Игра как важное средство социализации детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить наиболее эффективные условия использования игр в социализации личности дошкольника.
Задачи исследования:
- определить сущность и социальный характер игры;
- рассмотреть особенности социализации детей дошкольного возраста;
- изучить опыт работы дошкольного образовательного учреждения по социализации детей в игровой деятельности;
- подготовить рекомендации для воспитателей и родителей по руководству игрой дошкольников.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 61.30 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Игра занимает очень важное место в жизни человека, поскольку  в дошкольном возрасте именно игровая  деятельность является основным видом  деятельности ребенка.

Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена  и у всех народов. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с людьми. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и так далее. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта [3].

Другими словами, именно в  игре осуществляется процесс социализации, то есть процесс становления личности маленького человека, усвоения им социально-культурного  опыта.

Это объясняет тот факт, что игра как особый вид деятельности привлекает к себе внимание многих исследователей – педагогов, психологов, философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, представителей разных отраслей науки интересуют «свои» аспекты игры, но все они сходятся в том мнении, что игра – это  неотъемлемая часть человеческой культуры.

В настоящее время специалисты  в области дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как  важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие  общевоспитательные задачи. Методологической основой развития теории и практики детской игры является положение  об игре как о целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания.

В дошкольной педагогике и  в практике работы детских садов  утвердилось мнение о том, что  развитие ребенка определяется условиями  его жизни и воспитания, и что  поступательное развитие личности не есть результат спонтанно проявляющихся, заложенных природой индивидуальных черт и качеств.

Изучение психологических  основ игровой деятельности в  нашей стране было начато еще в 20-е  годы Л.С. Выготским. Впоследствии идеи Выготского развивали такие известные  отечественные психологи, как А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Проблемам  изучения игры большое внимание уделяли  К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко. В современной  отечественной науке изучением  игры как особого вида деятельности занимаются многие ученые – А.В. Запорожец, Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, С.Л. Новоселова, М.А. Васильева, А.А. Люблинская и многие другие.

За рубежом изучением  детской психологии занимались такие  ученые, как Ж. Пиаже, Т. Бауэр, А. Бертин, Дж. Брунер, А. Валлон, П. Лич, Дж. Лешли  и другие.

Тема нашей работы посвящена  изучению игры как средства социализации в дошкольном возрасте.

Актуальность данного  исследования заключается в том, что оно может дать конкретные рекомендации воспитателям и родителям, в том вопросе, как с помощью  игры облегчить ребенку процесс  вхождения в общество. Дело в том, что, несмотря на огромное количество различных методических пособий, не все воспитатели детских садов  достаточно профессионально владеют  методикой руководства игрой, считают  лишь количество проведенных игр, не обращая внимания на их результативность.

Большинство родителей даже не имеют представления о том, что такое игра и как надо ею руководить, какие игрушки необходимо покупать ребенку. В результате растет количество детей с трудностями  в социализации, детей, которые испытывают сложности в освоении мира социальных отношений.

Проблема исследования состоит  в том, как с помощью эффективного руководства игрой добиться успешной социализации дошкольника.

Объект исследования –  дошкольники 3-6 лет.

Предмет исследования –  процесс социализации дошкольника  в игре.

Гипотеза исследования: игра является важным средством социализации ребенка 3-6 лет, если родители и воспитатели при ее организации соблюдают следующие педагогические условия:

- владеют системой знаний об игре;

- методически правильно руководят игрой;

- подбирают игры с учетом возраста ребенка и особенностями его социализации.

Цель исследования – выявить наиболее эффективные условия использования игр в социализации личности дошкольника.

Задачи исследования:

- определить сущность  и социальный характер игры;

- рассмотреть особенности социализации детей дошкольного возраста;

- изучить опыт работы дошкольного образовательного учреждения по социализации детей в игровой деятельности;

- подготовить рекомендации  для воспитателей и родителей по руководству игрой дошкольников.

Основными методами исследования являются анализ специальной литературы, социально-педагогическое наблюдение, беседы с воспитателями, детьми и их родителями.

Базой нашего исследования является дошкольное образовательное учреждения «Ясли-сад №559» г.Минска.

 

 

ГЛАВА 1. ИГРА КАК  ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

 

    1. Социальный характер игры

 

В настоящее время специалисты  дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая  деятельность ребенка должна выполнять  широкие воспитательные социальные функции.

Игра – наиболее доступный  для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего  мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность  в общении [14].

Игра – первая школа  общественного воспитания ребенка, «арифметика социальных отношений», как охарактеризовал ее Л.С.Выготский [1].

Н.К.Крупская писала: «Для ребят  дошкольного возраста игры имеют  исключительное значение: игра для  них – учеба, игра для них –  труд, игра для них – серьезная  форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего» [7].

 Через игру ребенок  входит в мир взрослых, овладевая  духовными ценностями, усваивает  предшествующий социальный опыт.

Игра имеет социальную основу. И детские игры прежних  лет, и современные игры убеждают нас в том, что они связаны  с миром взрослых. В первые годы жизни у ребенка преобладает  интерес к предметам, вещам, которые  используют окружающие. Поэтому в  играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с  каким-то предметом (ребенок готовит  еду на игрушечной плите, купает куклу  в тазике).  В развернутой форме  ролевой игры, которая наблюдается  у детей начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования отношений между людьми, а следовательно начинает служить усвоению социального опыта.

Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая  деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который  учит малыша играть, знакомит с общественно  сложившимися способами игровых  действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, стоить сюжет, подчиняться  правилам и т.д.) усваивая в общении  со взрослыми технику различных  игр, ребенок затем обобщает игровые  способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает  ее развивающий эффект [6].

Кроме того, согласно Ж.Пиаже, игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция  игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом  испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдаленной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей  организовать свой опыт, и, возможно, с  игрой связаны те моменты в  жизни детей, когда они чувствуют  себя в большей безопасности и  могут контролировать собственную  жизнь [20].

Детские игры чрезвычайно  многообразны по характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднена.

Основу классификации  игр в педагогике заложил П.Ф.Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению Лесгафта, «…первые игры ребенка всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться…». При этом очень важно, чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что он сам видел и на что сам натыкался. Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни [10].

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые  отличаются мерой непосредственности участия взрослого, а также разными  формами детской активности.

Первая группа – это  игры, где взрослый принимает косвенное  участие в их подготовке и проведении. Активность детей(при условии сформированности определенного уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер – дети способны самостоятельно поставить игровую цель, развить  замысел игры и найти нужные способы  решения игровых задач. В самостоятельных  играх создаются условия для  проявления детьми инициативы, которая  всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым  можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей  функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого  ребенка.

Сюжетные игры представляют собой основу формирования игровой  деятельности в раннем и дошкольном детстве. На начальном этапе ребенок  с помощью взрослого усваивает  особенности предметов-игрушек (ознакомительные  игры), способы действия с ними (отобразительные  игры). В дальнейшем под руководством взрослых дети приобретают опыт практической деятельности и начинают в игре отражать назначение предметов (сюжетно-ролевые  игры) и, наконец, их трудовые и общественные отношения(ролевые игры) [15].

Сюжетно-ролевая игра –  это особая деятельность детей, специфика  которой носит условный характер, замещающий по отношению к настоящей, серьезной деятельности. В ней  дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события, с  ними происходящие. Воссоздание осуществляется за счет игровых действий, игровых  ролей, игровой(предметной) ситуации. Оно  позволяет детям реализовать  сюжетное событие (или цепь событий), определяющее смысловой контекст игры [1].

В сюжетных играх широко используются игрушки сюжетно-образные (куклы, животные и др.) и технические (транспорт, строительные материала  и др.)

К познавательным играм относятся  различные конструктивные игры, игры, направленные на развитие сообразительности, на познание свойств природного материала  и др. По мере  взросления детей  познавательные игры должны занимать все большее место в игровой  практике.

Вторая группа – это  различные обучающие игры, в которых  взрослый, сообщая ребенку правила  игры или объясняя конструктивные игрушки, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения: они  направлены на усвоение определенного  программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для  нравственно-этического воспитания дошкольников.

Активность детей в  обучающих играх носит в основном репродуктивный характер: решая игровые  задачи с заданной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. Активность в данном случае может  проявляться в произвольном выборе более удачного способа действий. На основе сформировавшихся умений дети могут затевать самостоятельные  игры, в которых будет больше элементов  творчества.

К группе игр с фиксированной  программой действий относят игры-драматизации, игры-развлечения, подвижные, дидактические, музыкальные игры.

Подвижные игры способствуют совершенствованию основных движений, выработке нравственно-волевых качеств, косвенно влияют на умственное и эстетическое воспитание дошкольников. Они могут  быть сюжетными и бессюжетными. Подвижные  игры, развивающие ловкость, способность  к групповому взаимодействию, связаны  с такими игрушками, как мячи, скакалки, кегли.

Дидактические игры (игры с  дидактическими игрушками и аналогичным  материалом, словесные, сюжетно-дидактические, настольно-печатные) педагоги используют в основном в целях умственного  воспитания детей. Вместе с тем в  этих играх ребята учатся согласовывать  действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости  от общей цели и т.д. [1].

Сущность дидактической  игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая  при этом определенные трудности. В  дидактической игре формируется  познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются  интеллектуальные игры. [2].

Информация о работе Игра как важное средство социализации детей дошкольного возраста