Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:18, курсовая работа
Цель исследования: изучение влияния игры как средства развития личности младших школьников.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогические и методические аспекты по данной проблеме;
выявить влияние игровой деятельности на развитии личности младшего школьника;
определить и изучить виды игровой деятельности;
экспериментально апробировать систему использования игр направленную на развитие личности младшего школьника.
4. Творческие игры.
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.
№ | Виды | |
1 | 2 | |
1. | Отображающие | Отношения,
связанные с ролью, с позиции
собственного опыта, который может быть негативным; уклонение от нежелательного действия. |
2. | Связанные с
детским трудом |
В
игре объединяется изобразительный,
конструктивный и др. виды деятельности, воспитывается интерес к труду, дети принимают в ней активное участие. |
3. | Умственное
воспитание |
Формирование фундаментальн процессов (мышления, восприятия, памяти, воображения, речи). |
4. | Умственная
активность |
Связана
с работой воображения: выбрать
роль,
вообразить, как действует человек, которому подражает, что говорит, как себя ведет. Открывает возможность для перехода мышления на новый уровень. |
5. | Систематическое
воспитание |
Способствует
развитию художественных
интересов; проявляются и развиваются способности к музыке, танцам. |
6. | Двигательная
деятельность |
Быстрое
развитие, осуществляемое в паре,
является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника. |
Таким образом, развитие характерных игр
на основе начальных интересов к окружающему
является основой формирования больших
играющих коллективов.
Возникновение и развитие
игр у детей младшего школьного возраста
находится в прямой зависимости от усвоения
ими конкретных знаний о явлениях окружающей
жизни.
Чтобы полученные
сведения стали источником содержания
игры и влияли на умственное и нравственное
развитие ребенка, необходимо постоянное,
целенаправленное руководство взрослого
игровой деятельностью, его личная заинтересованность
играми, стремление поддержать и развить
игровые интересы детей.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества[11,c.400].
Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре[10,c.36].
Игровая деятельность является в большей степени формой организации познавательной деятельности младших школьников.
Во-первых познание в процессе игры происходит в азартной форме и обстановке, что больше притягиваем младших школьников.
Во-вторых, сама ситуация игры, игровые действия приносят ребенку чувство удовольствия, вызывая желание продолжать игру снова, не боясь трудностей и преград.
В-третьих, младший школьник незаметно для себя самого, без особых усилий, обретает очень важные умения. Он учится работать в группе(договариваться, ставить общие вопросы, распределять роли, совместно действовать, концентрировать общие усилия и т.д.), учиться работать с книгой(ставить вопросы, искать ответы, находить нужную информацию, выделять главное, ориентироваться в книжном свете и т.д.).
В-четвертых, в игре младший школьник очень активен. Сюжет, правила, игровые ситуации не покидают никого в стороне, втягивают в переживания высокого накала страстей.
В-пятых, в игре, как в никакой другой деятельности, создается широкое поле для творчества, поскольку в ней всегда есть свобода для самостоятельного проявления индивидуальности каждого.
В-шестых, игра – наиболее эффективный способ создания в классе атмосферы общей заинтересованности, интеллектуального поиска, благоприятного психологического климата.
Игра
занимает особое место в жизни
и деятельности детей, облегчает
процесс передачи социально ценных
отношений, позволяет включиться в
общение, дает возможность научиться
проигрывать сложные жизненные
ситуации, с которыми в будущем
предстоит столкнуться. Посредством
игры создается коллектив, через
игру выстраиваются правила
Игра является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными развитие младших школьников. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т. о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в систему развития познавательных процессов ребенка.
Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребёнка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется и в других видах деятельности. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует ребёнок. Самоконтроль появляется только к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребёнку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга , а потом каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребёнка непосредственно[1,c.204].
В развитой ролевой игре с её замысловатыми сюжетами и сложными ролями, созидающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм[9, с.464].
Игра - важное средство самовыражения
детей, проба сил, социально - педагогическая
форма детской жизни. Игра - это путь к
познанию самого себя, своих возможностей,
своих пределов.
В игре ребенок учится управлять собой:
происходят качественные изменения в
психике детей, формирование основных
психических процессов и свойств личности,
что особенно важно для коррекционной
работы с детьми. Ученик подчиняет свою
эмоционально-волевую сферу правилам
игры, у него формируются правильные движения,
внимание, умение сосредоточиться, то
есть развиваются способности, которые
особенно важны для успешного обучения
в школе[14,c.195].
Таким образом, во-первых, игровая деятельность является основой развивающей деятельностью младших школьников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.
Во-вторых, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, связанных с дошкольной игровой деятельностью.
В-третьих, грамотное использование игр, именно в младшем школьном возрасте во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и наиболее быструю акклиматизацию в условиях начальной школы[5,c.69].
Это
значит, что игра является ведущим видом
деятельности для развития познавательных
способностей у детей младшего школьного
возраста. Игра - самостоятельная форма
деятельности людей, имитирующие те или
иные практические ситуации, одно из средств
активизации учебного процесса. Она учит,
формирует, изменяет, воспитывает. Игра,
как писал выдающийся советский психолог
Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.
Это позволяет сделать вывод – игра имеет
большое значение и играет огромную роль
в развитии младшего школьника.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1
Организация исследования
Для анализа динамики развития личности младшего школьника мною был проведён эксперимент с детьми 1 класса Столбцовской школы №3. В исследовании принимали участие 12 детей. Я взяла две группы: одну – экспериментальную, другую – контрольную. Для того, чтобы понять, как сделать использование игр более эффективным для обучения и воспитания учащихся и на каких этапах предпочтительнее, я провела комплекс игр по развитию внимания, памяти, мышления, речи, восприятия, воображения младшего школьника.
В данном параграфе рассматривается организация и методика исследования, приводятся результаты обучающего эксперимента.
Для определения уровня знаний детьми игр использовались следующие критерии:
- объем различных навыков и умений детьми;
-
желаний играть в определенную
игру и вносить свои
Выбор первого критерия был обусловлен тем, что чем больше объем знаний и использования творческого подхода к процессу обучения детей, тем лучше будет проходить интеллектуальное развитие. Другой критерий - отобранный мною сюжет для выбора детьми творческих игр.
В процессе реализации осуществлялось взаимодействие развития познавательных процессов и знакомства с окружающим миром. Я постаралась объединить получение знаний и игровую деятельность. Все время велось наблюдение за школьниками. Этот метод дал возможность проследить как от занятия к занятию меняются дети.
Был
организован систематический
При подготовке занятия через решение конкретных задач я соединяла обучающую, воспитательную, развивающую деятельности.
При проведении эксперимента на практике я использовала следующие методы развития личности младшего школьника:
-для игр, развивающих внимание - соревновательные методы, контроль и оценка самих учащихся, комментированное управление;
-для игр, развивающих память – план, метод локальной привязки;
-для игр, развивающих мышление - развивающие методы образования, нацеленные на гармонию идейно- понятийного, рефлексирующего мышления;
-для игр, развивающих речь- разыгрывание речевых ситуаций, овладение произвольной регуляции речевой деятельности;
-для игр, развивающих восприятие- восприятия с практическими
действиями;
-для игр, развивающих воображение- заострение, схематизация, типизация.
Для выполнения поставленных целей были проведены следующие игры на развитие познавательных процессов младших школьников:
Информация о работе Игра как средство развития личности младшего школьника