В
современной психолого-педагогической
литературе отмечается, что отличительной
особенностью детей с интеллектуальной
недостаточностью являются нарушения
их игровой деятельности, связанные с
неполноценностью чувственного познания,
речевого недоразвития, ограниченной
практической деятельностью и деятельностью
общения. Этим обусловлена актуальность
проделанной нами работы.
Целью
нашего исследования было изучение особенностей
игровой деятельности дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью. В
результате мы пришли к следующим выводам.
I.
Игровая деятельность детей с интеллектуальными
нарушениями характеризуется следующими
особенностями:
а)
недоразвитие игры как ведущего вида деятельности;
б) отсутствие
длительного увлечения, поглощения игрой;
в)
бедность игровых действий и присутствие
большого числа манипуляций, в том числе
и неспецифических;
г)
несформированность целостного механизма
ролевой игры;
д)
трудности в принятия роли, неумение передать
характер взаимоотношений между персонажами,
их чувства, переживания
е)
выполнение игровых действий без сопровождения
речи.
II.
Перед педагогами, работающими с детьми
с интеллектуальной недостаточностью,
в первую очередь в плане формирования
нормальной игровой деятельности стоят
следующие задачи:
- формирование
собственной позиции ребенка;
- развитие
восприятия сверстника как игрового партнера;
- обучение
вычленению, осознанию и воссозданию различных
типов социальных отношений (формирование
социальных представлений, пригодных
для создания четкой игровой программы
и развитие позиционного замещения);
- формирование
техники создания игрового образа (овладение
доступными детям средствами ролевого
поведения).
III.
Реализация указанных задач возможна
при включении в воспитательно-образовательный
процесс детей дошкольного возраста с
интеллектуальной недостаточностью следующих
форм и приемов работы:
а)
работа с зеркалом – прием, способствующий
формированию представлений ребенка о
себе, составляющих основу «Образа Я»;
б)
работа с альбомом – прием, цель
которого – пробуждение у ребенка интереса
к себе как субъекту деятельности, выделение
себя из фона других людей. В ходе рассматривания
фотографий детей учат рассказывать о
своих возможностях и умениях;
в)
игровые упражнения используются для
привлечения внимания к сверстнику, развития
представлений о возможностях, достижениях
и субъективных качествах сверстников;
г)
комментированное рисование используется
для организации общения детей между собой
и с педагогом. Этот вид деятельности очень
важен для осознания детьми собственного
опыта, который они воссоздают в игре;
д)
подвижная аппликация является еще одним
эффективным приемом осознания собственного
опыта детей;
е)
прием анализа коммуникативных ситуаций
предназначен для обогащения коммуникативного
поведения детей дошкольного возраста
с интеллектуальной недостаточностью.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аникеева,
Н. П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение,
1987. – 210 с.
- Аркин, Е.
А. Воспитание детей в игре. – М., 1983. –
189 с.
- Бажнокова,
И. М. Практикум по психологии детей с нарушениями
интеллекта. – М., 1998. – 178 с.
- Брунер, Дж.
Развитие игровой деятельности и её особенности.
– СПб., 2004. – 210 с.
- Баряева,
Л. Б., Гаврилушкина, О. П., Зарин, А. П., Соколова,
Н. Д. Программа воспитания и обучения
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
– СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2001. – 320 с.
- Баряева,
Л. Б., Зарин, А. П. Обучение сюжетно-ролевой
игре детей с проблемами интеллектуального
развития: Учебно-методическое пособие.
– Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 416 с.
- Богуславская,
З. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для
детей младшего дошкольного возраста:
Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение,
1991. – С.12 – 62.
- Выготский,
Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии
ребенка // Вопросы психологии. – 1966. –
№ 6. – С.62 – 76.
- Гаврилушкина,
О. П. Социализация и развитие знаково-символической
деятельности у дошкольников, отстающих
в развитии // Ранняя социализация детей
дошкольного возраста с особенностями
психофизического развития. – Минск, 1997.
– С.24 – 32.
- Гаврилушкина,
О. П. Проблемы коммуникативного поведения
у дошкольников // Ребенок в детском саду.
– 2003. – № 1. – С.19 – 21.
- Дробинская,
А. О., Фишман, М. Н. Дети с трудностями в
обучении // Дефектология. – 1996. – № 6.
– С.47 – 53.
- Михайленко,
Н. Я., Короткова, Н. А. Формирование самостоятельного
замысла совместной сюжетно-ролевой игры
// Дошкольное воспитание. – 1981. – № 11.
– С.14 – 17.
- Катаева,
А. А., Стребелева, Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика.
– М., 1988. – 98 с.
- Катаева,
А. А., Стребелева, Е. А. Дидактические игры
и упражнения в обучении умственно отсталых
дошкольников. – М., 1991. – 123 с.
- Коррекционно-воспитательная
работа в специальных дошкольных учреждениях
/ Под ред. Н. Г.Морозовой. – М., 1976. – 85 с.
- Кулеша,
Э. Освоение предметных действий умственно
отсталыми детьми // Дефектология. – 1989.
– № 3. – С.65 – 69.
- Леонтьев,
А. Н. Психологические основы дошкольной
игры. Избр. психол. труды: В 2 томах / Под
ред. В. В. Давыдова и др. – М.: Педагогика,
1983. – С.303 – 323.
- Лубовский,
В. И. Развитие словесной регуляции действий
у детей. – М.: Педагогика, 1978. – 224 с. –
С.117 – 138.
- Рубинштейн,
С. Л. Основы общей психологии. – М.: Просвещение,
1996. – 314 с.
- Слепович,
Е. С. Игровая деятельность дошкольников
с задержкой психологического развития.
– М., 1990. – 166 с.
- Слепович,
Е. С. Некоторые особенности общения дошкольников
с задержкой психического развития // Генетические
проблемы социальной психологии / Под
ред. Коломинского Я. Л., Лисиной М. И. –
Минск, 1985. – 93 с.
- Соколова,
Н. Д. Развитие речевого общения умственно
отсталых дошкольников в игре // Вопросы
формирования речи аномальных детей дошкольного
возраста: сб. науч. трудов. / Отв. Ред. Л.
П. Носкова. – М.: Изд. АПН СССР, 1982. – 92 с.
– С.56 – 65.
- Соколова,
Н. Д. Развитие игровой деятельности умственно
отсталых дошкольников в процессе направленного
обучения // Особенности развития и воспитания
детей дошкольного возраста с недостатками
слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой;
НИИ дефектологии АПН СССР. – М.: Педагогика,
1984. – 144 с. – С.30 – 47.
- Соколова,
Н. Д. Игровая деятельность умственно отсталых
дошкольников // Дошкольное воспитание
аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой,
Н. Д. Соколовой, О. П. Гаврилушкиной и др.
– М.: Просвещение, 1993. – 224 с. – С.135 – 146.
- Эльконин,
Д. Б. Психология игры. – М., 1984. – 290 с.