Игра, как метод экологического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:12, реферат

Описание работы

Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2222222222.docx

— 51.87 Кб (Скачать)

Для уточнения и закрепления образующихся представлений широко используют дидактические игры с естественными предметами (листьями, овощами, фруктами) или их изображениями на картинках.

Особое место в экологическом  воспитании имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом, как  и на предыдущих возрастных этапах, являются наблюдения. Педагог организует циклы наблюдений за объектами природной  зоны детского сада. Каждый цикл позволяет  формировать конкретны представления  детей об объектах природы, с которыми они находятся в постоянном контакте.

Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время труда в природе.

Во время прогулок дети узнают названия деревьев, кустарников, цветов, учатся ухаживать за ними, узнавать их в  разное время года. Дети также наблюдают  за птицами и насекомыми, а при  наличии огорода или цветника – за тем как растение развивается  из семени.

В уголке природы дошкольников знакомят с комнатными растениями, живыми обитателями  уголка, учат распознавать их, ухаживать  за ними. Их изучение развивает познавательную активность, наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие, осуществляет межпредметные  связи.

Как известно, большинство комнатных  растений – пришельцы из разных областей земного шара с разными  климатическими и почвенными условиями. Создавая приближённые условия жизни  для комнатных растений, дети на практике знакомятся с экологическими факторами среды обитания растений. Чтобы эта работа принесла желаемые плоды, учитель сам должен обладать определённым запасом знаний.

Литература дает ребенку не только новую информацию о явлениях природы, но и помогает проникнуться определенным отношением к ней, по-новому взглянуть  на привычные вещи. В этом отношении  особая роль принадлежит произведениям  Е.Чарушина. Чтение его рассказов, рассматривание книг с его иллюстрациями проводятся в течение всего года.

Один из видов работ по экологическому воспитанию – экскурсии на природу. К сожалению, многие из детей приходят в детский сад с очень ограниченными, потребительскими представлениями  о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир  природы.

Вступительная беседа перед экскурсией, вопросы педагог во время проведения экскурсии, подведение итогов – все  эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе. Занятие  любви к природе продолжается и на занятиях по изобразительной  деятельности, когда ребёнок лепит, рисует растения или животных, увиденных  им во время экскурсии. Процесс мышления и формирования чувств должен быть постоянным. В процессе чтения, где  художественное слово, картинка и музыкальное  произведение составляют единое целое, у детей развивается творческое мышление, художественный вкус, формируется  понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано.

Важной особенностью этого периода  являются становление сюжетно-ролевой  игры, большой интерес детей к  ней. Именно поэтому воспитатель  может чаще использовать ее в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее  усвоение детьми нового материала и  быстрое становление их самостоятельной  игровой деятельности

Но только лишь экологического воспитания в стенах дошкольного учреждения недостаточно. Ребёнок должен видеть бережное отношение, уважение к природе  со стороны родителей. Поэтому, помимо работы непосредственно с детьми, большое внимание в работе по экологическому воспитанию следует уделять и  разъяснительной работе с родителями.

Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала  о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и  заботливого отношения к растениям  и животным, педагогу нужно стремиться к тому, чтобы дети входили в  природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами  родной земли.

 

 

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ игры  и ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ  В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  детей среднего дошкольного возраста .

Экологическое воспитание детей  следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо  в основе отношения человека к  окружающему его миру природы  должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание  ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и  т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного  отношения к природе являются:

  • понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;
  • проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

При формировании гуманного  отношения к природе необходимо исходить из следующего: главное, чтобы  ребенок понял, что человек и  природа взаимосвязаны, поэтому  забота о природе есть забота о  человеке, его будущем, а то, что  наносит вред природе, наносит вред и человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается  общий для всех нас дом, безнравственны.

Целью опытно-экспериментальной работы стала разработка и апробация системы использования игровых обучающих ситуаций, как средства получения элементарных экологических знаний детьми 4-5 лет.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

  1. Подобрать и провести диагностику сформированности экологических знаний у детей средней группы.
  2. Разработать методику совершенствования работы по экологическому воспитанию в процессе использования игровых обучающих ситуаций
  3. Выявить динамику сформированности экологических знаний.

Опытно-экспериментальное  исследование проводилось в три  этапа на базеУО «Ясли-сад №46 г.Могилева». В исследовании приняли участие две однородные группы детей, каждая из которых насчитывает по 10 детей в возрасте 4-5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Игра, как метод экологического воспитания