Игра, как метод экологического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:12, реферат

Описание работы

Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2222222222.docx

— 51.87 Кб (Скачать)

 

Использовать сюжетно- ролевой  игры и разнообразные игровые  обучающие ситуации в практике работы по экологическому воспитанию дошкольников предложили педагоги – экологи С.Н.Николаева  и И.А.Комарова.

По их мнению, игровая  обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая  игра. Ее характеризуют следующие  моменты:

- она имеет короткий  и несложный сюжет, построенный  на основе жизненных событий  или сказочного, либо литературного  произведения, которое хорошо знакомо  дошкольникам;

- оснащена необходимыми  игрушками, атрибутикой; для нее  специально организуются пространство  и предметная среда;

- в содержание игры  заложены дидактическая цель, воспитательная  задача, которым подчинены все  ее компоненты - сюжет, ролевое  взаимодействие персонажей и  пр.;

- игру проводит воспитатель:  объявляет название и сюжет,  распределяет роли, берет одну  роль на себя и исполняет  ее, поддерживает воображаемую ситуацию  в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит  всей игрой: следит за развитием  сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает  игру ролевыми диалогами и  игровыми действиями, через которые  и осуществляется дидактическая  цель.

С помощью игровых обучающих  ситуаций можно решить различные  программные задачи по экологическому воспитанию детей.

Выделяют следующие виды игровых обучающих ситуаций (Рис.1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа подразумевают  использование игрушек-аналогов.

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном  исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.).

Использование данного вида игрушек формирует у детей  отчетливые представления об особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. С помощью таких игрушек  педагог может легко продемонстрировать возможные действия с предметом  и действия с живым существом, т.е. показать различия в формах действия с живыми и неживыми объектами.

Данный вид игровых  обучающих ситуаций используют при  ознакомлении детей с птицами, рыбками  и другими животными, а также  при сопоставлении игрушечных и  живых деревьев.

Игрушки – аналоги можно  сопоставлять не только с живыми объектами, но и с их изображением на картинах, наглядными пособиями. Например, в беседе по картинам об особенностях жизни  зайца в условиях леса, его приспособленности  к разным временам года может участвовать  игрушечный зайчик. Экологический смысл  сопоставления заключается в  том, что игрушечный зайчик «живет»  в уголке, ему никто и ничто  не угрожает, он не приспосабливается  к окружающим его условиям, т.е. это  его среда обитания. Создается  ситуация в ходе которой дети обучают  белочку, рассказывают ей, используя  картины, то, что им знакомо, педагог  дополняет их рассказы новыми, незнакомыми  детям сведениями и тем самым  незаметно обучает детей.

Данный вид игрушек  может включаться в любой вид  деятельности детей: занятия, наблюдения, труд в природе, экскурсии, чтение художественной литературы.

Игрушки-аналоги - это дидактические  игрушки, их следует собирать и хранить  в методическом кабинете. Рекомендуется  иметь наборы рыбок, птичек - они  послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе. Можно подобрать одноименные  игрушки, сделанные из разного материала (например, зайцы мягкие, резиновые, пластмассовые), разного размера  и разного декоративного оформления.

Второй тип игровых  обучающих ситуаций связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания.

В таком виде игровых обучающих  ситуаций сказочные герои действую в новых, аналогичных сюжету сказки ситуациях. Поведение героя характерно поведению в сюжете сказки, из которой  данный персонаж.

Подбирать персонажей литературных произведений следует так, чтобы  сюжет сказки, из которой вводится герой, было связано с природой, а  персонаж имел кукольное воплощение. Для детей средней группы можно  использовать персонажей из таких произведений, как «Репка», «Приключения Незнайки», «Айболит», «Колобок» и др.

С образом героя мультфильма  Кота Матроскина у детей связаны  представления о хозяйственном, заботливом, трудолюбивом коте. Этот персонаж может быть включен в разнообразные  игровые обучающие ситуации. Совершая игровые действия Кота «хозяйственника», герой выполняет очень важную функцию – заводит и содержит домашних животных. Он знакомит детей  с домашними животными, рассказывает, как нужно за ними ухаживать. Дети знакомятся с домашними водоплавающими птицами.

Дюймовочку дети знают, как  добрую, хрупкую, трудолюбивую девочку. В ходе создания игровых обучающих  ситуаций, в которых главным героем выступает Дюймовочка дети знакомятся с посадкой растений. Дюймовочка рассказывает, как нужно сажать цветы, как за ними ухаживать, чтобы цветы были красивыми.

Дюймовочка приглашает детей  отправиться в путешествие по сказке, из которой она пришла. В  ходе этого путешествия дети знакомятся с представителями животного  и растительного мира, узнают об существенных отличительных особенностях среды обитания героев сказки.

Используя литературного  персонажа Незнайку, не он учит детей, а дети учат его. Например, дети знакомят Незнайку с обитателями уголка природы, рассказывают ему о том, что можно  делать с ними, а что нет. Воспитатель  вносит дополнения в рассказ детей, тем самым он обогащает знания и Незнайки и воспитанников.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в  отдельно взятой игровой обучающей  ситуации может выступать в одной  из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.

Чтобы игровая обучающая  ситуация с любым литературным персонажем действительно выполнила дидактическую  функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой игровой обучающей  ситуации воспитатель выполняет  две роли - куклы и свою собственную. Он одновременно говорит и действует  за персонажа и за воспитателя. Как  педагог, он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж, он говорит  с детьми и воспитателем. При этом успех исполнения роли куклы зависит  от меняющихся интонаций и разнообразных  игровых действий, которые она  совершает. Кукла должна быть «живой» - поворачиваться то к детям, то к  воспитателю, протягивать руки, наклонять  голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать  по плечу, здороваться за руку и пр.).

Ещё одним важным видом  игровых обучающих ситуаций являются игры-путешествия. Путешествия здесь  выполняют функцию экскурсий. Дети посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму.

В процессе игр-путешествий  дети посещают новые, интересные места  и расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе.

Воспитатель в этой игре выполняет главную роль- экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего  фермой. Именно через него дошкольники  знакомятся с новыми местами и  представителями животного и  растительного мира.

Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором  она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или  болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).

Например, инсценируя путешествие  в летний лес, воспитатель предлагает детям ходить по лесу осторожно, стараться  смотреть под ноги, чтобы не наступить  на змею; наклоняться, чтобы не задеть ветки деревьев; прислушиваться к  лесной тишине. Шагая во время воображаемой экскурсии по болотистому месту, руководитель просит экскурсантов поднимать  повыше ноги, идти осторожно, чтобы  не провалиться (при этом сам делает то, что нужно).

Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного  времени - это не опасно, так как  качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой  у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

 

 

 

Виды игры в  экологическом воспитании дошкольников

 

Согласно классификации  С.Л. Новоселовой, все игры, в зависимости  от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы:

1) игры, возникающие по  инициативе ребенка (или группы  детей), - самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые);

2) игры, возникающие по  инициативе взрослого и старших  детей, - организованные игры (дидактические,  подвижные, досуговые);

3) игры, идущие от исторически  сложившихся традиций народа, - народные  игры. [5; 8]

Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с  правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные  и др.). Центральное звено таких  игр - правила - является главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать  на игровую ситуацию, подчиняться  обстоятельствам.

Организация игр с правилами  предполагает участие в них взрослого - особенно важна его роль на первых этапах, когда вводится новая игра и дети должны понять ее содержание и правила, а затем усвоить  их, чтобы легко применять на практике. В игре взрослый выполняет две  роли: равноправного с детьми участника  и организатора. Взрослый является носителем игровых умений, поэтому  беспрекословное и постоянное выполнение им правил - это главное условие  организации и проведения таких  игр.

Усвоение правил, подчинение им своего поведения детям дается нелегко: они быстро начинают замечать нарушение правил партнерами и не замечают своих нарушений. Поэтому  повторение правил, терпеливое их разъяснение  довольно долго являются организационным  моментом.

В экологическом воспитании игры с правилами дают возможность  представить различные явления  природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут  сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.

Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое место принадлежит дидактическим  играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания детей.

По характеру используемого  материала дидактические игры условно  делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это  игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений  о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.). Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений  об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся  лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д. Словесные игры развивают  внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. [6; 20]

Дидактические игры экологического содержания расширяют представления  детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в  природе, взаимосвязях, существующих в  природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного  отношения к природе, выработке  навыков культуры поведения в  окружающей природной среде.

В структуре дидактических  игр выделяются следующие структурные  элементы: дидактическая задача, игровые  правила, игровые действия, заключение или окончание игры. Дидактическая  задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, формулируется педагогом и отражает его обучающую и воспитательную деятельность. Правила игры обусловлены  познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Они  содержат нравственные требования к  взаимоотношениям детей, к соблюдению ими норм поведения. С помощью  правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Игровые действия - основа игры. Чем они разнообразнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия связаны с игровым замыслом и  исходят из него. Подведение итогов - проводится сразу по окончании  игры. Это может быть выявление  детей, которые лучше выполнили  игровое задание, определение команды-победительницы и т. д.

Информация о работе Игра, как метод экологического воспитания