Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 00:06, курсовая работа
Цель работы – изучить процесс игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3.
1. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1. Значение игры для развития детей дошкольного возраста…………….…5.
1.2. Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью………………………….…………...….11.
1.3. Проблема общения и мотивации игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………….18.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ……………………………………………………... 25.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....42.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….44.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ИГРОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С
1.1. Значение
игры для развития детей
1.2. Особенности
игровой деятельности детей дошкольного
возраста с интеллектуальной недостаточностью………………………….………
1.3. Проблема
общения и мотивации игровой деятельности
у детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….44.
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Большое значение придается проблеме социализации детей, в решении которой ведущую роль играет общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Нередко дети с интеллектуальной недостаточностью стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Даже владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с недоразвитием интеллекта фактически лишены возможности словесной коммуникации, т.к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении [10, с.19]. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.
Становление и развитие речи, а значит и общения у детей этой категории, как и у их нормально развивающихся сверстников, совершается в неразрывной связи с овладением различными видами детской деятельности. Одним из основных положений дошкольной олигофренопедагогики является признание общности закономерностей развития нормального и аномального школьника. Это означает, что в жизни ребенка с интеллектуальной недостаточностью, так же как и у его нормальных сверстников, должна быть «эпоха игры» (Л. С. Выготский [8]). В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра определяет главные направления детского развития. Базовым компонентом её является ролевое поведение. Побудительная сила общения во время игры рождается из двойственности позиции, которую занимает играющий ребенок. С одной стороны, он выполняет роль определенного персонажа, подчиняя речевое поведение ролевому. С другой стороны, он является партнером по игре, вступает в общение с другими детьми – по ходу развертывания сюжета. Специальные исследования показали, что при наличии любых проблем в развитии сюжетно-ролевая игра оказывается в зоне риска и не приобретает статуса ведущей деятельности (Л. Б. Баряева, Н. А. Борисова, О. П. Гаврилушкина, Е. В. Золоткова, Е. С. Слепович, Н. Д. Соколова и др.) [5; 6; 20; 21; 22; 24]. Поэтому перед современным педагогом стоит важная задача постепенного введения ребенка с интеллектуальной недостаточностью в мир игры, обучения его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками.
Объект работы – игровая деятельность у детей дошкольного возраста.
Предмет работы – особенности игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Цель работы – изучить процесс игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
Научная
и практическая значимость работы заключается
в том, что в результате исследования
представлены материалы, полезные родителям
и педагогам для более эффективного решения
проблемы навыков общения детей с интеллектуальными
нарушениями в игровой деятельности.
1.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая в их функции специфическое содержание, сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.
Другая трактовка природы игры – удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.
Игра – это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.
Игра – это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, который ее окружает. В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.
Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально-действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.
Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития».
В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.
Элементарные функции игры готовятся в предметных действиях. Предисловием игры становится способность, перенесение одних функций предмета на другие. Она начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается от жестокого поля восприятия.
Игра
в придуманной ситуации освобождает
от ситуативной связи. В игре ребенок
обучается действовать в
Случайный предмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и ее воображаемое значение, воображаемую функцию, становится символом. Ребенок может любой предмет пересоздать на что угодно, он становится первым материалом для воображения. Дошкольнику очень трудно оторвать свою мысль от вещи, поэтому он должен иметь опору в другой вещи. Например, для того, чтобы вообразить себе коня, ему необходимо найти палку как точку опоры. В этом символизирующем действии происходит взаимное проникновение, переживание и фантазия. Сознательность ребенка отделяет образ реальной палочки, которая требует реальных действий с ней.
Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.
Палочка имеет определенное значение, которое в новом действии приобретает для ребенка нового, особенного игрового содержания. Детская фантазия рождается в игре, которая стимулирует этот творческий путь, создание собственной особенной реальности, своего жизненного мира.
На ранних этапах развития игра стоит очень близко к практической деятельности. В практическом основании действий с окружающими предметами, когда ребенок осмысливает, что он кормит куклу пустой ложкой, воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения предметов еще не наблюдается.
Для дошкольников основная линия развития лежит в формировании непредметных действий, а игра возникает как зависший процесс. С годами, когда эти виды деятельности меняются местами, игра становится ведущей, господствующей формой построения собственного мира [6, с. 239].
Не выигрывать, а играть – такова общая формула, мотивация детской игры (О. М. Леонтьев).
Ребенок может овладеть широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности только в игре, в игровой форме. В этот процесс освоения прошедшего мира через игровые действия в этом мире, включены как игровое сознание, так и игровое неведомое.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, – их называют творческими, или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не настоящий летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправится, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.
Игра
– самостоятельная
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности [9, с. 78].
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формированием мышления, воображения, нравственных качеств, коллективных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индивидуальные особенности детей, их характеры.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Можно сказать, что игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы с детьми. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в дошкольных учреждениях.
Информация о работе Игровая деятельность детей с интелектуальной недостаточностью