Игра как важное средство социализации детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить наиболее эффективные условия использования игр в социализации личности дошкольника.
Задачи исследования:
- определить сущность и социальный характер игры;
- рассмотреть особенности социализации детей дошкольного возраста;
- изучить опыт работы дошкольного образовательного учреждения по социализации детей в игровой деятельности;
- подготовить рекомендации для воспитателей и родителей по руководству игрой дошкольников.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 61.30 Кб (Скачать)

Очень велико значение дидактической  игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными  предметами, с картинками у ребенка  происходит накопление чувственного опыта. Сенсорное развитие ребенка в  дидактической игре происходит в  неразрывной связи с развитием  у него логического мышления и  умения выражать свои мысли в слове. Увлекательные дидактические игры в слове создают у дошкольников интерес к решению умственных задач. Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности.

Содержание дидактических  игр помогает формированию моральных  представлений и понятий. Таковы, например, игры,  в которых надо определить, «что такое хорошо и  что такое плохо», дать характеристики литературным героям.

Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому  воспитанию детей [14].

Музыкальные игры, которые  могут быть хоровыми, сюжетными и  бессюжетными, часто сочетают в себе элементы дидактических и подвижных  игр. Они существенно влияют не только на эстетическое воспитание детей, но и на их физическое и умственное развитие. Большое значение для эстетического  воспитания детей имеют и театрализованные игры.

Игры-развлечения, рекомендуемые  в основном детям раннего и  младшего дошкольного возраста, повышают  эмоционально-положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности, питают ум ребенка неожиданными и  яркими впечатлениями. Существенно, что  игры-забавы создают благоприятную  почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.

Кроме собственно игр следует  сказать о так называемой неигровой  деятельности, протекающей в игровой  форме. Это могут быть особым образом  организованные  начальные формы  детского труда, некоторые виды изобразительной  деятельности, ознакомление с окружающим на прогулке и др.

Нельзя не отметить, что  игры имеют существенные преимущества перед специально организованными  занятиями в том плане, что  в них складываются более благоприятные  условия для проявления активного  в детской самостоятельной деятельности общественного сложившегося опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности дошкольного возраста и трудности социализации

 

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения  социальным пространством человеческих отношений через общение с  близкими взрослыми, а также через  игровые и реальные отношения  со сверстниками.

Испытывая потребность в  любви и одобрении, осознавая  эту потребность и зависимость  от нее, ребенок учиться принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими  людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством  выразительных движений, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным  телом(координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного  отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес  к телесной конструкции человека, в том числе и к половым  различиям, что содействует развитию половой идентификации.

В этот период продолжает бурно  развиваться речь, способность к  замещению, к символическим действиям  и использованию знаков, наглядно-действенное  и наглядно-образное мышление, воображение  память.

Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами  взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности  и радости жизни. В то же время  ребенок испытывает потребность  к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребенок категорически  отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и др.), он с упоением воспроизводит известное. Весь период детства с трех до семи лет эта тенденция онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками – периодами стереотипного воспроизведения достигнутого.

В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается  настолько, что это дает основание  говорить о детской личности [18].

И в этом возрасте ребенок  начинает осваивать определенную систему  знаний, норм и ценностей, позволяющих  ему функционировать в качестве полноправного члена общества, а  значит, он вовлекается в процесс  социализации [21].

Рассмотрим, что такое  социализация и трудности, которые  испытывают дошкольники в процессе социализации.

Изучением социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, И.С.Кон, Н.П.Дубинина и другие. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные  определения понятия «социализация».

Социализация (от лат Socialis - общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [16].

В различных словарях социализация определяется как:

  1. процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит,
  2. процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта,
  3. Процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, присущих данному обществу, социальной общности, группе [17].

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в  относительно направляемом обществом  и государством процессе влияния  на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также  в процессе относительно целесообразного  и социально контролируемого  воспитания(семейного, религиозного, социального).

Сущность социализации состоит  в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит [17].

Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью  общества в целом, чтобы его члены  успешно овладели ролями мужчины  и женщины (поло-ролевая социализация), создали семью (семейная социализация) и т.д.

Человек не только объект и  субъект социализации, но, в той  или иной мере, ее жертва. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию  человеку к обществу и в то же время – способность противостоять  ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации. Человек, полностью идентифицирующий себя с  обществом, может рассматриваться  как жертва социализации. Человек  не адаптированный к обществу –  тоже жертва социализации. Из этого  следует, что и процесс и результат  социализации содержит в себе внутренний, до конца не разрешимый конфликт между  мерой идентификации человека с  обществом и степенью его обособления  в обществе.

Социализация человека происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». К психологическим  и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

- Импритинг (запечатление) – фиксирование человека на  рецепторном и подсознательном  уровнях воздействующих на него  жизненно важных объектов.

- Экзистенциальный нажим  – овладение языком и неосознаваемое  усвоение норм социального поведения,  обязательных в процессе взаимодействия  со значимыми лицами.

- Подражание – следование  какому-либо предмету, образцу. В  данном случае – один из  путей произвольного и чаще  непроизвольного усвоения человеком  социального опыта.

- Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления  человеком себя с другим человеком,  группой, образцом.

- Рефлексия – внутренний  диалог, в котором человек рассматривает,  оценивает, принимает или отвергает  те или иные ценности, свойственные  различным институтам общества, семье, обществу сверстников,  значимым лицам и т.д.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести  следующие:

- Традиционный механизм  социализации представляет собой  усвоение человеком норм, взглядов, эталонов поведения, стереотипов,  которые  характерны для его  семьи и ближайшего окружения(соседского, приятельского и т.д.).

- Институциональный механизм  социализации функционирует в  процессе взаимодействия человека  с институтами общества и различными  организациями, как специально  созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие  функции попутно со своими  основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие  структуры, а также средства  массовой коммуникации).

- Межличностный механизм  социализации функционирует в  процессе взаимодействия человека  с субъективно значимыми для  него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т.д.).

- Стилизованный механизм  социализации действует в рамках  определенной субкультуры, которая  влияет на человека в той  мере, в какой группы сверстников,  коллеги по профессии и другие, являющиеся ее носителями, референты  для него [16].

Для успешной социализации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения  и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным  стадиям:

  1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
  2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
  3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая – подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время  которой ребенок имитирует поведение  взрослых без какого-либо понимания(например, девочка наказывает куклу).

Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение  тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой  позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом.

Третья – заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой  ролевое поведение становится целенаправленным и появляется способность ощущать  роли других актеров. Удачным примером можно считать игру в футбол, когда  в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для  взаимодействия с партнерами каждому  из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал в том или  ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только свою роль, но и роль партнеров [21].

Результатом социализации является социализированность. Исследователями  выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность  к изменению своих ценностных ориентаций, умения находить баланс между  своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении  к социальным ролям; ориентация не на конкретные требования, а на понимание  универсальных моральных человеческих ценностей.

Игра же является одним  из видов деятельности в дошкольном возрасте, который способствует практическому  освоению реального социального  пространства; в символических действиях  ребенок проигрывает коллизии людей, символически идентифицируясь и  обособляясь от персонажей, которых  он по своей воле вводит в игровые  сюжеты [18].

Рассмотрим трудности  социализации детей дошкольного  возраста. Так как игра – ведущий  вид деятельности дошкольника, она  и является и средством социализации. Игра помогает вхождению ребенка  в общество. Через игру ребенок  знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях.

Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так [5].

Основным препятствием в  развитии самостоятельной творческой игры является неправильное воспитание в раннем возрасте. Не приученный действовать  самостоятельно, ребенок нуждается  в помощи взрослых при столкновении с самыми незначительными трудностями.

Вторым препятствием в  развитии игр являются неблагоприятные  жизненные условия, когда ребенка  изолируют от окружающих. Игры таких  детей будут убоги по содержанию, однообразны, отрывочны.

Информация о работе Игра как важное средство социализации детей дошкольного возраста