Игра как средство развития формы усвоения представлений о геометрических фигурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:53, реферат

Описание работы

Цель - изучить влияние задач-головоломок на развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены задачи данной работы:
1. Изучить психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
2. Рассмотреть методику развития представлений о форме предметов у дошкольников.
3. Рассмотреть значение занимательного математического материала, как средства развития представлений о форме предметов.
4. Выявить возможности задач-головоломок в развитии представлений о форме предметов.

Содержание

Введение
1.Психолого-педагогический аспект развития
представлений о форме предметов у дошкольников
1.1 Психологические особенности восприятия формы
предметов детьми дошкольного возраста
1.2 Методика формирования представлений о форме
предметов у дошкольников
1.3 Методика организации и проведения дидактических
игр и упражнений.
2. Игра как средство развития формы усвоения представлений
о геометрических фигурах
2.1. Вторая младшая группа
2.2 Средняя группа
2.3 Старшая группа
2.4 Подготовительная к школе группа
3. Приложение 1
4. Приложение 2
5. Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

курсавая гиометрия.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мы изучили и проанализировали литературу по проблеме развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста; разработали программу исследования и развития системы геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста; провели и проанализировали педагогический эксперимент по развитию указанной системы и выработали рекомендаций по обучению дошкольников геометрическим понятиям

Объектом нашего исследования выступал процесс формирования геометрических представлений у детей.

Предметом соответственно – особенности процесса формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Целью нашего исследования было изучить в теории и на практике особенности процесса формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезой нашего исследования было предположение о том, что, выбрав адекватные возрасту методические приемы, можно целенаправленно формировать у старших дошкольников систему геометрических представлений, которое подтвердилось в педагогическом эксперименте.

Основным методом исследования был естественный эксперимент, проведенный в старшей и подготовительной группах детского сада.

Практическая значимость нашего исследования заключается в  том, что в результате нашей работе нам удалось разработать методику формирования геометрических представлений  старших дошкольников и рекомендации родителям, воспитателям, гувернерам по обучению детей началам геометрии, позволяющие с большей  эффективностью развивать личность дошкольников и обучать их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Этапы формирующего эксперимента

 

1 Этап - были предложены следующие игры на развитие математических представлений:

«Переполох» цель - формирование умения различать контрастные и  смежные части суток.

«Что изменилось?»  цель- развитие понимания схематичного изображения позы человека.

«День рождения куклы» цель - умение различать цвета и формы.

«Запомни картинки»  цель - развитие внимания и памяти, различение геометрических фигур по характерным  признакам.

«Повторяйте друг за другом»  цель - развитие понимания схематичного изображения позы человека.

«Чем похожи, чем различаются», «Будем считать» цель - учить ребёнка количественному и порядковому счёту.

«Найди, каких игрушек поровну», «Подбери пару» цель - учить ребёнка количественному и порядковому счёту.

«Зверюшки на дорожках»  цель - умение выделять два свойства фигуры (форма и размер; размер и цвет).

«Мастерская форм» цель - развитие представлений о геометрических фигурах, выделение их по характерным  признакам.

«Нарисуй картинку палочками» цель - развитие мышления, порядковый и количественный счёт.

«Учимся сравнивать» цель- умение сравнивать предметы по длине и ширине.

«Раскрась предметы разных геометрических форм» цель - развитие представлений о геометрических фигурах.

«Что дальше?» цель - развитие количественного и порядкового  счёта. «Игры с блоками Дьенеша» цель - развитие количественного и порядкового счёта, величина, длина, ширина, высота, цвет. Умение сравнивать два свойства одновременно: форма- размер, размер- цвет, форма- цвет.

«Когда это бывает?»  цель - развитие представлений о  времени и частях суток.

«Цветные дома» цель - выделение одновременно двух свойств  фигур: форма и цвет.

«Цветное лото» цель - выделение размера и цвета.

2 Этап - следующие игры :

«Что изменилось?», «Кто здесь прячется?» цель - ориентировка в групповой комнате, умение двигаться в заданном направлении.

«Что досталось тебе?»  цель - манипулирование с жидкостями и сыпучими материалами.

«Внимание - угадай-ка»  цель - манипулирование с жидкостями.

«Определи различия на глаз»  цель - развитие памяти, умение обобщать все геометрические фигуры.

«Учимся находить видимые  различия» цель - ориентировка на плане  в группе и на участке по плану.

«На что похоже?» цель - развитие внимания, обобщение геометрических форм по размеру.

«Половина к половинке», «Точечки» цель - количественный и  порядковый счёт.

«Волшебная мозаика» цель - обобщение геометрических фигур  по цвету.

Игры с блоками Дьенеша - с усложнением.

«Гномы с мешочками» цель - развитие умения выделять пространственные отношения (вверх- вниз, направо- налево, сбоку- сверху, сзади-спереди).

«Учимся сравнивать»  цель - умение сравнивать предметы по длине , ширине, высоте.

«Кто ушёл и где  он спрятался?» цель - умение двигаться  в заданном направлении по устной команде.

«Передай пакет» цель - количественный и порядковый счёт.

«Куда залетела пчела?» цель - умение сравнивать (одинаково, больше, на один больше, на один меньше).

Лото «Цвет и форма» цель - развитие представлений о  цвете и форме, обогащение мышления.

«Логическое лото» цель - счёт и геометрические фигуры.

3 Этап - следующие игры:

«Внимание» цель - умение ориентироваться по плану детского сада.

«Что изменилось?»  цель - ориентировка с усложнением.

«Чем похожи, чем различаются?»  цель - умение выделять одновременно два свойства фигуры (форма- цвет, размер-цвет, форма-размер). «Продолжи ряд. Точечки» цель - количественный и порядковый счёт. «Исправь ошибку» цель - умение сравнивать предметы по толщине, высоте и массе.

Лото «Сосчитай», «Назови  соседей» цель - развитие порядкового  счёта. «Кто знает, пусть дальше считает!»  цель - счёта обратном направлении. «Чудесный мешочек» цель - развитие ощущения и восприятия.

«Разрезные картинки», «Сложи узор» цель - геометрические фигуры и развитие мышления.

«Копирование и зарисовка  геометрических фигур» цель - геометрические фигуры и счёт.

«Когда это было?» цель - развитие умения различать контрастные части суток, определение их последовательность вчера- сегодня-завтра).

«Быстро – медленно»  цель - геометрические фигуры, счёт, цвет, форма, размер.

«Кубики для всех»  цель - ориентировка на листе бумаги, умение выполнять определённый орнамент по образцу или схеме.

 

 

 

Приложение 2.

 

Цель: Выявить уровень  знаний и умений детей по определению  выявлять свойства геометрических фигур.

Задача:

Определить уровень  умений выявлять и абстрагировать свойства.

Выявлять умения сравнивать предметы по их свойствам.

Выявлять уровень практических умений в определении классификации  обобщения; способностей к логическим действиям и операциям.

Методы исследования:

- проведение дидактических игр и упражнений;

- обследование продуктивной деятельности детей;

- наблюдение.

Организация детей:

- в свободное, отведенное для игры время (утренние часы до завтрака, во второй половине дня);

- небольшими подгруппами до пяти человек, индивидуально.

Были проведены следующие  дидактические игры и упражнения для выявления уровня знаний детей по определению выявлять свойства геометрических фигур. "Необычные фигуры", "Найди пару", "Где чей гараж", "Помоги фигурам выбраться из леса", "Преврати геометрические фигуры в предметы", "Продолжи ряд", "Раздели блоки-3", "Найди недостающий домик", "Игра с тремя обручами", "Сложи узор".

Д/и "Необычные фигуры"

Цель: Развитие способности  к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий; творческого мышления, воображения.

Материал: набор логических фигур; таблица с правилами построения фигур.

Ход игры:

Ребята в городе логических фигур состоится карнавал необычных  фигур. Надо помочь простым фигурам превратиться в необычные, сложные (построить из простых фигур сложные). При составлении необычных фигур используются правила, которые требуют учета стразу трех свойств, правила записаны в таблице.

Д/и "Найди пару"

Цель: Развитие восприятия, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Материал: логические фигуры.

Ход игры:

У каждого из вас блоки - это зайчата-мальчики, а у меня зайчата-девочки. Давайте поможем  каждому зайчику - мальчику найти  свою сестренку. Будем находить сестренок на основе сходства и различия, по трем свойствам: одинаковые по форме и цвету, но разные по размеру; одинаковые по форме, но разные по размеру и цвету; одинаковые по размеру, но разные по форме и цвету.

Д/и "Где, чей гараж"

Цель: Развитие умений классифицировать.

Материал: логические блоки, таблица с изображением дорожек и гаражей.

Ход игры:

У вас у каждого  таблица и блоки. Таблица - это  причал для кораблей, а блоки - корабли. На море разыгрался шторм, надо помочь капитанам вывести их корабли  из бушующего моря. Знаки на развилке реки показывают, по какой реке должен плыть корабль.

4. Д/и "Помоги фигурам  выбраться из леса"

Цель: Развитие логического  мышления, умение рассуждать.

Материал: логические фигуры, таблица.

Ход игры:

Перед вами таблица. На ней  изображен лес, в котором заблудились  фигуры. Каждая фигура - Красная шапочка, и ей нужно помочь выбраться из леса. Давайте установим, для чего на разветвленных тропах расставлены знаки.

Теперь будем выводить каждую Красную шапочку из леса, но при этом рассуждать вслух.

5. Д/у "Преврати геометрические  фигуры в предметы"

Цель: учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов.

Ход игры:

Назовите геометрические фигуры, нарисованные на рисунке.

Дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились предметы.

6. Д/у " Продолжи  ряд"

Цель: Развивать умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, обобщать по признакам, целенаправленно думать.

Ход игры:

Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд.

7. Д/и "Раздели блоки-3"

Цель: Развитие умений разбивать  множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции "не", "и, "или", доказательности мышления.

Ход игры:

Перед вами таблица с  изображением животных и фигуры. Надо разделить фигуры так, чтобы у медведя оказались все круглые, у собаки - все большие, у обезьяны - все синие.

1. Какие фигуры оказались общими для всех животных?

2. Какие фигуры оказались только у медведя?

3. Какие, только у собаки?

4. Какие, только у обезьяны?

 

5. Какие фигуры общие для медведя и собаки?

6. Какие, для медведя и обезьяны?

7. Какие, для собаки и обезьяны?

8. Какие фигуры никому не подошли?

Д/у "Найди недостающий  домик"

Цель: Упражнять детей  в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной или другой групп.

Ход игры:

Рассмотрите внимательно  задачу и ответьте на вопрос: какого домика не хватает в третьем нижнем ряду. На его месте стоит знак вопроса. Будем находить домик по признакам, отличающихся один от другого формой крыши, окна и чердачного окна.

9. Д/и "Игра с тремя  обручами"

Цель: формирование логической операции, обозначаемой союзом "и", классификация по трем свойствам.

Ход игры:

Перед вами игровой лист с тремя пересекающими обручами и блоки. Внутри каждого обруча находятся  все красные блоки, внутри синего - все маленькие блоки, а внутри желтого - все квадратные.

1. Какие блоки лежат внутри трех обручей?

2. Какие блоки лежат внутри красного и синего обруча?

3. Какие блоки лежат внутри желтого и красного обруча?

4.Какие блоки лежат вне всех обручей?

10. Д/и "Собери узор"

Цель: упражнять детей  в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его на практике.

Информация о работе Игра как средство развития формы усвоения представлений о геометрических фигурах