Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 00:06, курсовая работа
Цель работы – изучить процесс игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3.
1. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1. Значение игры для развития детей дошкольного возраста…………….…5.
1.2. Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью………………………….…………...….11.
1.3. Проблема общения и мотивации игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………….18.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ……………………………………………………... 25.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....42.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….44.
На активные роли выбираются только те, кто выполняет все правила игры и соблюдает тишину.
Особым
видом коррекционно-
Тема: Обитатели зимнего леса.
Педагогический замысел:
Материал: доска, цветные мелки, елка, «волшебная палочка», маски животных, перчатки.
Этап занятия: комментированное рисование.
Педагог спрашивает детей, куда их приглашала добрая фея. Дети рассказывают, что они были в сказочном зимнем лесу, что фея взмахнула волшебной палочкой, и они превратились в сказочных лесных обитателей. Педагог берет цветной мел и предлагает: «Хотите, чтобы я нарисовала на доске об этом? Подойдите ко мне, будете вспоминать и мне рассказывать, что происходило с вами в зимнем лесу». Взрослый, обращаясь к Тане, предлагает: «Спроси у Миши, в кого его превратила фея? Ваня, поинтересуйся у Миши, какого цвета шубка у зайчика? Диана, узнай у Миши, что любит есть зайка? Витя, задай вопрос Мише, кого боится зайка?». В процессе общения педагог рисует схематичное изображение каждого из детей, которое дополняет выразительной деталью, подчеркивающей его игровой образ.
После того, как на доске появляются схематичные фигуры детей, можно переходить к следующему этапу – составлению рассказа по созданной картине: «А теперь давайте разберемся, кто здесь нарисован и чем занимается. Иди, Максим, начинай. Сначала найди себя и расскажи о том, кем ты был в сказочном лесу, а потом про всех своих друзей».
Благодаря тому, что в рисунке отражается близкое детям содержание, основу которого составляет их непосредственный личный опыт, происходит активная интериоризация накопленных представлений. Этот вид деятельности очень важен для осознания детьми собственного опыта, который они воссоздают в игре.
Комментированное
рисование облегчает
Еще
одним эффективным приемом
Дети на своих листах бумаги раскладывают выбранные ими фигуры, воссоздавая связное содержание в соответствии с задуманным сюжетом. Недостающие объекты можно дорисовать. Потом каждый из них рассказывает о содержании своей картины.
План-конспект занятия с использованием подвижной аппликации:
Тема: «Я с друзьями на прогулке».
Педагогический замысел:
Материалы: листы А-4, цветные карандаши, плоскостные двусторонние фигурки детей в профиль в динамических позах, образная игрушка – бабочка.
Содержание занятия:
Первый этап. Педагог сообщает детям, что с интересом наблюдал из окна, как они играли на прогулке. Он предлагает: «Хотите, мы сделаем целую картину и назовем ее: «Я с друзьями на прогулке». Но сначала надо вспомнить, что было самым интересным на прогулке». Опираясь на вопросы взрослого, дети делятся впечатлениями. Педагог: «Что вы делали на прогулке?» «Что делал Миша на прогулке?… Как помогала Оля лепить снежный ком?… Кто лепил самый большой ком?… Кто прикрепил нос – морковку и сделал из веточек руки снеговику?…» и т.д.
Второй этап. Педагог предлагает детям выбрать фигурки детей. Он старается подчеркнуть некоторую схожесть, между ребенком и фигуркой, его отождествляющей. Педагог: «Теперь сделаем картинку «Я с друзьями на прогулке». Нужно постараться как можно интереснее рассказать о увлекательной прогулке». Рассказывает педагог, а дети по ходу рассказа выкладывают фигурки на листы, дорисовывают детали рядом с фигурками: «веточки» в руках у Тани, «снежный ком» рядом с Мишей и Витей и т.д. Таким образом, рождается сюжет.
Третий этап. Дети с помощью взрослого рассказывают по составленным картинам о том, что они делали на прогулке.
В рамках подобной работы проводятся динамические паузы, которые органично вливаются в структуру занятия. Эти своеобразные «вставки» вместо физкультминуток основаны на имитационных движениях и действиях с воображаемыми предметами. В процессе действий в воображаемой ситуации или с воображаемыми объектами продолжается организованный взрослым диалог.
Динамическая пауза не должна быть длительной, но обязательно интересной, проходить оживленно, доставлять удовольствие детям.
Одним из приемов работы по осознанию собственного социального опыта является анализ коммуникативных ситуаций. Материалом для него служат картинки, содержание которых отражает взаимодействие детей. Данная методика разработана О. П. Гаврилушкиной [10]. Она предназначена для обогащения коммуникативного поведения нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста. Содержание картинок может быть самым разнообразным, воссоздавать конфликтные ситуации межличностного взаимодействия, и во всех случаях оно должно отражать непосредственный опыт детей и соответствовать их возрастным интересам и потребностям.
Анализ ситуации проводится следующим образом: детям предъявляется картинка, они вместе со взрослым разбирают ее содержание. Когда дети выскажут свои предположения, начинается разыгрывание этой ситуации по ролям. Задача состоит в том, чтобы передать словами внутренние размышления и намерения персонажей, сопоставить со словами, сказанными вслух. Педагог обращает внимание на средства выразительности, используемые художником.
Здесь вводятся элементы режиссуры. Взрослый помогает детям говорить от имени роли, стимулируя придумывание речи персонажей. Сначала он вводит детей в ситуацию: «Как-то девочка простудилась и заболела. У нее поднялась высокая температура, сильно болело горло. Девочка очень любила гулять на улице. Именно в этот день выпало много снега. И все ребята гурьбой «высыпали» во двор. Девочка подошла к окну и увидела, что во дворе гуляют ее друзья, она подумала…, и произнесла со вздохом…. Таня, гуляя на улице, увидела в окне свою больную подругу и у нее мелькнула мысль…. Она окликнула Витю и предложила…. А Витя с радостью…» и т.д. Когда дети поймут смысл работы с картинками, то она будет занимать меньше времени и может быть использована в качестве своеобразных этюдов-упражнений перед другими видами работы.
Практический
опыт показывает, что для развития
выразительных средств
Наиболее
эффективно обучение умению воспроизводить
эмоциональные состояния
В заключение следует подчеркнуть, что представленные выше приемы и формы работы способствуют формированию социальных представлений, пригодных для ролевой игры, развитию выразительных движений, обеспечивающих выполнение ролевого поведения, и обучению взаимодействию сверстников как равных партнеров, что необходимо для развития игры как совместной деятельности.
Вся
коррекционно-воспитательная работа по
формированию ролевого поведения должна
проходить в тесной взаимосвязи с воспитательно-образовательным
процессом в группе. По сути, она является
его частью, так как опирается на содержание
разных разделов работы.
ВЫВОДЫ
ПО ГЛАВЕ
1. Задачи коррекционного воспитательно-образовательного процесса, позволяющие поднять игровую деятельность на уровень ролевой у детей с интеллектуальной недостаточностью, следующие:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информация о работе Игровая деятельность детей с интелектуальной недостаточностью