Игра как важное средство социализации детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить наиболее эффективные условия использования игр в социализации личности дошкольника.
Задачи исследования:
- определить сущность и социальный характер игры;
- рассмотреть особенности социализации детей дошкольного возраста;
- изучить опыт работы дошкольного образовательного учреждения по социализации детей в игровой деятельности;
- подготовить рекомендации для воспитателей и родителей по руководству игрой дошкольников.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 61.30 Кб (Скачать)

Дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с собой, с  социумом, с внешним миром –  социально неуверенные дети. Ребенок, который плохо приспособлен к  жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения любых  жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных  усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат. Именно поэтому мудрые родители стараются помочь ребенку  приобрести свой собственный опыт побед  и неудач. Тогда у ребенка (а  затем у взрослого человека) формируется  осознанный, гармонический выбор  способов жизни. А это дает социально  уверенное поведение, социально-компетентное самоощущение в любых жизненных  ситуациях.

Таким образом, дошкольный возраст  является сензитивным в развитии психических, физических процессов  личности ребенка. Это период вхождения  в мир социальных отношений через  общение, реальные и игровые отношения  со взрослыми и сверстниками.

Поскольку ведущим видом  деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребенка. Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит. Агентами социализации для дошкольника являются родители, сверстники, взрослые – те люди, в непосредственной взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Социализация осуществляется широким набором универсальных средств. К ним можно отнести формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы духовной культуры, стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных или иных социализирующих организациях, последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре и т.д.

Результатам процесса социализации является социализированность. Ее формированию в дошкольном возрасте способствует игра.

Но у многих детей наблюдаются  трудности в социализации. Социально  неуверенные дети не умеют гармонично взаимодействовать с собой, с  социумом, внешним миром. Это может  отрицательно сказаться на их дальнейшей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

И СЕМЬИ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ

ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1. Изучение опыта работы дошкольного образовательного учреждения по социализации детей в игровой деятельности

 

Для анализа деятельности дошкольного образовательного учреждения по социализации детей в игровой деятельности мы выбрали «Ясли-сад №559» г.Минска. Мы изучили отчет методиста детского сада, составленный после проверки эффективности воспитательной работы по данному вопросу.

Проверка проводилась  с 14 февраля 2011 по 18 апреля  2011 года заведующим Надольской З.Л и заместителем заведующего Томсон Т.М.

На контроле стояли следующие вопросы:

  1. создание условий игровой деятельности;
  2. организация и руководство игрой и игр связанных одним сюжетом;
  3. планирование игровой деятельности в детском саду;
  4. уровень игровых навыков у детей.

Использовались  следующие методы: 

- наблюдения в свободной деятельности детей;

- анкетирование воспитателей, родителей;

- анализ планирования игровой деятельности.

Проверка по оснащению  игровой деятельностью материалами показала, что в основном все группы имеют неплохой материал по игровой деятельности. 
         Так в группе № 1, 2, 10, 11, 12 имеется достаточно богатый материал по игровой деятельности, воспитатели следят, чтобы атрибуты были в порядке. Игры подобраны согласно возрасту детей. Весь 
игровой материал находится в удобных емкостях, в доступном для детей 
месте.

Постарались в  оформлении атрибутов по игровой  деятельности воспитатели групп №5, 6, 8, 14. В детском саду имеется достаточно богатый фонд различных видов театров.

Анализ планов показал, что  воспитатели не всегда вдумчиво планируют работу по игровой деятельности. Прослеживается планирование дидактических, развивающих, сюжетно - ролевых, мало подвижных, подвижных игр. Однако игры - драматизации, игры забавы изредка наблюдаются только в группах № 10,12.

Задачи игровой  деятельности воспитатели планируют  общие. Не наблюдается дифференциации задач к сюжетно - ролевым, дидактическим, играм - драматизациям. В планах плохо отражаются те навыки и умения, которые воспитатели хотели бы привить детям в игровой деятельности. Воспитатели групп № 5, 6, 8, 9, 13, 14 не всегда планируют воспитательные задачи.

В разделе «Художественно-речевая деятельность» воспитатели всех групп мало планируют театрально - игровую деятельность.

В разделе «Совместная с педагогом деятельность» планируются подвижные игры. Возникает вопрос: «Где будут играть дети?». Если в группах № 6,10,11,13 пространство позволяет проводить игры средней подвижности, то в других группах в игры средней подвижности и подвижные игры можно играть только на улице. Для этого есть отдельный раздел «Игры детей на улице».

Оценка профессиональных умений педагога, необходимые для  развития игровой деятельности детей показала, что знания, умения поверхностные

 

  • по определению уровня игровых умений детей - у 18.8% воспитателей;
  • по обогащению игрового опыта детей в самостоятельной деятельности – у 18,8% воспитателей;
  • по развитию умений использовать строительный материал в качестве предметов - заместителей и для создания различных построек - 6,2% (Ключник О.П).
  • по использованию косвенных методов руководства самостоятельной игрой детей - 6.2% воспитателей (Ключник О.П).
  • по обучению детей менять игровую позицию в рамках одного сюжета - 12.4 воспитателей (Герасименок Л.Д., Пинчук О.Н.).
  • по обучению детей связывать сказочные и реальные персонажи в ролевом поведении с ролевым диалогом - 24.8% (Пашкова Н.П.,

Сугако Д.В., Герасименок Л.Д.).

  • использовать игру с целью коррекции психологических трудностей, связанных с развитием личностных качеств детей - 6.2% (Залесская О.В).
  • использовать различные методы и приемы для перевода сюжетно-ролевой игры в план речи и воображения (отойти от предметно - игровой среды и свободно применять в игре все средства игрового замещения) - 6.2% (Залесская О.В).

На высоком  уровне:

  • обогащают игровой опыт детей (индивидуально, подгруппой) в 
    самостоятельной деятельности - 80% воспитателей;

-    обучают детей менять игровую позицию в рамках одного сюжета, менять игровые ситуации для обучения детей умению менять роль в рамках одного сюжета, сопровождая ролевым диалогом -   85 % воспитателей;          

  • регулируют взаимоотношения детей, разрешать конфликты, возникшие в процессе самостоятельной деятельности – 93,8% воспитателей.
  • используют косвенные методы руководства самостоятельной игрой детей – 93,8% воспитателей.

Воспитатели групп № 1, 2, 6, 10, 11, 12 - Рудкевич Т.Н., Трасковская И.П., Потиевская Е.В., Залесская О.В., Пашкова Н.П., Ясинская Т.А., Далидович Р.Н., Мытько И.В. умело организовывают игровую деятельность, дети имеют хорошие навыки игровой деятельности, правильно выполняют взятые на себя роли.

В группе № 5 большое внимание во время игровой деятельности обращают на воспитание положительных взаимоотношений.

В группах № 13,14 воспитатели Герасименок Л.Л., Бухалович О.П., Пинчук О.Н. имеют определенные умения руководства игровой деятельностью, но они не совсем часто подкрепляются непосредственным руководством со стороны воспитателей.

Индекс уровня развития игровой деятельности детей  в дошкольном 
учреждении – 85,8%.

Из них:

- Индекс уровня развития игровой деятельности в группах «Почемучки» мл – 81,6%.

  • Индекс уровня развития игровой деятельности в группах «Почемучки» ст. 91.6%.
  • Индекс уровня развития игровой деятельности в группах «Фантазеры» -86.6%.

Так в группе № 12 дети затрудняются:

  • в игре со сверстником игровые действия сопровождать игровым диалогом всоответствии с ролью;
  • самостоятельно подбирать игрушки и различные предметы, обозначать игровое пространство, используя предметы-заместители.

Детям групп № 8, 12, 14 в игровой деятельности необходимо постоянное руководство со стороны педагога.

В группе № 10 дети затрудняются во время игры ролевое поведение 
сопровождать ролевым диалогом, самостоятельно подбирать предметы - 
заместители и выполнять условные игровые действия. 
В группе №13 детям трудно подчиняться правилам игры, выполняя 
соответствующую роль или игровые действия.

Но дети в группах №5, 13 хорошо отражают в содержании сюжета игры взаимоотношения взрослых, для самостоятельной игры объединяются в группы диады, триады; умеют роли сопровождать речевым диалогом,

самостоятельно подбирают  предметы - заместители, выполняя условные

игровые действия.

            В группе №6 дети используют игровой материал для создания простых и сложных построек и в качестве предметов - заместителей. У детей хорошо развита фантазия, воображение, но содержание игры сводится к однообразным действиям. Поэтому необходимо больше уделить внимания на обогащение ролевого поведения и ролевого диалога, обучать придумыванию игры, используя художественные произведения.

В группе №11, 13 плохо соблюдаются в процессе игры, усвоенные

нравственные нормы поведения, наблюдаются конфликтные ситуации в

игровой деятельности.

Дети групп № 1, 2, 9 могут  самостоятельно выбирать тему игры, развивать сюжет на основе опыта и представлений, согласовывать тему игры, обговаривать содержание, распределять роли.

Во всех группах  стоит проблема уборки игрового материала после игры, приведения в порядок игровых уголков и группы в целом.

Опрос родителей  показал, что:

1. Со своим ребенком играют – часто - 80%, изредка - 20% родителей. 
         2. Наблюдают, как играет ребенок – часто - 80%, изредка - 20% родителей.

3. Предпочитают играть в игры:

  • с сюжетом - 63.3% детей;
  • познавательные - 40% детей;
  • настольно - печатные - 50% детей;
  • игры - драматизации - 33.3% детей;
  • с конструктором - 60%о детей.

4. Считают, что, наблюдая за игрой ребенка, можно рассмотреть его 
положительные или отрицательные качества: 100% родителей.

5. Считают, что:

- чтобы исполняемые роли детей в игре отражали хорошее, что существует между членами их семьи следует:

            •   показывать пример хорошего отношения - 26.6% родителей;

  • подсказывать пример хорошего поведения, давать советы в игре, 
    принимать самим участие в игре детей - 30% родителей;
  • исправлять ошибки плохого поведения ребенка - 3.3%;
  • запрещать жестокие игры - 3.3% родителей;
  • поощрять интересные замыслы детей - 6.6%;

          -    не стоит влиять на игры детей -10% опрошенных родителей;

  • нет ответа - у 20% родителей.

Для ознакомления родителей с игровой деятельностью  воспитатели групп подготовили консультации: «Во что ты любишь играть», «Игра - школа нравственности», «Какая игрушка нужна ребенку», «Вечерние игры с ребенком»,  «Игрушки - друзья ребенка, его радость», «Мама, папа, поиграйте со мной», «Какой должна быть детская игрушка»; провели родительские собрания на тему: «Растем, играя», «Роль матери и отца в воспитании ребенка».

Исходя из анализа, были предложены  следующие решения:

  1. Отметить хорошую работу по оснащению игровой деятельности 
    воспитателей в группах № 11,12;
  2. Оформить в группе №1 игры «Библиотека», «Ателье», «Моряки»;
  3. в группе № 2 обновить игровой материал, оформить сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Почта» «Моряки», «школа»;
  4. В группах № 5,6,8,13 обогатить уголок театрально - игровой деятельности.
  5. Дифференцировать в планах задачи по видам игр;
  6. Контроль за планированием возложить на заместителя заведующего по оздоровительной  деятельности;

Информация о работе Игра как важное средство социализации детей дошкольного возраста