Игра как средство развития личности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния игры как средства развития личности младших школьников.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогические и методические аспекты по данной проблеме;
выявить влияние игровой деятельности на развитии личности младшего школьника;
определить и изучить виды игровой деятельности;
экспериментально апробировать систему использования игр направленную на развитие личности младшего школьника.

Работа содержит 1 файл

курсовая педагогика !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 60.48 Кб (Скачать)
    • «Буквы вокруг меня», целью которой было закрепить знания о буквах; научить концентрировать внимание; расширить словарный запас; помочь развить наблюдательность, улучшить быстроту реакций.
    • «Расскажи сказку», задача которой заключается в развитии памяти, умении сконцентрироваться и импровизировать, держать нить рассуждений, умение " достраивать" информацию.
    • «Найди лишнее слово», основная функция которой состоит в развитии мышления, смекалки, сообразительности и интеллекта.
    • «Что за предмет?», целью которой является сформировать необходимые речевые навыки.
    • «Построй по росту», задача которой учить детей различать предметы на ощупь, соотносить предметы по величине.
    • «Все из «О», основной функцией которой является закрепление знаний о буквах, развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки.

       В ходе проведения данного  эксперимента использовались различные приемы развития познавательной активности младших школьников: постановка различных вопросов, использование игровых ситуаций, путешествие в страну сказок, индивидуальная работа и другое.

  С  результатами проведения ряда  игр для экспериментальной и контрольной групп можно ознакомится – в (Приложении 2). 

      Методы  математической обработки данных представляются в гистограммах, которые необходимы для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогли установить результат эксперимента, повысили надежность выводов, дали основания для продолжения исследования.

      Для организации и проведения игры соблюдались следующие условия:

  • наличие определенных знаний и умений относительно данных  

             игр;

  • выразительность проведения игры;
  • оптимальное сочетание занимательности и обучения;
  • средства и способы, повышающие эмоциональное отношение

                   детей к игре;

  • простая, доступная и емкая наглядность, используемая в игре.

    С условиями  развивающих игр, которые рассматриваются в данной работе, можно ознакомиться в (Приложении 1) .      

      Изучение  литературы, анализ и обобщение собранных  по проблеме материалов дали возможность определить теоретические основы конструирования и использования игр разных типов.

      Анализ  литературы и практики преподавания подвел к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.

      Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в  меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически  сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и  увлекательным для младших школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

      Опыт  показал, что использование данного комплекса игр приучает детей думать логически, развивает воображение, воспитывает желание трудиться вместе, сообща, формирует психические новообразования, также навыки самоконтроля. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка. Происходит воспитание наблюдательности, обоснованности суждений, умение работать с различными материалами, доводить начатую работу до конца.

  2.2.Анализ результатов исследования

    Исследование  процесса развития личности младших школьников по средствам игровой деятельности показали, что методы, использованные в работе, успешны и продуктивны. Каждый метод помогает ученикам развить физические и психологические навыки усвоения материала через игру, а также раскрыться и гармонично развиваться в окружающей социальной среде.

  При проведении игр у детей учитывались  такие показатели как:

  -активность в процессе игры;

  -инициаторство игры, высокая степень самостоятельности в выполнении задания;

  -время, затраченное на проведение игры;

  -создание обстановки психологического комфорта;

  -возникновение конфликтов.

  Проведение  эксперимента в работе с младшими школьниками показали, что наиболее актуальной является проблема внимания. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

    В ходе проведенного исследования было выявлено, что в экспериментальной группе наблюдается значительное улучшение, а в контрольной - в меньшей степени. Так же в экспериментальной группе у детей было замечено улучшение настроения, увеличивалась внимание. Дети проявляли творческую фантазию, становились коммуникативными, активными и раскрепощенными.  

При проведении данного эксперимента в ходе наблюдения за игровой деятельностью учащихся на уроке  дал следующие результаты:

       -игры на уроках нравятся всем учащимся без исключений;

       -дети больше всего любят групповую форму игр. По-видимому, это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей;

      - учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организации игры не учитываются их интересы , содержание игры не соответствует теме урока или увлечениям учеников.

       - большинству учеников нравится в игре побеждать. Это стремление свойственно для любой личности, оно повышает социальный статус ребенка среди сверстников.

      Таким образом, на основании анализа результатов, а также наблюдений за игровой  деятельностью учащихся на уроках позволил нам выявить следующие негативные стороны в использовании игр  в процессе обучения:

      * во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени. Часто это приводит к тому, что оставшегося времени не хватает;

       * во-вторых, нередко нарушается механизм  игры, т. е. нарушается строгий  порядок выполнения игровых действий. Чаще всего это наблюдается  в групповых и коллективных  формах игр, что приводит к  путаницам, незавершенности игры;

      * в-третьих, после проведения игр  бывает трудно восстановить дисциплину  в классе.

       * в-четвертых, при проведении  парных, групповых и коллективных  форм игры соревнование между  детьми, бывает, перерастает в нездоровое  соперничество. Это приводит к  испорченным взаимоотношениям между  детьми вне игры.

      Проведение  игры «Буквы вокруг меня» по развитию внимания дало следующие результаты: в целом экспериментальная и контрольная группы показали одинаковый результат(в большой степени у ребят прослеживается средний уровень внимания), что говорит о довольно высокой концентрации и устойчивости внимания, хорошей памяти и сосредоточенности(Гистограмма1).

      Следующая игра по развитию памяти младших школьников «Расскажи сказку» показала, что ребята контрольной группы обладают более яркой словесно-логической и образной памятью, а также склонны к более быстрому запоминанию(Гистограмма2).

      Игра  на развитие мышления «Найди лишнее слово» свидетельствует о среднем его уровне в обеих группах. Но все же лучшие результаты показала экспериментальная группа, что говорит о ее более высокой образно-логической и практической видами мышления(Гистограмма3).

      Проведение  игры на развитие речи «Что за предмет?»  приводит к выводу о том, что контрольная группа владеет более произвольной регуляцией речевой деятельности(Гистограмма 4).

      Эффективность использования игры на развитие восприятия «Построй по росту» показала, что у экспериментальной группы больше сформировано умение выделять признаки в предмете, развита наблюдательность: внимательное рассмотрение предмета(Гистограмма 5).

      Заключительная  игра на развитие воображения «Все из «О» дала возможность увидеть, что этот вид познавательной деятельности развит у младших школьников больше всего. Эксперимент показал, что  у детей обеих групп прекрасно  развиты визуальные и абстрактно-логические виды восприятия. А также такие свойства, как целостность, обобщенность(Гистограмма 6).

      Подводя итоги эксперимента можно сделать  вывод, что если вовремя с помощью  игр развивать младших школьников, то улучшатся внимание, память, мышление, речь восприятие, воображение.

       В общем анализ результатов проведенного педагогического исследования показал, что у большинства ребят развиты следующие качества личности: внимательность, сообразительность, критичность мышления, творческое воображение, настойчивость, решительность, дисциплинированность, принципиальность, инициативность, организованность, оптимизм, коллективизм, уступчивость.

      Было  выявлено, что дети младшего школьного возраста существенно различаются по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже по-разному реагировали на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации.

      Результаты  исследования позволили отметить значительный рост показателей деятельности в экспериментальной группе, где были созданы условия, стимулирующие самостоятельность в деятельности. Действительно, организация стимулирующей среды обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности, развитие его творческих задатков, умственных способностей младших школьников в разных видах деятельности.

      Таким образом, предложенные игры служат хорошим подспорьем в воспитании детей, т.к. позволяют достаточно точно устанавливать, какие качества личности и в какой степени уже сформированы или не сформированы у ребенка. Работа по эффективности использования игр - способ раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развития у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Заключение

       Возраст младшего школьника - это пеpиод пеpвоначального становления личности. Возникновение эмоционального пpедвосхищения последствий своего поведения, самооценки, yсложнение и осознание пеpеживаний, обогащение новыми чyвствами и мотивами эмоционально-потpебностной сфеpы - вот неполный пеpечень особенностей, хаpактеpных для личностного pазвития младшего школьника.

    Теоретическая часть исследования показала, что посредствам игры развиваются следующие качества личности: внимательность, сообразительность, критичность мышления, творческое воображение, настойчивость, решительность, дисциплинированность, принципиальность, инициативность, организованность, оптимизм, коллективизм, уступчивость.

     В результате проведенного исследования также подтвердилась выдвигаемая гипотеза: личность младшего школьника развивается средствами игры при следующих условиях:

- систематического  использования игровых методов  и приемов в образовательном процессе;

- учета  возрастных и психологических  особенностей детей младшего школьного возраста;

- создания  комфортных психолого-педагогических  условий, для становления гармонично-развитой  подрастающей личности.

      Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно- мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

      В процессе игровой деятельности (будь то сюжетно-ролевая или дидактическая  игра) ребенок приобретает новый  социальный опыт, который переносит  в жизнь.

В результате выполнения работы сделаны следующие выводы:

 Развитие  личности младшего школьника -- это:

Информация о работе Игра как средство развития личности младшего школьника