Игра как средство интереса для И Я

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – в теоретическом и практическом плане рассматривать вопросы использования игр на уроках иностранного языка.
Цель работы предусматривает решение следующих задач:
- теоретически обосновать игру как специальный вид деятельности;
- определить значение игры как средство повышения эффективности обучения иностранному языку;
- разработать систематизацию игр на уроках иностранного языка.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

ребята  ходят по кругу за учителем и внимательно  слушают. Как только встретится существительное  во множественном числе, каждый поднимает  руку. Зазевавший переходит в конец  цепочки. Учитель произносит: «Take your sit!» Все быстро садятся на стулья, поставленные спинками друг к другу. Одному ученику не хватит стула. Он встает впереди учащихся и снова ведет их по кругу, составляя предложения с существительными во множественном числе. Неожиданно учитель произносил «Take your sit!» Водящий меняется.

  1. «Телефон».

Ребята  передают по цепочке шепотом существительное во множественном числе. Последний ученик произносит слово в слух, четко выделяя суффикс множественного числа. Допустивший ошибку становился в начало цепочки. Класс тщательно исправляет ошибки. Затем меняются условия игры: по цепочке передается предложение с существительным во множественном числе. Последний ученик четко произносит предложение вслух, например:  I have three dogs.

  4. «Кто больше запомнит».

На столе 10 картинок. Учащиеся внимательно смотрят на них и стараются запомнить все картинки. Затем учитель переворачивает картинки. Ученики по очереди называют по-английски, какие картинки они запомнили, и образовывают множественное число: a lamp – lamps, a belt – belts, a kitten- kittens и условия игры меняются. Ребята должны запомнить какие картинки лежат на столе. Далее они отворачиваются, а учитель заменяет 2-3 картинки новыми. Повернувшись ученики по очереди отгадывают какие картинки заменены и какими, причем называют существительные в единственном и множественном числе. Побеждает тот, кто не допустит ни единой ошибки. 
 
 
 

3. ВИДЫ ИГР, РАЗВИВАЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ УЧАЩИХСЯ

 3.1 Игры для обучения чтению

    Изучение общественно-политической лексики немыслимо без работы с зарубежной периодической печатью, благодаря которой слушатели получают возможность узнать их первоисточников о проблемах стран изучаемого языка, об их внешней и внутренней политике, об их партиях и молодежных организациях, а также как зарубежная пресса комментирует события международного характера. И здесь важно, чтобы слушатели умели находить нужную для себя информацию, интерпретировать ее и высказываться в связи с ней. С этой целью наряду с традиционными заданиями возможны и игровые.

На начальном  этапе работы с газетой рекомендуются следующие задания игрового характера: опознавание газеты по данным; восстановление статьи по отдельным данным или по отдельным выдержкам и подбор заголовка (на скорость); выпуск своей газеты; конкурсы на самую длинную статью; конкурс политических обозревателей и др. В дальнейшем эти задания могут усложняться, слушателям можно предложить роли репортеров, комментаторов, обозревателей, участвующих в пресс-конференциях, беседах за «круглым столом» по актуальным вопросам внешней и внутренней политики той или иной страны, речь о которых идет на страницах печати.

  1. «Найди статью».

Преподаватель заранее выписывает из определенного  текста предложение (одно или несколько) и разрезает его (их) на части (слова, предлоги, фразы).

Придя в аудиторию, преподаватель сообщает, что случилось непоправимое: накануне, готовясь к занятию и вырезая статьи из различных газет, он «запутался в вырезках» и никак не может найти статью, приготовленную именно для данной аудитории. Более того, предложение, по которому можно было бы найти статью, оказалось разрезанным на части. Статья очень интересная, и преподавателю хочется, чтобы учащиеся ее нашли и прочитали. И чем скорее они это сделают, тем лучше. А первого, кто найдет статью, ждет вознаграждение.

  1. «Восстанови слово».

Преподаватель заранее в определенном месте текста (газетного,художественного, учебного) замазывает или вырезает отдельные слова ,части слов, фраз, и просит помочь восстановить текст, который очень важен для дальнейшей работы. При этом преподаватель подчеркивает необходимость сделать это как можно быстрее.

    3.«Найди заглавие» (коммуникативная игра взаимодействия).

Слушатели делятся на 2 группы: одна группа получает статьи без заглавий, а другая – множество заглавий. Члены первой группы знакомятся с содержанием своих статей, а члены второй получают заглавия. Затем слушатели первой группы в процессе общения рассказывают, о чем их статьи, а слушатели второй слушают и предлагают их заглавия, поясняя свой выбор.; их партнеры могут согласиться или нет. (Целесообразно, если в общении принимают участие сразу 3 человека: 1 – со статьей и 2 – с заглавиями или 1 – с заглавиями и 2 – со статьями.)

    4.«Восстанови статью».

I вариант. Каждый участник получает статью без начала, конца или середины, знакомится с содержанием и пытается догадаться, о чем могла бы идти речь в том отрывке, который у него пропущен. Рассказывает преподавателю. Из множества отрывков, лежащих на столе, находит тот, который ему нужен. Побеждает тот, кто справился с заданием первым.

II вариант  (коммуникативный).

Участник получает отрывок из статьи (текста) и знакомится с его содержанием. Затем все участники общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность своей статьи.

3.2 Игры для обучения аудированию

Данные  игры представляют собой аналогию игры для обучения чтению. Разница заключается в том, что их участники воспринимают информацию не посредством зрения, а на слух. Так, например, можно предложить студентам прослушать разные отрывки одной и той же передачи радио на английском языке, а затем попросить их обменяться информацией и восстановить логическую последовательность текста всей передачи. Или дать слушателям прослушать начало (или конец) передачи и предложить закончить (или восстановить начало), а затем проверить себя, прослушав всю передачу или поговорив с другими слушателями, которые знают ее содержание. Примерами игр для обучения аудированию являются следующие:

  1. Творческий диктант.

Преподаватель диктует отдельные предложения (слова, фразы, рассказ), а слушатели рисуют то, что слышат. Затем делают подписи под рисунками (слова, фразы, предложения, рассказ). В данном случае параллельно решается задача обучения письму.

  1. Диктор.

В процессе прослушивания радиопередач, новостей в лингофонном кабинете слушатели определяют основные темы выпуска, затем отбирают информацию, связанную с конкретной темой, и наконец составляют конспекты (выписывают ключевые слова, чертят схемы, пишут планы, заполняют таблицы), на основе которых они имитируют речь диктора радио. В конце проводится конкурс на лучшего диктора. 

3.3 Игры  для обучения говорению                                                                                          

   Игры для обучения говорению разнообразны. В основе их пересказ, описание иллюстрации, составление и воспроизведение текста по плану или на основе ключевых слов, таблиц, чертежей, рисунков, схем. По способу и характеру организации они (как, впрочем, и все другие речевые игры) могут подразделяться на игры с текстом, функциональные (на досках), взаимодействия (с обменом информацией), ролевые, имитационно-моделирующие, игры-соревнования и др.

  1. Опиши иллюстрацию.

Все участники  по очереди говорят одно предложение  по содержанию иллюстрации, соблюдая логику повествования. Победитель тот, чье  предложение будет последним.

  1. Политинформация.

Класс делится на 2 команды. Жребий определяет, кто будет говорить первым. В течение 5 минут каждый член команды сообщает об одном событии, а последний  в команде обобщает все события, добавляя свое. Побеждает команда, уложившаяся во времени, использовавшая максимум активных слов и выражений, сделавшая наименьшее число грамматических ошибок.

   3. Кто следующий?

Все члены  класса, кроме одного, получают набор карточек со словами, фразами из прочитанного ранее текста, с помощью которых должны пересказать ту часть текста, к которой они относятся. Все участники следят друг за другом и за логикой изложения, так как каждый должен определить свое место в пересказе. Тот, кто не получил карточки, является контролером и следит за ходом и логикой изложения (по сути управляет пересказом). В конце он делает вывод.

    4. Что? Где? Когда?

Каждый  учащийся по очереди называет факт, относящийся к какому-либо событию. Задача: отгадать самом событие и указать другие факты, с ним связанные.

    5.Прав я или нет?

Ученики работают в парах. Один из собеседников дает название статьи и газеты, где она опубликована; второй пытается раскрыть основное содержание статьи, а затем проверяет себя, слушая первого, который дает подробное изложение статьи по плану.

    6. Что ты знаешь об этом?

Учащиеся  показывают друг другу иллюстрации из газет , журналов. Задача: отгадать, о каком событии идет речь и какой журнал давал информацию об этом событии; узнать, какие детали этого события известны собеседнику.

  1. Попробуй расскажи!

Каждый  учащийся получает статью и знакомится с ее содержанием. Затем пытается закодировать текст (в схеме, таблице, чертеже, рисунке). На следующем этапе работа ведется в парах. Слушатели обмениваются своими иллюстрациями и пытаются их расшифровать, рассказывая содержание статьи. Потом можно поменяться партнерами. Участники должны реагировать на высказывания друг друга, дополняя и давая оценку рассказу товарища, который, в свою очередь, оценивает иллюстрацию-код. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключении можно сказать, что игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Что же такое игра? По определению Российской педагогической энциклопедии, игра - «это один из видов деятельности человека». Данное определение бесспорно и общепринято. Однако в педагогике и методике имеет место разное толкование игры как метода обучения или как формы обучения. В самом деле, источником знания является не сама по себе игра, а та деятельность ребенка, которая характеризует игру. Например, дети играют в школу. Они в игре моделируют то, что наблюдали, переживали в настоящей школьной жизни. Игра уникальное средство ненасильственного обучения учащихся. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям учащихся, а потому с ее помощью они будут учиться с удовольствием. Многие учителя отмечают потенциальные возможности игры в качестве средства обучения английскому языку. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся; развиваются память, внимание, мышление, творческие способности. Можно сказать, что игра – это важный элемент урока английского языка. В процессе игры языковой материал закрепляется в увлекательной для детей форме. Игры развивают наблюдательность у детей, оживляют урок, повышают интерес к изучению английского языка.

    Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологические барьеры. Как показывает практика, их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладение речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения в процессе игры. Применение обучающих игр и игровых элементов на уроке повышают работоспособность детей, они учатся с радостью и с увлечением.

    Так как некоторые преподаватели иностранного языка пришли к общему мнению, что игра нарушает дисциплину и учебный процесс, возникает вопрос действительно ли это так? На этот вопрос можно ответить так, что при организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны и умение вовремя уйти в сторону, быть незаметным – с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре дети.

    Главное при проведении игры создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся. Таким образом, показывая и выделяя все положительные качества игры в процессе обучения иностранному языку можно сказать, что игра – это мощный стимул к овладению языком, что она ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе игры.     Также игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, резервные возможности личности. Исходя из этого, можно сказать, что игра использовалась как средство развития интереса к изучению иностранного языка, и в дальнейшем игры и игровые технологии будут широко использоваться с этой же целью.

Список  использованной литературы

  1. П. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. Методика обучения иностранному языку в средней школе. - Москва, 1991.- С .224.
  2. Методическое пособие для преподавателей. Материалы для специалиста общеобразовательного учреждения. - Санкт- Петербург, 2003.- С.195.
  3. А. А. Деркач, Ф. С. Щербак. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. - Москва, 1999.-С. 286.
  4. Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск, 1999.- С .365.
  5. Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика. - Москва, 2004.- С.220.
  6. А. В. Конышева. Современные методы обучения английскому языку. Издание 2-е, стереотипное. - Минск: Тетра-Системс, 2004. –С. 237.
  7. К. А. Родкин. Игра как средство повышения эффективности уроков английского языка. - Иваново, 1961.-С. 126.
  8. Методическое пособие. Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе. - Санкт-Петербург, 2001.- С. 254.
  9. Г. В. Бутко. Языковые игры на уроках анлглийского языка.//. ИЯШ – 1999-№4. -С. 46-49.
  10. Т. Н. Иванова. Игры на уроках английского языка.//. Мектептегі шет тілі.- 2005-№5.-С.20-21.
  11. А. Т. Гакесеева. Игры на уроках английского языка.//. Методика обучения иностранным языкам.-2007-№1.-С.29-32.
  12. Е. А. Степанова. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку.//. ИЯШ-2004-№2.-С.66-68.
  13. Т. М. Шарафутдинова. Обучающие игры на уроках английского языка.//.ИЯШ-2005-№8.-С.46-49.
  14. Т. А. Лешкова. Экономическая игра на уроке английского языка.//. ИЯШ-2006-№1.-С.33-36.
  15. М, Ю. Курбатова. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе.//.-2006-№3.-С 64-66.
  16. Л. В. Баранова. Роль игры в творческом развитии учащихся.//. Мектептегі шет тілі-2006-№4.-С.22-24.
  17. М. Л. Вайсбурд. Сопоставительное моделирование разных вариантов организации и проведения ролевой игры как способ определения их эффективности.//. ИЯШ-2004-№1.-С.15-19.
  18. З. Д. Догалова. Ролевая игра как способ развития навыков устной речи.//. Методика обучения иностранным языкам.-2006-№5.-С .26-29.
  19. Н. Н. Черноголовая. Дидактическая игра как средство развития у учащихся V-VI классов интереса к изучению английского языка.//. ИЯШ-2006-№6.-С. 28-33.
  20. М. А. Аскарова. Некоторые обучающие игры на начальном этапе уроках английского языка.//. Иностранные языки в школах Казахстана.-2006-№1.-С. 18-22.

Информация о работе Игра как средство интереса для И Я