Игровая деятельность детей с интелектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить процесс игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3.
1. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1. Значение игры для развития детей дошкольного возраста…………….…5.
1.2. Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью………………………….…………...….11.
1.3. Проблема общения и мотивации игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………….18.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ……………………………………………………... 25.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....42.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….44.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ ИСПРАВЛЕННАЯ.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

     В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что отличительной особенностью детей с интеллектуальной   недостаточностью  являются нарушения их игровой деятельности, связанные с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической  деятельностью и деятельностью общения. Этим обусловлена актуальность проделанной нами работы.

     Целью нашего исследования было изучение особенностей игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. В результате мы пришли к следующим выводам.

     I. Игровая деятельность детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется следующими особенностями:

     а) недоразвитие игры как ведущего вида деятельности;

     б) отсутствие длительного увлечения, поглощения игрой;

     в) бедность игровых действий и присутствие большого числа манипуляций, в том числе и неспецифических;

     г) несформированность целостного механизма ролевой игры;

     д) трудности в принятия роли, неумение передать характер взаимоотношений между персонажами, их чувства, переживания

     е) выполнение игровых действий без сопровождения речи.

     II. Перед педагогами, работающими с детьми с интеллектуальной недостаточностью, в первую очередь в плане формирования нормальной игровой деятельности стоят следующие задачи:

  1. формирование собственной позиции ребенка;
  2. развитие восприятия сверстника как игрового партнера;
  3. обучение вычленению, осознанию и воссозданию различных типов социальных отношений (формирование социальных представлений, пригодных для создания четкой игровой программы и развитие позиционного замещения);
  4. формирование техники создания игрового образа (овладение доступными детям средствами ролевого поведения).

     III. Реализация указанных задач возможна при включении в воспитательно-образовательный процесс детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью следующих форм и приемов работы:

     а) работа с зеркалом – прием, способствующий формированию представлений ребенка о себе, составляющих основу «Образа Я»;

     б) работа с альбомом – прием, цель которого – пробуждение у ребенка интереса к себе как субъекту деятельности, выделение себя из фона других людей. В ходе рассматривания фотографий детей учат рассказывать о своих возможностях и умениях;

     в) игровые упражнения используются для привлечения внимания к сверстнику, развития представлений о возможностях, достижениях и субъективных качествах сверстников;

     г) комментированное рисование используется для организации общения детей между собой и с педагогом. Этот вид деятельности очень важен для осознания детьми собственного опыта, который они воссоздают в игре;

     д) подвижная аппликация является еще одним эффективным приемом осознания собственного опыта детей;

     е) прием анализа коммуникативных ситуаций предназначен для обогащения коммуникативного поведения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.  
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987. – 210 с.
  2. Аркин, Е. А. Воспитание детей в игре. – М., 1983. – 189 с.
  3. Бажнокова, И. М. Практикум по психологии детей с нарушениями интеллекта. – М., 1998. – 178 с.
  4. Брунер, Дж. Развитие игровой деятельности и её особенности.  – СПб., 2004. – 210 с.
  5. Баряева, Л. Б., Гаврилушкина, О. П., Зарин, А. П., Соколова, Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2001. – 320 с.
  6. Баряева, Л. Б., Зарин, А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. – Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 416 с.
  7. Богуславская, З. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – С.12 – 62.
  8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С.62 – 76.
  9. Гаврилушкина, О. П. Социализация и развитие знаково-символической деятельности у дошкольников, отстающих в развитии // Ранняя социализация детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. – Минск, 1997. – С.24 – 32.
  10. Гаврилушкина, О. П. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 1. – С.19 – 21.
  11. Дробинская, А. О., Фишман, М. Н. Дети с трудностями в обучении // Дефектология. – 1996. – № 6. – С.47 – 53.
  12. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Формирование самостоятельного замысла совместной сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 1981. – № 11. – С.14 – 17.
  13. Катаева, А. А., Стребелева, Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1988. – 98 с.
  14. Катаева, А. А., Стребелева, Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1991. – 123 с.
  15. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях / Под ред. Н. Г.Морозовой. – М., 1976. – 85 с.
  16. Кулеша, Э. Освоение предметных действий умственно отсталыми детьми // Дефектология. – 1989. – № 3. – С.65 – 69.
  17. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры. Избр. психол. труды: В 2 томах / Под ред. В. В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. – С.303 – 323.
  18. Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М.: Педагогика, 1978. – 224 с. – С.117 – 138.
  19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – М.: Просвещение, 1996. – 314 с.
  20. Слепович, Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психологического развития. – М., 1990. – 166 с.
  21. Слепович, Е. С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития // Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Коломинского Я. Л., Лисиной М. И. – Минск, 1985. – 93 с.
  22. Соколова, Н. Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста: сб. науч. трудов. / Отв. Ред. Л. П. Носкова. – М.: Изд. АПН СССР, 1982. – 92 с. – С.56 – 65.
  23. Соколова, Н. Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе направленного обучения // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой; НИИ дефектологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с. – С.30 – 47.
  24. Соколова, Н. Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой, Н. Д. Соколовой, О. П. Гаврилушкиной и др. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с. – С.135 – 146.
  25. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М., 1984. – 290 с.
 
 
 

          

Информация о работе Игровая деятельность детей с интелектуальной недостаточностью