Игра, как метод экологического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:12, реферат

Описание работы

Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2222222222.docx

— 51.87 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

Дошкольное детство –  начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение  к природе, к «рукотворному миру», к себе, к окружающим людям. Человек, любящий природу, помогает детям  сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит  от создания и правильного использования  развивающей среды, а также от системной педагогической работы с  детьми.

Дошкольное детство –  это период игры. Об этом говорят  и пишут педагоги и психологи, это знают все современные  родители. Игра в детские годы преобладает  над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С.Выготский  назвал ее ведущей деятельностью  дошкольного детства.

Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие  и использование ее как средства экологического воспитания детей важно  по целому ряду причин:

она дает возможность развивать  познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению  личности, сохранению здоровья;

игра доставляет радость  ребенку, поэтому понимание природы  и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;

игра ставит взрослого  и ребенка в партнерские отношения;

в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную  реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую  деятельность, чем знания, воздействие  которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

Среди многообразия игр особое место принадлежит дидактическим  играм, которые очень разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

 

Экологическое воспитание детей  дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей  следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо  в основе отношения человека к  окружающему его миру природы  должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание  ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и  т.д.[9; 21]

Экологическая культура не может складываться без осознания  существующей в настоящее время  экологической ситуации. Понимание  глобальных, общепланетарных проблем, экологических проблем России (своей  страны) и ориентировка в экологическом  неблагополучии своего региона, места  проживания создают обеспокоенность  и неравнодушие, дают воспитателю  кругозор и стимул к проведению разнообразной  педагогической работы. Это - общечеловеческий, общегражданский фундамент - начало экологической культуры любого человека, который определяет его мировоззренческую  позицию и характер поведения. На этом фоне легко происходит осмысление целей и задач экологического воспитания дошкольников. [9; 24]

Освоение детьми представлений  экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы  включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Сопоставление  животного с игрушкой- аналогом и  одновременно «обыгрывание» последней  позволяет сформировать у детей  первые представления о живом  и заложить основы правильного обращения  с ним. Использование литературно-сказочных  персонажей (Чипполино, Незнайка и др.) вносит в процессы обучения игровой  стержень, создает условия для  слияния игровой и учебной  деятельности, что повышает умственную активность детей.[27; 56]

Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и  методов экологического образования  оказали труды С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Л. Д. Бобылевой, В. И. Вересова, В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой, Т. А. Климовой, Н. А. Таранковой, Ж. Л. Васякиной  и др.

О необходимости и возможности  формирования системных знаний о  природе у дошкольников говорили такие исследователи, как И. Р. Колтунова, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова.

Большинство исследований по теории и методике экологического образования  дошкольников связано с разработкой  программ (Л. П. Молодова, Л.И. Егоренков, С.Н.Николаева, В.Н.Вересов, В.Г.Ашиков и  С.Г. Ашикова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И. Н. Белавина, Н. Г. Найденская, Т. А. Бабакова, Л.Д. Бобылева, Н. М. Черновоиванова, Л.П. Салеева-Симонова, А.А. Плешаков, В. И. Зебзеева, Б.Т. Лихачев, 3.Г. Нигматов, И.Т. Гайсин, 3. А. Хусаинов, Р.Я. Дыганов и др ).

цель курсовой работы: изучение влияния различных видов игр и игровых обучающих ситуаций на процесс экологического воспитания дошкольников.

Объектом исследования выступает процесс использования игр и игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Предметом исследования являются игры и игровые обучающие ситуации, как средство экологического воспитания детей .

Учитывая объект, предмет, цель мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:

  1. Определить значение игры в процессе экологического воспитания детей среднего дошкольног возраста;
  2. Разработать и апробировать методику использования игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей будет проходить успешно, если в процессе данного воспитания будут использоваться разнообразные игры и игровые обучающие ситуации.

Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; диагностирование дошкольников; наблюдение; индивидуальный контакт с детьми; экспериментирование.

Научная новизна и теоретическая  значимость исследования определяется тем, что в исследовании собраны  определены условия использования  игровых обучающих ситуаций, способствующие экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что  оно дает возможность совершенствовать педагогический процесс в экологическом  воспитании детей.

 

 

1.3 Игра, как метод  экологического воспитания

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит  игре - важнейшему виду деятельности. Она  является эффективным средством  формирования личности дошкольника, его  морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия  на мир. Она вызывает существенное изменение  в его психике. Известнейший в  нашей стране педагог А.С. Макаренко  так характеризовал роль детских  игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в  игре, таким во многом он будет в  работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в  игре..»[14; 135]

Педагоги и психологи  уделяют большое внимание игровой  деятельности, ибо она выполняет  ряд важных функций в развитии личности человека.

Игра, как самостоятельная детская  деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она  способствует освоению ими опыта  человеческой деятельностью. Игра, как  форма организации детской жизни  важна тем, что служит становлению  психики ребёнка, его личности.

Игровая деятельность ребенка  всегда есть обобщенной потому что  мотивом есть не отражение какого – то конкретного явление, а самого действия, как личного отношения.

Игра – альтернатива действительности, используется для коррекции состояния  и поведения ребенка. Но все же главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок  совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается  его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.

Игра среди всех других видов  деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение.

Экологическое воспитание детей пятого года жизни необходимо строить на игровой основе – с большим  включением в педагогический процесс  разных видов игр.

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игру (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или  ролевые игры. Они характеризуются  следующими особенностями:

  • Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
  • Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).
  • Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
  • Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.
  • Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.
  • В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

Очень важно, чтобы воспитатели  как можно больше использовали элементы сюжетно - ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие – либо игрушки. В самостоятельной  игре дошкольников эти элементы взаимосвязаны  в едином игровом процессе. Исследователи  доказали, что на первом этапе игровой  деятельности детей, следует формировать  необходимые знания об окружающей действительности. Педагог учит их осуществлять игровые  действия с предметами, строить ролевые  взаимоотношения, развивать сюжетную линию игры.

Использование сюжетно –  ролевой игры в экологическом  воспитании детей опирается на ряд  теоретических положений, высказанных  известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А. В. Запорожца, игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень  интеллектуального развития, но и  на умственную активность ребенка, его  творческие возможности. Включение  элементов сюжетно – ролевой  игры в процесс формирования у  детей представлений о природе  создает эмоциональный фон, благодаря  которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.

Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически  с первых моментов своего возникновения  выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства  реальных практических ситуаций с целью  их освоения, с целью выработки  необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Игровому обучению присущи  те же черты, что и игре:

  • свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию педагога, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности;
  • творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность;
  • эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность;
  • деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта;
  • деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.
  • деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.

К важнейшим свойствам  игры относят тот факт, что в  игре и дети действуют так, как  действовали бы в самых экстремальных  ситуациях, на пределе сил преодоления  трудности. Причем столь высокий  уровень активности достигается  ими, почти всегда добровольно, без  принуждения.

Огромная роль в воспитании у детей осознанно- правильного  отношения к природе принадлежит  игровым обучающим ситуациям.

1.4 Игровые обучающие  ситуации в экологическом воспитании  детей пятого года жизни

Информация о работе Игра, как метод экологического воспитания