Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:01, курсовая работа
Цель исследования – выявить наиболее эффективные условия использования игр в социализации личности дошкольника.
Задачи исследования:
- определить сущность и социальный характер игры;
- рассмотреть особенности социализации детей дошкольного возраста;
- изучить опыт работы дошкольного образовательного учреждения по социализации детей в игровой деятельности;
- подготовить рекомендации для воспитателей и родителей по руководству игрой дошкольников.
Дать консультацию на тему:
«Использование игры с целью коррекции психологических
трудностей, связанных с социализацией
детей в обществе».
Обобщив полученные сведения по работе специалистов, мы можем сделать вывод, что в данном детском саду ведется активная работа с воспитателями и родителями для максимального развития детей и успешной социализации детей в игровой деятельности.
2.2. Рекомендации
по руководству игрой в
Как мы уже говорили, чтобы игра носила целенаправленный характер, способствовала успешной социализации ребенка, играми надо руководить.
Игра входит в жизнь детей рано, как правило возникая в семейной обстановке [4].
Дома у детей значительно больше времени для игр, чем в детском саду. Причем в семейной обстановке общение взрослых с ребенком осуществляется на фоне доверительных, теплых отношений. Даже маленький дошкольник может принимать участие в домашнем труде, который в этом возрасте еще является фактически игрой. Родители способны формировать игровые навыки у детей во время прогулок, семейных праздников, обычных домашних дел.
Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, усваиваемых в повседневной жизни. В семье ребенок приобретает бесценный опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями, взаимопомощи в хозяйственных делах. Живя в подобной атмосфере, подражая родителям, дети рано начинают играть в «Семью». В свою очередь, игры, отражающие быт семьи, взаимоотношения с ее членами, могут стать почвой для воспитания у дошкольников привязанности, нежности, чуткости, отзывчивости, внимания ко всем окружающим.
Неумение многих родителей использовать семейные условия для всестороннего воспитания детей в игре объясняется отсутствием у них педагогических знаний, способности анализировать свои действия, давать им соответствующую оценку. Игрой в семье часто называют любую деятельность ребенка: рисование, просмотр мультфильмов или просто возню, баловство.
Родители старших дошкольников
отдают предпочтение играм, способствующим
формированию познавательной сферы
ребенка, подготовки к школе. И покупают
главным образом «умные»
Большинство отцов и матерей убеждены: если игра – это самостоятельная деятельность, то взрослым вообще не следует в нее вмешиваться. Ребенок должен играть сам. Взрослые не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно даже самое малое участие в его игре, важно чувствовать поддержку, одобрение. Главным средством развития игры многие родители считают лишь приобретение игрушек [1].
На другие ошибки в поведении родителей указывал еще А.С.Макаренко. он писал о том, что некоторые родители слишком вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, лишают ребенка возможности самому решить игровую задачу [13].
Весьма типично для семейного воспитания изобилие игрушек при их видовом однообразии. Это утомляет ребенка и не отвечает его духовным запросам.
Не все родители понимают, что для игр должно быть отведено специальное место. Если ребенок не имеет определенного места для игрушек, у него развивается небрежность, безответственность, стремление переложить свои обязанности по уходу за ними на других членов семьи. Кроме того, многие родители, боясь, что ребенок разбросает игрушки по всей комнате, излишне ограничивает его игровое пространство.
Если взрослые не понимают воспитательного значения игры, то они не учитывают опыта, который ребенок получает в повседневной жизни в процессе чтения детской литературы, просмотра мультфильмов. А следовательно, не ставят задачу целенаправленного использования этих знаний в игре. В результате в игру стихийно переносятся лишь наиболее яркие положительные и отрицательные моменты из семейной жизни, затронувшие чувства ребенка. Основное же содержание получаемых знаний не находит применения и закрепления в игре [1].
Таким образом, родители не должны оставлять без внимания процесс игры своего ребенка. И в этом им должны оказать помощь воспитатели и педагоги. Родители и воспитатели в тесном содружестве друг с другом должны воспитывать детей с помощью игры. Родителям необходимо рассказывать о видах детских игр, знакомить с методами руководства детской игрой.
Рассмотрим вопрос руководства игрой в детском саду.
Особая роль игры в процессе
социализации ребенка требует насыщения
ею всей жизни в детском саду.
В связи с этим игра введена
в ежедневно повторяющийся
Утром целесообразно создавать условия для игры, не требующих большой подвижности. Это игры индивидуальные или для небольшой группы детей. По содержанию это должны быть игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные, сюжетно-ролевые.
Время на прогулках может быть использовано для организации подвижных игр, игр с природными материалами, строительно-конструктивных игр, не требующих сложного игрового оборудования.
Наиболее полноценно игра разворачивается в вечерний период, и важно создать условия для самых разнообразных игр: творческих, подвижных, дидактических.
Установление в режиме дня специального времени для игры – важнейшее педагогическое условие существования игры как самостоятельной деятельности и использование ее как формы организации детской жизни и средства воспитания.
В игре осуществляется практическое
познание ребенком окружающего мира.
Процесс формирования знаний, их совершенствование
не является мотивом игры или ее
целью. Ребенок играет не ради приобретения
или закрепления знаний – к
игре его побуждают другие мотивы:
желание действовать как
Игра связана и с трудом. Один из вида труда детей – ручной труд – связан с игрой непосредственно. Овладение детьми ручными навыками и умениями значительно повышает их самостоятельность в игре. В соответствии со своими замыслами дети могут не только подобрать готовые игрушки, но и изготовить недостающие из бумаги, картона, природного материала. Связь игры и труда проявляется и в том, что дети поддерживают в порядке свое «игровое хозяйство» [11].
Педагог должен уметь управлять игрой детей, использовать ее в педагогической работе. Игра как вид деятельности направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и в повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя, конечно, ни сам ребенок, ни взрослые ее намеренно не ставят. Эта цель сливается с мотивом игры, так как единственным побуждением, направляющим активность ребенка на занятие игрой, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни взрослых.
Средствами игры являются, во-первых, знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях, выраженных образах, речи, переживаниях и действиях ребенка. Во-вторых, способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах. И, в-третьих, те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о пользе и вредных действиях людей.
Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессе игры чувство товарищества, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля.
Важнейшим результатом игры
является глубокая эмоциональная
Руководство игрой есть использование педагогом с наибольшей полнотой тех огромных образовательно-воспитательных возможностей, которые присущи этой удивительной деятельности ребенка [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретической работы мы изучили особенности игровой деятельности дошкольников, классификацию игр. Также мы рассмотрели особенности развития детей дошкольного возраста, трудности их социализации в обществе и способы преодоления этих сложностей в процессе игровой деятельности. Этот вопрос довольно полно изучен в отечественной и зарубежной литературе, что позволило нам провести тщательный анализ литературы и сделать следующие выводы.
Дошкольный возраст - это
период приобщения ребенка к познанию
окружающего мира, период его начальной
социализации. Высокая восприимчивость
детей дошкольного возраста, легкая
обучаемость, благодаря пластичности
нервной системы, создают благоприятные
возможности для успешного
Исследования многих ученых показали, что игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям. Игра оказывает существенное влияние на социальное и нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста. В ней отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил.
Накопление ребенком самостоятельно
и под руководством взрослых необходимого
социального опыта способствует
раскрытию возрастного
Также мы составили рекомендаций для воспитателей и родителей по руководству игрой дошкольников. К сожалению, необходимо констатировать тот факт, что сегодня происходит утрата традиций, связанных с игрой. Игра все реже используется педагогами. Вряд ли сегодня возможно утверждение, что игра пронизывает жизнь детских коллективов. Компьютеризация и телевидение заменили живое общение в игре взрослого и ребенка. Здесь многое зависит от воспитателей и родителей. Они должны больше играть с ребенком, правильно подбирать игры и игрушки, грамотно руководить игрой.
Мы изучили опыт работы дошкольного образовательного учреждения «ясли-сад №559 г. Минска». Здесь игровая деятельность организованная целесообразно, что полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству.
Таким образом, поставленная нами цель - показать, что игра является эффективным средством социализации дошкольника - была достигнута и решены все задачи.
Подводя итог проделанной работе, можно сделать вывод, что с помощью эффективного руководства игрой можно добиться успешной социализации дошкольника, так как именно в игре ребенок развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Игра как важное средство социализации детей дошкольного возраста