Игра, как метод экологического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:12, реферат

Описание работы

Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2222222222.docx

— 51.87 Кб (Скачать)

Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:

  • игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
  • игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе. [8; 190]

Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы  игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические  игры дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться  с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических  представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.

В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают  и расширяют сферу чувств и  переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка  зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого  мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической  готовности принять информацию о  природе.

Использовать дидактические  игры для обогащения экологических  представлений следует с учетом представлений, которые сформированы у детей старшего дошкольного  возраста: о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях  и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части  природы; о культуре поведения в  природе.

Игры можно проводить  в вербальной форме, а также с  использованием природного и иллюстративного  материала. Эти игры содействуют  формированию конкретных представлений  о предметах, приобретению более  точных знаний об их признаках и  свойствах. Их целесообразно проводить  с детьми, имеющими низкий уровень  экологических представлений.

В вербальных дидактических  играх дошкольники, опираясь на представления  о природных объектах, углубляют  свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам  и признакам. Этот вид игры целесообразно  использовать в работе с дошкольниками, имеющими более высокий уровень  сформированности экологических представлений. [5; 22]

Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в ее ход  сказочного персонажа, который объясняет  правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят. При первом появлении  персонажа воспитатель знакомит с ним детей и в дальнейшем берет его роль на себя – и  таким образом ведет игру.

Повышению интереса дошкольников к дидактической игре и природным  объектам способствует введение элемента соревнования или проблемной ситуации. Введение проблемных ситуаций в ход  дидактических игр наполняет  их экологическим содержанием, что, в свою очередь, способствует не только обогащению экологических представлений  детей, но и воспитанию у них гуманного  отношения к природе.

Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в  дидактических играх экологические  представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группах в отдельных уголках  целесообразно разместить материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, муляжи, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, будет удовлетворяться возрастающий интерес дошкольников к природе, будут конкретизироваться полученные ранее представления.

Специфика дидактической  игры заключена в ее структуре, содержащей наряду с игровыми учебные задачи. Любое произвольное изменение соотношений  структурных элементов игры (например, смещение акцента с игровых на учебные задачи, несоблюдение правил, ограничение игровых действий и  пр.) ведет к ее разрушению - превращает в систему упражнений.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь  и деятельность взрослых и сверстников. [5; 22]

Основной особенностью сюжетно-ролевой  игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают  на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

Усвоение знаний о природе  при помощи сюжетно-ролевой игры, вызывающей эмоциональный отклик, оказывает  влияния на формирование правильного  отношения к объектам растительного  и животного мира. Экологические  знания, вызвавшие эмоциональную  реакцию у детей, скорей войдут в  их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает  лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.

Первый этап руководства  игрой - формирование необходимого круга  знаний о какой-либо стороне действительности, которые служат источником построения сюжетов игр. Далее путем прямого  или косвенного вмешательства взрослый учит детей осуществлять игровые  действия с предметами, ролевые действия.

Необходимость получать знания о природе и овладевать способами  их реализации в игре - смыкают игровую  деятельность с экологическим воспитанием. Включение сюжетно-ролевой игры в процесс обучения, в частности  в занятия по экологии, ни в коей степени не противоречит становлению  самостоятельной игровой деятельности. Наоборот, реализация программного содержания посредством включения в занятие  по инициативе взрослого различных  элементов игры послужит для детей  игровым образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая, несомненно, окажет влияние на содержание последующих  игр, на формирование умения самостоятельно осуществлять игровые замыслы.

Характер игры целиком  определяется логикой построения занятия. Поэтому с самого начала и до конца  ход игры регламентирован, его определяет воспитатель: он заранее продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Замысел может  остаться нереализованным, если сюжет  не заинтересует детей, не вызовет у  них эмоционального отклика, если будет  нарушено ролевое поведение и  т.д.

В формировании у детей  эмоционального заинтересованного  отношения к природе воспитатель  использует не только дидактические  и сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр.

Большую группу игр с правилами  составляют подвижные и подвижно-дидактические  игры. В основе их лежат разнообразные  движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.

Подвижные игры удовлетворяют  потребность растущего ребенка  в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные с игрой, - все это  благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный  фон для общего физического развития. Подвижные игры включают комплексы  движений разного вида, большинство  из которых связаны с крупными мышечными группами. Это делает данный вид игр важным средством физического  воспитания, развития движений детей. [4; 61]

Методика проведения подвижных  игр аналогична методике проведения дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей  умения, самостоятельно организовывать эти игры.

С малышами воспитатель проводит очень простые по содержанию подвижные  игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти  игры закрепляют первые знания, которые  дети получают в наблюдениях.

Словесно-дидактические  игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже  достаточно широкий круг представлений  о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся  знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Интересны игры в загадки-описания - в них дети упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Имеется целый ряд сборников, из которых воспитатель может  выбрать игры с природным содержанием, с нужной на данное время дидактической  задачей.

К творческим играм относятся  игры-драматизации и строительно-конструктивные игры. Им присущи основные черты  творческих игр: наличие замысла, сочетание  ролевых и реальных действий и  отношений и других элементов  воображаемой ситуации, а также самостоятельность  и самоорганизация детей.

Игра-драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяются текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила. Это же отличает ее от сюжетно-ролевых  игр на темы литературных произведений, где связь с тем или иным произведением менее устойчива  и определенна: возможно совмещение событий из разных литературных источников, введение новых действующих лиц, свободная передача содержания и  т. д. Однако оба вида игр близки друг к другу и по значению, и по характеру руководства ими.

Строительно-конструктивные игры - разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные  вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном  виде.

В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних  предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или  же из природного материала - пecкa, снега.

Такого рода игры требуют  от ребенка умений воссоздать образ  предмета в его пространственном выражении. Отсюда в процессе игры формируется  и развивается ориентировка ребенка  в пространстве, умения различать  и устанавливать величину и пропорции  предмета, пространственные отношения. Игра способствует накоплению практически  действенной ориентировки в пространстве: четкая ориентировка в пространственных отношениях входит в содержание конструктивных умений, которые формируются в  игре.

Детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью  движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в лес, можно  изображать лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький  цветочек); если были на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз, жучков и  др. [8; 188]

Экологические игры позволяют  сместить акцент с усвоения дошкольниками  готовых знаний на самостоятельный  поиск решений предложенных игровых  задач, что способствует умственному  воспитанию. Использование в играх  естественных природных объектов, их изображений создает положительный  эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей. Соотнесение дошкольниками своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию. Осознание себя как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и к другим живым организмам, содействует физическому развитию.

Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками  и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный  опыт, дети начинают понимать красоту  окружающего мира.

1.2 Экологическое воспитание детей  пятого года жизни

 

Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными  навыками самостоятельности, имеют  более устойчивое внимание, более  развитые восприятие и мышление, лучше  понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям.

Сама природа не воспитывает, воспитывает  только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему  чувства с раннего возраста. Чтобы  воспитать все эти чувства  в детях, педагоги используют различные  формы работы в этом направлении.

Детей 5-го года жизни знакомят с  явлениями живой и неживой  природы, как на занятиях, так и  в повседневной деятельности – в  процессе наблюдений на прогулках, работы в уголке природы и на земельном  участке, экскурсиях и в играх.

Дети наглядно прослеживают за изменениями  погоды и жизнью животных и растений, и ведут в течение года календарь, моделирующий смену сезонов.

Для углубленного интереса к занятиям используют различный природный  материал, дидактические и подвижные  игры, репродукции картин, музыку, художественной слово.

Учитывая конкретность мышления и  небольшой опыт у детей данного  возраста, в экологическом воспитании рекомендуется использовать наглядный  материал.

Информация о работе Игра, как метод экологического воспитания