Игра как средство развития личности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния игры как средства развития личности младших школьников.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогические и методические аспекты по данной проблеме;
выявить влияние игровой деятельности на развитии личности младшего школьника;
определить и изучить виды игровой деятельности;
экспериментально апробировать систему использования игр направленную на развитие личности младшего школьника.

Работа содержит 1 файл

курсовая педагогика !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 60.48 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

       Актуальность темы исследования. Как известно, у младших школьников ведущей деятельностью, в процессе которой происходит психическое и личностное развитие ребенка, является игровая. В ходе нее осуществляются разнообразные умственные и физические операции, благодаря которым снимается утомленность, происходит эмоциональная разрядка, возобновляются многие психические качества, приобретаются новые знания и умения.

       Играя, дети учатся применять свои навыки на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность детей, в которой они вступают в общение со сверстниками. Их объединяет на время игры общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных навыков и совместной работе.

     Чтобы обеспечить постоянный и устойчивый интерес к познанию, необходимо всегда увеличивать объем информации и  степень участия младших школьников в ее поиске и подаче. По мере накопления детьми опыта в организации познавательных игр информация становится все большей, растет самостоятельность и активность детей в ее поиске.

     При организации игровой деятельности важно не только исходить из интересов  младших школьников, но также учитывать  их психологию, наделяя игры яркой, занимательной формой, используя  захватывающий сюжет, яркое оформление, новизну и необычайность информации.

     Игровая деятельность была предметом исследования различных педагогов, психологов. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).

     Цель  исследования: изучение влияния игры как средства развития личности младших школьников.

     Задачи  исследования:

  • изучить психолого-педагогические и методические аспекты по данной проблеме;
  • выявить влияние игровой деятельности на развитии личности младшего школьника;
  • определить и изучить виды игровой деятельности;
  • экспериментально апробировать систему использования игр направленную на развитие личности младшего школьника.

          Объект исследования: процесс личностного развития младших школьников в игровой деятельности.

     Предмет исследования: игровые средства развития личности младших школьников.

     Для достижения цели исследования использовались следующие методы:

  • теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
  • педагогический эксперимент;
  • наблюдение.

     База  исследования: школьники 1 класса Столбцовской школы №3 

     ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ.

    1. Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника

          В младшем школьном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. Организм ребенка свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением  [3, с.34].

         В данный период дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка данного возрастного периода становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.

     С поступлением в школу и под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств[3, с. 11 ].

     В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость  которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребёнок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд [3, c.560].

     Внимание, память, воображение младшего школьника приобретают самостоятельность - ребёнок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Речь становится более правильной, выразительной, эмоциональной, ясной, связной. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления школьник поднимается до словесно-логического на уровне конкретных понятий. Всё это способствует уровню интеллектуального развития и позволяет решать разнообразные учебные и жизненные задачи.

     По  Л.С. Выготскому, новообразованием младшего школьного периода развития является произвольное внимание. Дети младшего школьного возраста (прошедшие кризис семи лет) ориентируются на контекст ситуации и могут реализовать произвольные (сознательно построенные) формы общения. Младший школьник в своем отношении к себе уже более критичен и объективен, поскольку детерминирован не наличной ситуацией, а более широким контекстом. Поэтому, как и большинство взрослых, младший школьник уже не заявит, много не задумываясь, что он лучше всех [6, с. 174].

        Все то, что появляется у детей в ходе их психического развития, в "идеальной" форме дано им в социальной действительности как источнике развития и может стать их достоянием только через усвоение[15, c.142].

        Младший школьный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями. Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных  качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности [2,с.176].

     Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.

     Психологами доказано, что обычные дети в младших  классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать  и более сложный материал, чем  тот, который дается по действующей  программе обучения. Для этого  необходимо научить их учиться, не тратя  лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи необходимо вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

     Постепенно формируя все виды мышления с развитием у ребенка творческого подхода к любой поставленной задаче – это значит дать ему возможность для того, чтобы он вырос мыслящей и творческой личностью.  

     Развитие  ребенка имеет свою внутреннюю логику, свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается.[3, с.144].

         Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

     · качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения  и деятельности;

     · рефлексия, анализ, внутренний план действий;

     · развитие нового познавательного отношения  к действительности;

     · ориентация на группу сверстников; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Сущность игры и ее классификация

        Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности [13, c.193].

     Сущность  игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.[7, c.541].

     Игра  – это регулятор всех жизненных  позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно. [8, c.45-46].

     Развитие  ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.) [4,c.157].

1. Сюжетно  – ролевые игры младших школьников.

Сюжет – действительность, которая отображается в игре. В зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы: труда, бытовые, с общей тематикой.

      Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

                                            Содержание игры 

      предметная                         поведение                         отношения

          деятельность                          людей                          между людьми

      В структуре ролевой  игры выделяют компоненты:

      - роли, которые исполняют дети  в процессе игры;

      - игровые действия, с помощью которых  дети реализуют роли;

      - игровое использование предметов;  реальные заменяются игровыми;

      - отношения между детьми выражаются  в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

      2. Театрализованные игры.

       Театрализованные  игры – разыгрывание в характерах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

                                            Театрализованные игры        

      игры  –                                                                     игры на темы

      драматизации                                                 литературных произведений

      Игра  драматизация – особенный вид деятельности детей младшего школьного возраста.

      Драматизировать – изображать, разыгрывать в характерах литературное произведение.   

      3. Строительно–конструктивные игры.

      Строительно–конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Информация о работе Игра как средство развития личности младшего школьника