Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:53, реферат
Цель - изучить влияние задач-головоломок на развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены задачи данной работы:
1. Изучить психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
2. Рассмотреть методику развития представлений о форме предметов у дошкольников.
3. Рассмотреть значение занимательного математического материала, как средства развития представлений о форме предметов.
4. Выявить возможности задач-головоломок в развитии представлений о форме предметов.
Введение
1.Психолого-педагогический аспект развития
представлений о форме предметов у дошкольников
1.1 Психологические особенности восприятия формы
предметов детьми дошкольного возраста
1.2 Методика формирования представлений о форме
предметов у дошкольников
1.3 Методика организации и проведения дидактических
игр и упражнений.
2. Игра как средство развития формы усвоения представлений
о геометрических фигурах
2.1. Вторая младшая группа
2.2 Средняя группа
2.3 Старшая группа
2.4 Подготовительная к школе группа
3. Приложение 1
4. Приложение 2
5. Заключение
Литература
Мы изучили и проанализировали литературу по проблеме развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста; разработали программу исследования и развития системы геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста; провели и проанализировали педагогический эксперимент по развитию указанной системы и выработали рекомендаций по обучению дошкольников геометрическим понятиям
Объектом нашего исследования выступал процесс формирования геометрических представлений у детей.
Предметом соответственно – особенности процесса формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Целью нашего исследования было изучить в теории и на практике особенности процесса формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезой нашего исследования было предположение о том, что, выбрав адекватные возрасту методические приемы, можно целенаправленно формировать у старших дошкольников систему геометрических представлений, которое подтвердилось в педагогическом эксперименте.
Основным методом исследования был естественный эксперимент, проведенный в старшей и подготовительной группах детского сада.
Практическая значимость
нашего исследования заключается в
том, что в результате нашей работе
нам удалось разработать
Приложение 1
Этапы формирующего эксперимента
1 Этап - были предложены следующие игры на развитие математических представлений:
«Переполох» цель - формирование умения различать контрастные и смежные части суток.
«Что изменилось?» цель- развитие понимания схематичного изображения позы человека.
«День рождения куклы» цель - умение различать цвета и формы.
«Запомни картинки» цель - развитие внимания и памяти, различение геометрических фигур по характерным признакам.
«Повторяйте друг за другом» цель - развитие понимания схематичного изображения позы человека.
«Чем похожи, чем различаются», «Будем считать» цель - учить ребёнка количественному и порядковому счёту.
«Найди, каких игрушек поровну», «Подбери пару» цель - учить ребёнка количественному и порядковому счёту.
«Зверюшки на дорожках» цель - умение выделять два свойства фигуры (форма и размер; размер и цвет).
«Мастерская форм» цель - развитие представлений о геометрических фигурах, выделение их по характерным признакам.
«Нарисуй картинку палочками» цель - развитие мышления, порядковый и количественный счёт.
«Учимся сравнивать» цель- умение сравнивать предметы по длине и ширине.
«Раскрась предметы разных геометрических форм» цель - развитие представлений о геометрических фигурах.
«Что дальше?» цель - развитие количественного и порядкового счёта. «Игры с блоками Дьенеша» цель - развитие количественного и порядкового счёта, величина, длина, ширина, высота, цвет. Умение сравнивать два свойства одновременно: форма- размер, размер- цвет, форма- цвет.
«Когда это бывает?» цель - развитие представлений о времени и частях суток.
«Цветные дома» цель - выделение одновременно двух свойств фигур: форма и цвет.
«Цветное лото» цель - выделение размера и цвета.
2 Этап - следующие игры :
«Что изменилось?», «Кто здесь прячется?» цель - ориентировка в групповой комнате, умение двигаться в заданном направлении.
«Что досталось тебе?» цель - манипулирование с жидкостями и сыпучими материалами.
«Внимание - угадай-ка» цель - манипулирование с жидкостями.
«Определи различия на глаз» цель - развитие памяти, умение обобщать все геометрические фигуры.
«Учимся находить видимые различия» цель - ориентировка на плане в группе и на участке по плану.
«На что похоже?» цель - развитие внимания, обобщение геометрических форм по размеру.
«Половина к половинке», «Точечки» цель - количественный и порядковый счёт.
«Волшебная мозаика» цель - обобщение геометрических фигур по цвету.
Игры с блоками Дьенеша - с усложнением.
«Гномы с мешочками» цель - развитие умения выделять пространственные отношения (вверх- вниз, направо- налево, сбоку- сверху, сзади-спереди).
«Учимся сравнивать» цель - умение сравнивать предметы по длине , ширине, высоте.
«Кто ушёл и где он спрятался?» цель - умение двигаться в заданном направлении по устной команде.
«Передай пакет» цель - количественный и порядковый счёт.
«Куда залетела пчела?» цель - умение сравнивать (одинаково, больше, на один больше, на один меньше).
Лото «Цвет и форма» цель - развитие представлений о цвете и форме, обогащение мышления.
«Логическое лото» цель - счёт и геометрические фигуры.
3 Этап - следующие игры:
«Внимание» цель - умение ориентироваться по плану детского сада.
«Что изменилось?» цель - ориентировка с усложнением.
«Чем похожи, чем различаются?» цель - умение выделять одновременно два свойства фигуры (форма- цвет, размер-цвет, форма-размер). «Продолжи ряд. Точечки» цель - количественный и порядковый счёт. «Исправь ошибку» цель - умение сравнивать предметы по толщине, высоте и массе.
Лото «Сосчитай», «Назови соседей» цель - развитие порядкового счёта. «Кто знает, пусть дальше считает!» цель - счёта обратном направлении. «Чудесный мешочек» цель - развитие ощущения и восприятия.
«Разрезные картинки», «Сложи узор» цель - геометрические фигуры и развитие мышления.
«Копирование и зарисовка геометрических фигур» цель - геометрические фигуры и счёт.
«Когда это было?» цель - развитие умения различать контрастные части суток, определение их последовательность вчера- сегодня-завтра).
«Быстро – медленно» цель - геометрические фигуры, счёт, цвет, форма, размер.
«Кубики для всех» цель - ориентировка на листе бумаги, умение выполнять определённый орнамент по образцу или схеме.
Приложение 2.
Цель: Выявить уровень знаний и умений детей по определению выявлять свойства геометрических фигур.
Задача:
Определить уровень умений выявлять и абстрагировать свойства.
Выявлять умения сравнивать предметы по их свойствам.
Выявлять уровень практических умений в определении классификации обобщения; способностей к логическим действиям и операциям.
Методы исследования:
- проведение дидактических игр и упражнений;
- обследование продуктивной деятельности детей;
- наблюдение.
Организация детей:
- в свободное, отведенное для игры время (утренние часы до завтрака, во второй половине дня);
- небольшими подгруппами до пяти человек, индивидуально.
Были проведены следующие дидактические игры и упражнения для выявления уровня знаний детей по определению выявлять свойства геометрических фигур. "Необычные фигуры", "Найди пару", "Где чей гараж", "Помоги фигурам выбраться из леса", "Преврати геометрические фигуры в предметы", "Продолжи ряд", "Раздели блоки-3", "Найди недостающий домик", "Игра с тремя обручами", "Сложи узор".
Д/и "Необычные фигуры"
Цель: Развитие способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий; творческого мышления, воображения.
Материал: набор логических фигур; таблица с правилами построения фигур.
Ход игры:
Ребята в городе логических фигур состоится карнавал необычных фигур. Надо помочь простым фигурам превратиться в необычные, сложные (построить из простых фигур сложные). При составлении необычных фигур используются правила, которые требуют учета стразу трех свойств, правила записаны в таблице.
Д/и "Найди пару"
Цель: Развитие восприятия, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
Материал: логические фигуры.
Ход игры:
У каждого из вас блоки - это зайчата-мальчики, а у меня зайчата-девочки. Давайте поможем каждому зайчику - мальчику найти свою сестренку. Будем находить сестренок на основе сходства и различия, по трем свойствам: одинаковые по форме и цвету, но разные по размеру; одинаковые по форме, но разные по размеру и цвету; одинаковые по размеру, но разные по форме и цвету.
Д/и "Где, чей гараж"
Цель: Развитие умений классифицировать.
Материал: логические блоки, таблица с изображением дорожек и гаражей.
Ход игры:
У вас у каждого таблица и блоки. Таблица - это причал для кораблей, а блоки - корабли. На море разыгрался шторм, надо помочь капитанам вывести их корабли из бушующего моря. Знаки на развилке реки показывают, по какой реке должен плыть корабль.
4. Д/и "Помоги фигурам выбраться из леса"
Цель: Развитие логического мышления, умение рассуждать.
Материал: логические фигуры, таблица.
Ход игры:
Перед вами таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигуры. Каждая фигура - Красная шапочка, и ей нужно помочь выбраться из леса. Давайте установим, для чего на разветвленных тропах расставлены знаки.
Теперь будем выводить каждую Красную шапочку из леса, но при этом рассуждать вслух.
5. Д/у "Преврати геометрические фигуры в предметы"
Цель: учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов.
Ход игры:
Назовите геометрические фигуры, нарисованные на рисунке.
Дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились предметы.
6. Д/у " Продолжи ряд"
Цель: Развивать умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, обобщать по признакам, целенаправленно думать.
Ход игры:
Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд.
7. Д/и "Раздели блоки-3"
Цель: Развитие умений разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции "не", "и, "или", доказательности мышления.
Ход игры:
Перед вами таблица с изображением животных и фигуры. Надо разделить фигуры так, чтобы у медведя оказались все круглые, у собаки - все большие, у обезьяны - все синие.
1. Какие фигуры оказались общими для всех животных?
2. Какие фигуры оказались только у медведя?
3. Какие, только у собаки?
4. Какие, только у обезьяны?
5. Какие фигуры общие для медведя и собаки?
6. Какие, для медведя и обезьяны?
7. Какие, для собаки и обезьяны?
8. Какие фигуры никому не подошли?
Д/у "Найди недостающий домик"
Цель: Упражнять детей
в самостоятельном решении
Ход игры:
Рассмотрите внимательно задачу и ответьте на вопрос: какого домика не хватает в третьем нижнем ряду. На его месте стоит знак вопроса. Будем находить домик по признакам, отличающихся один от другого формой крыши, окна и чердачного окна.
9. Д/и "Игра с тремя обручами"
Цель: формирование логической операции, обозначаемой союзом "и", классификация по трем свойствам.
Ход игры:
Перед вами игровой лист с тремя пересекающими обручами и блоки. Внутри каждого обруча находятся все красные блоки, внутри синего - все маленькие блоки, а внутри желтого - все квадратные.
1. Какие блоки лежат внутри трех обручей?
2. Какие блоки лежат внутри красного и синего обруча?
3. Какие блоки лежат внутри желтого и красного обруча?
4.Какие блоки лежат вне всех обручей?
10. Д/и "Собери узор"
Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его на практике.
Информация о работе Игра как средство развития формы усвоения представлений о геометрических фигурах