Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:01, курсовая работа
Цель исследования – выявить наиболее эффективные условия использования игр в социализации личности дошкольника.
Задачи исследования:
- определить сущность и социальный характер игры;
- рассмотреть особенности социализации детей дошкольного возраста;
- изучить опыт работы дошкольного образовательного учреждения по социализации детей в игровой деятельности;
- подготовить рекомендации для воспитателей и родителей по руководству игрой дошкольников.
Очень велико значение дидактической
игры для умственного воспитания
детей. В играх с игрушками, разными
предметами, с картинками у ребенка
происходит накопление чувственного опыта.
Сенсорное развитие ребенка в
дидактической игре происходит в
неразрывной связи с развитием
у него логического мышления и
умения выражать свои мысли в слове.
Увлекательные дидактические
Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий. Таковы, например, игры, в которых надо определить, «что такое хорошо и что такое плохо», дать характеристики литературным героям.
Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей [14].
Музыкальные игры, которые могут быть хоровыми, сюжетными и бессюжетными, часто сочетают в себе элементы дидактических и подвижных игр. Они существенно влияют не только на эстетическое воспитание детей, но и на их физическое и умственное развитие. Большое значение для эстетического воспитания детей имеют и театрализованные игры.
Игры-развлечения, рекомендуемые
в основном детям раннего и
младшего дошкольного возраста, повышают
эмоционально-положительный
Кроме собственно игр следует сказать о так называемой неигровой деятельности, протекающей в игровой форме. Это могут быть особым образом организованные начальные формы детского труда, некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомление с окружающим на прогулке и др.
Нельзя не отметить, что игры имеют существенные преимущества перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного в детской самостоятельной деятельности общественного сложившегося опыта.
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учиться принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.
В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом(координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе и к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации.
В этот период продолжает бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение память.
Возникающее неудержимое, естественное
для этого периода онтогенеза
стремление к овладению телом, психическими
функциями и социальными
В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности [18].
И в этом возрасте ребенок начинает осваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, а значит, он вовлекается в процесс социализации [21].
Рассмотрим, что такое социализация и трудности, которые испытывают дошкольники в процессе социализации.
Изучением социализации личности
на разных этапах развития общества занимались
многие ученые. Среди них З.Фрейд,
Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, И.С.Кон, Н.П.Дубинина
и другие. Каждый из них в соответствии
со своей концепцией давал различные
определения понятия «
Социализация (от лат Socialis - общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [16].
В различных словарях социализация определяется как:
Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом и государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целесообразного и социально контролируемого воспитания(семейного, религиозного, социального).
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит [17].
Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в целом, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины и женщины (поло-ролевая социализация), создали семью (семейная социализация) и т.д.
Человек не только объект и
субъект социализации, но, в той
или иной мере, ее жертва. Успешная социализация
предполагает эффективную адаптацию
человеку к обществу и в то же
время – способность
Социализация человека происходит
с помощью ряда, условно говоря,
«механизмов». К психологическим
и социально-психологическим
- Импритинг (запечатление)
– фиксирование человека на
рецепторном и подсознательном
уровнях воздействующих на
- Экзистенциальный нажим
– овладение языком и
- Подражание – следование
какому-либо предмету, образцу. В
данном случае – один из
путей произвольного и чаще
непроизвольного усвоения
- Идентификация (отождествление)
– процесс неосознаваемого
- Рефлексия – внутренний
диалог, в котором человек
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:
- Традиционный механизм
социализации представляет
- Институциональный механизм
социализации функционирует в
процессе взаимодействия
- Межличностный механизм
социализации функционирует в
процессе взаимодействия
- Стилизованный механизм
социализации действует в
Для успешной социализации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
Дж. Мид различал три стадии
процесса обучения ребенка исполнению
взрослых ролей. Первая – подготовительная
стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время
которой ребенок имитирует
Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом.
Третья – заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится целенаправленным и появляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только свою роль, но и роль партнеров [21].
Результатом социализации является
социализированность. Исследователями
выделены характеристики личности, обеспечивающие
успешную социализацию: способность
к изменению своих ценностных
ориентаций, умения находить баланс между
своими ценностями и требованиями роли
при избирательном отношении
к социальным ролям; ориентация не на
конкретные требования, а на понимание
универсальных моральных
Игра же является одним из видов деятельности в дошкольном возрасте, который способствует практическому освоению реального социального пространства; в символических действиях ребенок проигрывает коллизии людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вводит в игровые сюжеты [18].
Рассмотрим трудности социализации детей дошкольного возраста. Так как игра – ведущий вид деятельности дошкольника, она и является и средством социализации. Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях.
Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так [5].
Основным препятствием в развитии самостоятельной творческой игры является неправильное воспитание в раннем возрасте. Не приученный действовать самостоятельно, ребенок нуждается в помощи взрослых при столкновении с самыми незначительными трудностями.
Вторым препятствием в развитии игр являются неблагоприятные жизненные условия, когда ребенка изолируют от окружающих. Игры таких детей будут убоги по содержанию, однообразны, отрывочны.
Информация о работе Игра как важное средство социализации детей дошкольного возраста