Игровая деятельность детей с интелектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить процесс игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3.
1. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1. Значение игры для развития детей дошкольного возраста…………….…5.
1.2. Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью………………………….…………...….11.
1.3. Проблема общения и мотивации игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………….18.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ……………………………………………………... 25.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....42.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….44.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ ИСПРАВЛЕННАЯ.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

     На  активные роли выбираются только те, кто  выполняет все правила игры и  соблюдает тишину.

     Особым  видом коррекционно-педагогической работы является комментированное рисование. Неоценимое значение комментированного рисования для психического развития, в частности, для развития коммуникативной деятельности дошкольников, показано в работах О. П. Гаврилушкиной [9; 10]. Смысл этих оригинальных занятий заключается в организации общения детей между собой и с педагогом по поводу содержания несложных изображений, создаваемых на глазах у воспитанников мелом на доске или фломастерами на листе бумаги. В рисунке отражается близкое детям содержание, основу которого составляют события из их личного опыта – совместные игры, беседы, прогулки, совместный труд. Взрослый учит детей узнавать себя и других детей в рисунке, обращаться друг к другу с вопросами и сообщениями, то есть активно использовать коммуникативные типы высказываний. В качестве примера приведем фрагмент занятия по развитию речи.

     Тема: Обитатели зимнего леса.

     Педагогический  замысел:

    • закреплять представления детей о признаках зимы, о лесных животных;
    • учить перевоплощению;
    • учить выделять сверстника в качестве объекта взаимодействия;
    • учить сосредоточивать внимание на собеседнике, поддерживать зрительный контакт;
    • развивать чувствительность к сверстнику-партнеру;
    • способствовать опредмечиванию в рисунке собственных впечатлений;
    • учить составлять несложный рассказ по рисунку с опорой на свой
    • собственный опыт;
    • учить задавать вопросы, делать сообщения и побуждения.

     Материал: доска, цветные мелки, елка, «волшебная палочка», маски животных, перчатки.

     Этап  занятия: комментированное рисование.

     Педагог спрашивает детей, куда их приглашала добрая фея. Дети рассказывают, что они были в сказочном зимнем лесу, что фея взмахнула волшебной палочкой, и они превратились в сказочных лесных обитателей. Педагог берет цветной мел и предлагает: «Хотите, чтобы я нарисовала на доске об этом? Подойдите ко мне, будете вспоминать и мне рассказывать, что происходило с вами в зимнем лесу». Взрослый, обращаясь к Тане, предлагает: «Спроси у Миши, в кого его превратила фея? Ваня, поинтересуйся у Миши, какого цвета шубка у зайчика? Диана, узнай у Миши, что любит есть зайка? Витя, задай вопрос Мише, кого боится зайка?». В процессе общения педагог рисует схематичное изображение каждого из детей, которое дополняет выразительной деталью, подчеркивающей его игровой образ.

     После того, как на доске появляются схематичные  фигуры детей, можно переходить к следующему этапу – составлению рассказа по созданной картине: «А теперь давайте разберемся, кто здесь нарисован и чем занимается. Иди, Максим, начинай. Сначала найди себя и расскажи о том, кем ты был в сказочном лесу, а потом про всех своих друзей».

     Благодаря тому, что в рисунке отражается близкое детям содержание, основу которого составляет их непосредственный личный опыт, происходит активная интериоризация накопленных представлений. Этот вид  деятельности очень важен для  осознания детьми собственного опыта, который они воссоздают в игре.

     Комментированное  рисование облегчает привлечение  внимания ребенка к собеседнику. Данные исследователей указывают на крайне редкое зрительное взаимодействие сверстников, недостаточное внимание к лицу партнера по игре. Это фактически препятствует развертыванию диалога. В ходе комментированного рисования у взрослого появляется возможность формировать у ребенка потребность следить за лицом собеседника.

     Еще одним эффективным приемом осознания  собственного опыта детей является подвижная аппликация. Каждый из участников задания на листе бумаги А-4 или пластиковой доске составляет картину из предложенных элементов. Одним из действующих лиц должен быть он сам. По сути, эта картина из собственного опыта с реальным, а возможно, выдуманным сюжетом.

     Дети  на своих листах бумаги раскладывают выбранные ими фигуры, воссоздавая  связное содержание в соответствии с задуманным сюжетом. Недостающие  объекты можно дорисовать. Потом  каждый из них рассказывает о содержании своей картины.

     План-конспект занятия с использованием подвижной аппликации:

     Тема: «Я с друзьями на прогулке».

     Педагогический  замысел:

    • обогащать социальные представления детей;
    • способствовать интериоризации социальных представлений детей;
    • учить устанавливать смысловые связи, ориентируясь на жесты, мимику, движения головы, конечностей, туловища;
    • учить понимать язык плоскостного изображения;
    • учить придумывать сюжеты;
    • обучать ориентировке в пространстве листа бумаги и нахождению композиционных решений.

     Материалы: листы А-4, цветные карандаши, плоскостные двусторонние фигурки детей в профиль в динамических позах, образная игрушка – бабочка.

     Содержание  занятия:

     Первый  этап. Педагог сообщает детям, что  с интересом наблюдал из окна, как  они играли на прогулке. Он предлагает: «Хотите, мы сделаем целую картину и назовем ее: «Я с друзьями на прогулке». Но сначала надо вспомнить, что было самым интересным на прогулке». Опираясь на вопросы взрослого, дети делятся впечатлениями. Педагог: «Что вы делали на прогулке?» «Что делал Миша на прогулке?… Как помогала Оля лепить снежный ком?… Кто лепил самый большой ком?… Кто прикрепил нос – морковку и сделал из веточек руки снеговику?…» и т.д.

     Второй  этап. Педагог предлагает детям выбрать  фигурки детей. Он старается подчеркнуть  некоторую схожесть, между ребенком и фигуркой, его отождествляющей. Педагог: «Теперь сделаем картинку «Я с друзьями на прогулке». Нужно постараться как можно интереснее рассказать о увлекательной прогулке». Рассказывает педагог, а дети по ходу рассказа выкладывают фигурки на листы, дорисовывают детали рядом с фигурками: «веточки» в руках у Тани, «снежный ком» рядом с Мишей и Витей и т.д. Таким образом, рождается сюжет.

     Третий  этап. Дети с помощью взрослого  рассказывают по составленным картинам о том, что они делали на прогулке.

     В рамках подобной работы проводятся динамические паузы, которые органично вливаются  в структуру занятия. Эти своеобразные «вставки» вместо физкультминуток  основаны на имитационных движениях  и действиях с воображаемыми  предметами. В процессе действий в воображаемой ситуации или с воображаемыми объектами продолжается организованный взрослым диалог.

     Динамическая  пауза не должна быть длительной, но обязательно интересной, проходить  оживленно, доставлять удовольствие детям.

     Одним из приемов работы по осознанию собственного социального опыта является анализ коммуникативных ситуаций. Материалом для него служат картинки, содержание которых отражает взаимодействие детей. Данная методика разработана О. П. Гаврилушкиной [10]. Она предназначена для обогащения коммуникативного поведения нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста. Содержание картинок может быть самым разнообразным, воссоздавать конфликтные ситуации межличностного взаимодействия, и во всех случаях оно должно отражать непосредственный опыт детей и соответствовать их возрастным интересам и потребностям.

     Анализ  ситуации проводится следующим образом: детям предъявляется картинка, они  вместе со взрослым разбирают ее содержание. Когда дети выскажут свои предположения, начинается разыгрывание этой ситуации по ролям. Задача состоит в том, чтобы передать словами внутренние размышления и намерения персонажей, сопоставить со словами, сказанными вслух. Педагог обращает внимание на средства выразительности, используемые художником.

     Здесь вводятся элементы режиссуры. Взрослый помогает детям говорить от имени роли, стимулируя придумывание речи персонажей. Сначала он вводит детей в ситуацию: «Как-то девочка простудилась и заболела. У нее поднялась высокая температура, сильно болело горло. Девочка очень любила гулять на улице. Именно в этот день выпало много снега. И все ребята гурьбой «высыпали» во двор. Девочка подошла к окну и увидела, что во дворе гуляют ее друзья, она подумала…, и произнесла со вздохом…. Таня, гуляя на улице, увидела в окне свою больную подругу и у нее мелькнула мысль…. Она окликнула Витю и предложила…. А Витя с радостью…» и т.д. Когда дети поймут смысл работы с картинками, то она будет занимать меньше времени и может быть использована в качестве своеобразных этюдов-упражнений перед другими видами работы.

     Практический  опыт показывает, что для развития выразительных средств поведения  детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо введение в коррекционно-воспитательный процесс специальных занятий. Их целью является обучение детей адекватному восприятию, осознанию и воссозданию эмоциональных состояний [13]. На таких занятиях дети учатся правильно воспринимать графическое изображение эмоции, адекватно воспроизводить эмоциональные состояния с помощью выразительных движений, распознавать при изображении их другими детьми. Продолжительность каждого занятия составляет 20 – 25 минут. Они проводятся фронтально со всеми детьми группы.

     Наиболее  эффективно обучение умению воспроизводить эмоциональные состояния происходит при включении в одно упражнение контрастных эмоций: радость – дистресс, безразличие – гнев, интерес и т.д. Занятие имеет примерно следующие этапы: 

    1. Организационный момент необходим для установления определенного эмоционального настроя детей.
    2. Знакомство с эмоцией. В ходе созданной педагогом игровой ситуации осуществляется самостоятельное узнавание детьми графического изображения. Для этого предъявляются фотографии, рисунки, пиктограммы эмоций, подвижные плоскостные модели. Этот этап сопровождался музыкой, создающей соответствующий эмоциональный фон.
    3. Воспроизведение детьми эмоции перед зеркалом проводится для лучшего ее осознания. Благодаря зеркалу ребята могут увидеть соответствующие мимические проявления, проконтролировать правильность воспроизведения эмоции.
    4. Комментированное рисование эмоциональных состояний детей формирует у них умение распознавать чувства по мимике и позе. Пиктограмма и условные фигурки используются в качестве знаков, замещающих эмоциональное состояние человека. Благодаря комментированному рисованию происходит знаковое опосредование эмоции.
    5. Воссоздание эмоции с помощью выразительных движений, в графическом изображении.

     В заключение следует подчеркнуть, что  представленные выше приемы и формы  работы способствуют формированию социальных представлений, пригодных для ролевой игры, развитию выразительных движений, обеспечивающих выполнение ролевого поведения, и обучению взаимодействию сверстников как равных партнеров, что необходимо для развития игры как совместной деятельности.

     Вся коррекционно-воспитательная работа по формированию ролевого поведения должна проходить в тесной взаимосвязи с воспитательно-образовательным процессом в группе. По сути, она является его частью, так как опирается на содержание разных разделов работы. 
 
 
 
 

     ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 
 

     1. Задачи коррекционного воспитательно-образовательного процесса, позволяющие поднять игровую деятельность на уровень ролевой у детей с интеллектуальной недостаточностью, следующие:

  • формирование собственной позиции ребенка;
  • развитие восприятия сверстника как игрового партнера;
  • обучение детей соотнесению собственной программы с программой партнера, изменению индивидуальной программы для нахождения общей линии поведения;
  • обучение вычленению, осознанию и воссозданию различных типов социальных отношений.
  • формирование техники создания игрового образа.
  1. Реализация указанных задач возможна при включении в воспитательно-образовательный процесс детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью следующих форм и приемов работы:
  • работа с зеркалом;
  • работа с альбомом;
  • различные игровые упражнения (например, «Угадай, кто это», «Это я, узнай меня», «Кто тебя позвал, узнай!» и т.д.);
  • игры с правилами;
  • комментированное рисование;
  • подвижная аппликация;
  • анализ коммуникативных ситуаций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Информация о работе Игровая деятельность детей с интелектуальной недостаточностью