Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:16, курсовая работа
Цель исследования – в теоретическом и практическом плане рассматривать вопросы использования игр на уроках иностранного языка.
Цель работы предусматривает решение следующих задач:
- теоретически обосновать игру как специальный вид деятельности;
- определить значение игры как средство повышения эффективности обучения иностранному языку;
- разработать систематизацию игр на уроках иностранного языка.
6.Опыт показывает, что игра является одним из лучших средств борьбы с шаблоном в работе учителя, если она применяется наряду с наглядностью, техникой и разнообразными приемами и формами обучения учащихся иностранному языку. Если типы урока беспрерывно меняются по мере прохождения материала.
1.3 Систематизация игр по английскому языку
При разработке учебных игр можно опираться на традиционную систему обучения , сила которой – в последовательной организации учебного процесса и в способности создавать достаточно прочную теоретическую базу, а слабость – в неспособности обеспечить разумное, мотивированное, комплексное использование знаний в процессе учебных занятий и в условиях реальной жизни, а также формирование практических навыков и умений.
Традиционное построение и проведение занятий по иностранному языку в рамках одной темы предполагает: введение и первичное закрепление языкового материала (фонетики, лексики, грамматики); его активизацию и закрепление в устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также контроль его усвоения учащимися. Подобная цикличность сохраняется при изучении любой новой темы. При этом каждый последующий цикл отталкивается от предыдущего и добавляет новое содержание ( как языковое и речевое, так и тематическое), требуя применение уже имеющихся знаний, навыков и умений в иных условиях, предусматривая их постепенное усложнение, что, в свою очередь, способствует их развитию, а также создает условия для формирования новых. Тем самым данная методика позволяет учесть важный принцип поэтапного формирования умений.
Будучи введенной в систему традиционного обучения, игра осуществляет несколько функций:
При этом, как уже отмечалось, преподаватель использует игру в качестве средства мотивации определенной учебной деятельности учащихся, изучения иностранного языка в целом, обучения (формирования и развития), закрепления и контроля определенных знаний, навыков и умений, их коррекции.
Особенность учебной игры и в том, что она вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и представляет для обучаемых задачу, подлежащую немедленному решению, следовательно, она обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствуя формированию и развитию интеллектуальных умений, связанных с иностранным языком.
Учебные игры могут характеризоваться учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом участников. Так, по количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые и коллективные. По характеру и форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные (тесты, ребусы, кроссворды, чайнворды и др), взаимодействия (коммуникативные), комплексные и др. По способу организации игры бывают компьютерные, иммитационно-моделирующие, письменные, на досках и др. По степени сложности выполняемых действий различают простые и сложные (моноситуционные и полиситуационные) игры, по длительности проведения – непродолжительные и продолжительные.
По целям и задачам обучения учебные игры, будут подразделяться на языковые (или аспектные), речевые (видо-речевые) и для обучения общению.
Языковые игры помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, стилистику), делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические и стилистические. Важно подчеркнуть, что деление языковых игр в зависимости от аспекта языка условно, ибо невозможно изучить лексику без фонетики, грамматику без лексики, а стилистику без того и другого вместе. Выделяя языковые (аспектные) игры, мы прежде всего акцентируем внимание на достижении конкретных учебных целей, которые призвана обеспечить конкретная игра.
Вместе с тем можно говорить и смешанных языковых играх на этапе контроля усвоения определенного языкового материала. Применение языковых (аспектных игр) игр в чистом виде можно лишь на начальной степени обучения (или на этапе введения определенного материала).
Главная цель фонетических игр – постановка (коррекция) произношения, тренировка в произнесении английских звуков в словах, фразах, предложениях, отработка интонации. Используются они регулярно, большей частью на начальном этапе обучения иностранному языку (вводно-коррективный курс) в качестве иллюстрации и упражнения для отработки наиболее сложных для произнесения звуков и звукосочетании, интонации. Они отличаются непродолжительностью и строятся, как правило, на основе имитации (подражания, воспроизведения по аналогии), могут содержать элемент соревнования.
Лексические игры сосредотачивают внимание учащихся исключительно на лексическом материале и имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения, а также «активизировать речемыслительную деятельность учащихся и развивать их речевую реакцию» [11,29].
Особенностью языковых игр, является то, что большинство из них относятся к играм по правилам, управляющим действиями их участников. Помогая решать задачи фонетических, грамматических и стилистических игр, они на определенном этапе могут быть отнесены и к смешанным, поскольку лексика составляет материальную основу всех других игр, как языковых, так и речевых..
Грамматические игры призваны обеспечить умение учащихся практически применять знания по грамматике иностранного языка, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических моделей (конструкций) в естественных ситуациях общения.
На начальной ступени обучения, а также при введении определенного грамматического материала на следующих этапах они могут быть чисто грамматическими. Однако, как показывает практика, этот вид игр наиболее эффективен в том случае, если деятельность вокруг какого либо грамматического явления сопряжена с другой, например речевой (чтение, аудирование, говорение, письмо) или коммуникативной (общение, взаимодействие), деятельностью.
Стилистические игры преследует цель научить студентов различать официальный и неофициальный стили общения, а также правильно применять каждый из них в ситуациях официально-делового и неофициального общения.
Эти игры немногочисленны. Как чисто стилистические используются лишь на начальном этапе обучения. Позже, на продвинутых и завершающем этапах, они входят в состав смешанных или являются частью речевых и коммуникативных имитационно-моделирующих игр. Наиболее типичными для этого круга являются ролевые игры.
Речевые (видо-речевые) игры учат умению пользоваться языковыми средствами в процессе совершения речевого акта (монологического и диалогического, письменного и устного) отталкиваются от конкретной ситуации, в которой осуществляется речевое действие, Каждому виду речевой деятельности будет соответствовать и определенный вид игры: игры для обучения чтению, для обучения аудированию, для обучения говорению, для обучения письму.
Игры для обучения чтению и аудированию призваны помочь в решении задач, связанных с обучением данным видам речевой деятельности, и нацелена формирование и развитие соответствующих интеллектуальных умений. Снабжая студентов средствами и приемами работы с текстом, эти игры учат извлекать из него необходимую и важную информацию.
В основе своей они предполагают работу учащихся с текстом (письменным и звучащим): кодирование и иллюстрирование, догадку, конструирование, прогнозирование, перифраз, сжатие и расширение, восстановление пропущенного и.т.п. При этом как и в языковых играх, возможно взаимодействие их участников (сотрудничество и соревнование). На начальном этапе при обработке техники чтения особая роль принадлежит имитационным играм, основанным на подражании.
Кроме того, полезными оказываются и игры типа «преподаватель-студент», когда учащиеся читают друг другу определенный текст, выступая по очереди то в роли студента, то в роли учителя и оценивая при этом действия своего партнера.
Игры для обучения говорению и письму связаны с формированием и развитием умений, требуемых для осуществления продуктивных видов речевой деятельности.
Как правило
на начальном этапе данные игры предполагают
следование к образцу, на последующих
носят все более
Поскольку текст (содержание) и его воспроизведение зависят от конкретных обстоятельств, то при обучении письменному и устному высказыванию, монологическому и диалогическому, наиболее эффективными оказываются ролевые, имитационно- моделирующие игры, а также коммуникативные игры взаимодействия.
Отличительной чертой всех учебных игр, используемых на занятиях по иностранному языку, является их коммуникативная направленность и обусловленность. Поэтому, говоря например, о языковых (или речевых) играх, необходимо применять термин «языковые (речевые) игры на коммуникативной основе. Своеобразие и эффективность языковых и речевых игр заключается в том, что учащиеся участвуют в них не потому, что эта игра, а потому, что данная ситуация и данные обстоятельства требуют решения заданной задачи, приобретающей для них личностный смысл.
Цель обучения иностранному языку как средству общения диктует необходимость и обучения собственно общению: официально-деловому, профессионально-направленному, и неофициально деловому, повседневному. В связи с этим представляется целесообразным выделить игры имитационно-моделирующие для обучения соответственно первому и второму видам общения, а также игры комплексные, объединяющие оба вида общения.
Эти игры
носят ролевой характер. Существует
несколько видов имитационно-
Данная
система учебных игр
2. ВИДЫ ИГР, РАЗВИВАЮЩИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКА
2.1 Фонетические игры
Классификация и общая характеристика учебных игр по иностранному языку достаточно подробно рассмотрены в системе учебных игр, описанной ранее. Ниже приводятся примеры некоторых игр, которые используются на уроках английского языка.
Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметом, ролевые, на внимательность и др. При выработке произношения будут полезны следующие игры:
1.«Какой звук я задумал?» (игра-загадка).
Один студент называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, а остальные отгадывают его. Отгадывающий первым получает право загадать свою загадку.
2.«Необычный телефон» (игра-соревнование).
На доске рисуется большой телефон. На его диске вместо цифр фиксируются знаки различных звуков. Задача участников игры «набрать» за определенное время как можно больше слов и произнести их.
Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук; участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.