельность у детей «определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности», что именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, что игра учит, изменяет, воспитывает, или, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.

  Вывод: Игра занимает важное место в обучении школьников и способствует усвоению новых знаний и умений. 
 
 
 
 

    1. Специфика и структура игры в процессе обучения
 

  Главным элементом игры является игровая  роль, не столь важно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

    Игра – это:  
- речевая деятельность ; 
- мотивированность, отсутствие принуждения; 
- индивидуализированная деятельность, глубоко личная; 
- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; 
- развитие психических функций и способностей; 
-     «учение с увлечением».

  Хотелось  бы выделить цели использования игр  на уроках иностранного языка. Основных целей шесть: 
1. формирование определенных навыков; 
2. развитие определенных речевых умений; 
3. обучение умению общаться; 
4. развитие необходимых способностей и психических функций; 
5. познание (в сфере становления собственно языка); 
6. запоминание речевого материала.
 
 

  Но  специфика игры, как точно подменил М.Н. Скаткин, заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируется. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится». Ставить цель – отдохнуть, переключиться – нет ни необходимости, ни резона: характер игры как таковой сделает свое дело.

  Детская игра является, как показывает опыт педагогов и теоретиков, одним  из эффективных приемов обучение, использование которого делает иностранный  язык любимым предметом школьников.

  Применение игры для развития навыков устной иноязычной речи – еще недостаточно изученная область педагогики. Не всякая игра (пусть самая живая и интересная) подходит для этой цели. Поэтому выбор нужной игры – одна из первоклассных задач преподавателя иностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетом целенаправленности игры, возможности постепенного ее усложнения и лексического наполнения. Отобранные для занятия игры отличаются от обычных детских игр тем, что фактор воображения, фантазия ребенка, вымышленные ситуации отходят как бы на задний план, а доминантой становятся наблюдение и внимание. Учитывая специфику игры в процессе обучения детей иностранному языку, преподаватель руководит ходом игры и контролирует его.

  Особое  внимание привлекают к себе в младших классах игры – драматизации, основой которых является короткая сказка. Они полезны, прежде всего, тем, что развивают образную, выразительную речь ребенка. Участвуя в игре – драматизации, ребенок становится одновременно объектом, на который направлена воля преподавателя и субъектом, познающим мир.

  Игра  – драматизация на занятиях по иностранному языку дает возможность детям  усвоить необходимые слова и  выражения. Порой на первый план выступают  элементы "чистого" обучения, иногда же в центре внимания находится игра.

  Одно  из первых мест на занятиях по иностранному языку занимают дидактические игры как общепризнанная форма устного  развития школьников младших классов, например, различные виды лото. Эта  игра дает широкие возможности варьирования игровым материалом, что способствует прочному усвоению лексического материала. Ребенок постепенно переходит от наглядного действенного способа усвоения лексики (преподаватель называет предмет по-английски, показывая его) к словарно-образному (преподаватель строит разнотипные предложения о предмете, которого в данный момент нет). Следует добиваться, чтобы игра в лото стала неотъемлемым компонентом учебного процесса и способствовала постепенному и последовательному накоплению ребенком словарного запаса, а также всестороннему развитию школьника младших классов.

  Вывод: Игра является одним из продуктивных методов обучения иностранным языкам. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Разновидности игр и примеры их практического применения 

  Говоря  о разновидностях игр необходимо заметить, что данный вопрос относится к разряду проблемных. Каждый педагог или исследователь подходит к данной теме с позиции основанных на личном опыте обучения детей, например иностранному языку. Имеются 2 основных типа игр:

  1. Состязательные игры, в которых  игроки или команды состязаются, соревнуются за то, чтобы первыми достичь цели.

  2. Кооперативные игры, в которых  игроки и команды идут вместе  к общей цели.

  Коммуникативные игры относятся к типу кооперативных  игр, поскольку состязательные элементы или игры, в которых делается акцент на быстроту выполнения, нарушают правильное использование языка.

  Коммуникативные игры следует отличать от лингвистических  игр, поскольку основная цель коммуникативных  игр состоит не в решении лингвистических  задач, а в организации неподготовленной коммуникации.

  Успешное  завершение коммуникативной игры заключается  в выполнении определенного задания (нанесение маршрута на карту, заполнение схемы, диаграммы или нахождения двух совпадающих картинок), нежели правильное построение структуры предложения (использование языка).

  Основной  акцент в коммуникативной игре делается на успешную коммуникацию, а не на правильную речь. Коммуникативную игру следует  использовать на сравнительно продвинутой  стадии обучения или на заранее отработанном и доведенном до автоматизма языковом материале.

  Игры  следует отнести к существенной части языковой программы, а не к  развлекательной деятельности, используемой на последней неделе занятий или  в конце четверти. При помощи игр  на продвинутом уровне обучения появляется возможность для реальной коммуникации. Игра является диагностическим инструментом для учителя, позволяющим определить наиболее трудные моменты, степень усвоения материала, и, стало быть, предпринять все меры по их ликвидации.

  В основе коммуникационных игр лежат  различные технологии такие, например, как заполнение пропусков, догадка, поиск, подбор одинаковой пары, обмен, накопление или сбор, комбинации и карточные игры, проблемы и загадки, ролевые игры и воспроизведение.

  Самые простые виды деятельности, основываются на принципе информатизационного пробела (пробела в информации). В этих играх учащиеся группы А располагают  такой информацией, которая отсутствует  у учащихся группы Б. Учащиеся группы Б должны получить эту информацию. Причем этот тип игры может быть односторонним или обоюдным (взаимным), когда оба игрока располагают лишь частью информации, которую они должны объединить сообща, для решения общей проблемы.

  Коммуникативные игры разыгрываются в парах или  в небольших группах при этом все члены группы обычно располагают определенной информацией.

  Игры  на догадку: Принцип игры состоит  в том, что игроки, обладающие информацией, умышленно придерживают ее, в то время как другие участники пытаются догадаться.

  Поисковые игры: Каждый участник игры обычно имеет одну из частей информации, которая необходима для заполнения анкеты или решения проблемы. Основная задача собрать всю имеющуюся информацию. Таким образом, каждый играющий является одновременно информантом и собирателем информации.

  Игры  на подбор пар: Это игры по вовлечению участников в подбор схожих пар, карт или картинок и могут быть разыграны  целым классом, при этом каждый участник игры должен циркулировать по классу до тех пор, пока не найдет партнера с той же самой карточкой или картинкой. 

  Игры  на соответствие: Игры основываются на мозаичном принципе, где каждый игрок  группы имеет лист мнений, предпочтений или предложений. Только одно из них  разделяется каждым в группе. Через  дискуссию группа определяет, что  является более предпочтительным в данной ситуации.

  Игры  по обмену или сбору информации: Игроки имеют определенные предметы или карты, которыми они охотно обмениваются для того, чтобы заполнить набор. Это может быть разыграно всем классом, где игроки свободно циркулируют, обмениваясь статьями или картами или в качестве межгрупповой деятельности.

  Комбинированная деятельность: Игроки должны обыграть определенную информацию для того, чтобы организоваться в группы такие  как семьи или люди, живущие  в одной и той же квартире.

  Все эти деятельности могут включать элементы решения проблем, элементы ролевой игры или игры на воображение.

  В коммуникативных играх предусмотрена  работа в парах, группах больших  и маленьких и целым классом, при этом участники должны иметь  возможность свободно продвигаться по комнате.

  Роль  учителя в игре: мониторинг, ресурсный  центр, учитель должен передвигаться  от группы к группе, прослушивать, снабжать необходимой информацией, (т.е. оказывать  языковую помощь) замечать ошибки, но не перебивать и не исправлять. Делать пометки на бумаге.

  Коммуникативная игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании  которого язык усваивается более  осмысленно, а, кроме того, является диагностическим инструментом для  учителя (как уже было упомянуто).

  Однако, изучив соответствующую литературу можно выделить две основные группы познавательно – развлекательных  игр. Во-первых, подготовительные игры, основной целью которых является формирование речевых навыков. Данная группа игр, подразделенная на несколько видов, из которых наиболее интересными и полезными в практическом применении я считаю грамматические 
– развивающие речевую, творческую деятельность ученика и лексические тренирующие речемыслительную активность и употребление лексики. Во-вторых, творческие игры, благодаря которым возможно развитие речевых умений учащегося. Из всего видового разнообразия данной группы игр, в этой главе мы попытаемся рассмотреть драматические и ролевые игры, т.к. на мой взгляд, это довольно важными видами игры, в связи с тем, что довольно часто выучив определенный грамматический или лексический материал, ученик не способен использовать его в одной из жизненных ситуаций, а здесь, кстати, применение упомянутой разновидности игр, подталкивающей школьника использовать накопленные знания, принимая самостоятельные решения в процессе урока.
 
 

2.1 Игры, формирующие речевые навыки 

  Грамматические  игры. Данные игры преследуют цели:

  - научить учащихся употреблению  речевых образцов, содержащих определенные  грамматические трудности;

  - создать естественную ситуацию  для употребления данного речевого  образца;

  - развить речевую творческую активность  учащихся.

  Хотелось  бы привести примеры таких игр:

  I. Hide-and-Seek in a picture. 
Учитель говорит: "Let's play hide-and-seek today!"

  P: I want to be "It"

  T: Let's count out.

  Выбрали водящего. Ребята, было, собрались уже прятаться, как их постигло разочарование: оказывается, прятки будут ненастоящие. "Спрятаться" надо мысленно за одним из предметов комнаты, изображенной на большой картине. 
Интересней всего водящему – он пишет на записочке, куда спрятался, и отдает ее учителю. Чтобы больше было похоже на настоящие прятки, класс читает присказку, которая обычно сопровождает эту игру у английских детей:

  Bushel of wheat, bushel of clover:

  All not hid, can't hide over.

Информация о работе Игровая деятельность на уроке