Групповая работа как форма организации деятельности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании групповой формы обучения как из основных видов построения учебной деятельности младшего школьника.
Задачи курсовой работы:
1) изучить литературу по теме исследования;
2) провести экспериментальную работу;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.ГРУППОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
1.1.Основные принципы группового обучения…………………………...5
1.2.Групповая форма работы – как способ организации обучения ……..10
1.3.Влияние групповых форм организации деятельности на качество обучения в начальной школе……………………………………………………....17
Выводы по первой главе.
Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1.Групповая сплоченность и изучения социометрического статуса младших школьников …..……………………………………………………..20
2.2.Методические рекомендации по организации работы в малых группах………..……………………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

В результате проведенного наблюдения за групповой  работой  младших школьников можно сделать следующие выводы: при организации групповой работы большинство детей очень охотно помогали учителю организовать место для «поля» деятельности. Из этого следует, что групповая форма работы учащимся нравиться.

При рассмотрении непосредственно самой работы в  группах младших школьников можно  сказать, что активное участие в  работе принимали дети со статусом «предпочитаемые» и «лидеры» (социометрия Джона Морена).

Методика Джона  Морено совпадает с методом наблюдения, в котором видно,  что дети со статусом «предпочитаемые» активно  участвуют в работе.

Беседа  с учителем.

Метод беседы, являющийся по своей сущности направленным наблюдением, концентрированным вокруг ограниченного количества вопросов, представляющих важность в данном исследовании. Этот метод состоит в непринужденной беседе с опрашиваемыми людьми по интересующим исследователя вопросам (беседа не должна превращаться в анкетирование).

Объективный материал, который при этом собирается, естественно, имеет речевую форму. Исследователь  судит об изучаемом явлении по речевым реакциям собеседников.

Правильное применение метода беседы предполагает:

1. Наличие у исследователя личного контакта с испытуемыми лицами, установленного задолго до беседы.

2. Наличие тщательно  продуманного плана беседы. Этот  план должен представлять из себя не формальный перечень конкретных вопросов, с которыми предполагается обратиться к участникам беседы, а скорее план задач, проблем, которые составят материал беседы. Метод беседы предполагает постановку вопроса с обоих сторон.

3. Умение исследователя  применять не прямые вопросы,  а косвенные пути для получения интересующих его материалов.

4. Умение исследователя  уточнять интересующие его факты  во время живой беседы, вносить  в них ясность, не прибегая  к протоколированию или стенографированию. Последние иногда неоправданно усложняют метод беседы и, будучи всего лишь формальными записями, с трудом поддаются анализу. Протокол беседы составляется непосредственно после беседы по живым впечатлениям; в него вносятся добытые и уточненные в беседе факты, подкрепляемые ссылкой на конкретные высказывания.

5. Выяснение  достоверности полученных данных путем последующих наблюдений, с помощью дополнительных сведений, полученных от других лиц, и т. д.

Особое место  беседы в арсенале методов исследования личности связано также с тем, что, хотя данный метод не требует  привлечения сложной дополнительной аппаратуры и оборудования, он в то же время, как ни один другой, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу, его мастерству, профессиональной зрелости.

Мы провели  беседу с учителем начальных классов  Лихоносовой Натальей Александровной. В процессе беседы учителю было заданно три вопроса:

  1. Как вы считаете, хорош ли групповой метод обучения для сплочения коллектива?
  2. Часто ли вы пользуетесь групповым методом обучения?
  3. Ваше отношение к групповому методу обучения?

Наталья Александровна отозвалась о групповой работе очень положительно. Такая работа  требует постоянной бдительности, самонаблюдения и самовспоминания как со стороны учителя, так и со стороны ученика для предотвращения искажений в процессе групповой работы. Конечно же, это требование прекрасно. Оно обеспечивает некоторое дополнительное давление и мотивацию к пробуждению. Наталья Александровна отмечает что, основной смысл групповой работы – в продуцировании мышления, и, притом, - коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предложениями, следовательно – оппонирование, защиту своей точки зрения, последующую рефлексию. Все это позволяет использовать групповую работу в образовательном процессе. Учитель так же  отмечает, вторая не маловажная задача групповой работы — это научить детей согласованно и плодотворно трудиться над одним общим заданием, помогая друг другу. В работе творческого характера задача та же, но при распределении обязанностей требуется учесть способности и возможности, интересы и склонности каждого из учеников.

Таким образом, на основе проведенных методик  мы можем сделать вывод, что групповая  работа на сегодняшний является распространенным методом  проведения учебно-воспитательных занятий. 
 

     2.2. Методические рекомендации по  организации работы в малых  группах.

     Общие правила организации работы в  группах:

     1.  За отношениями в группе нужно  следить: каждый участвует в  разговоре, каждый думает над работой, позиции всех равны, отношение может быть свое (я бы не согласился, мне кажется, что, она не подходит потому что…)

     Роли: лидер, критик, человек, который моделирует, интерпретатор.

     За  выполнением законов следит лидер.

     Позиция учителя – каждой из групп представить  свой вариант для работы, обсуждения...

     Коллективное  обсуждение (все варианты работы групп  выносятся на доску).

     Относиться  по ходу выступлений, задавать вопросы.

     Постоянно анализировать действия.

   2.  Для  работы в группах должны  быть такие задания, где разные  дети дают разные варианты, а  не одинаковые. При получении  разных ответов мы видим, каким  путем действовали дети, как заставляют нас действовать условия, видим,  в чем разница. Мы не утверждаем, что это так или не так, а рассматриваем способы действий  в разных условиях. Таким образом,  выходим на общее решение задачи, контроль – сравнение своего состава действий с научным вариантом, оценка – какое действие еще не могут сделать и почему. Объясни, почему так думаешь, создаются условия для раскрытия своего и встречи с другим пониманием, выбор собственной позиции.

     3. Нужно учесть, что такой формы  общения у ребенка еще не было, поэтому навык работы в группах нужно формировать, как и любой другой навык, не игнорируя мелочей и не пытаясь перейти к сложному без доработки простейшего:

     - как сесть за партой, чтобы  видеть товарищей

     - как соглашаться («Ты прав»,  «Я тоже так думаю»).

     -как  возражать («У меня есть свой  взгляд», «Мое мнение, которое  основано на чем – либо», задавать вопросы – про то что  забыл член группы, предложение: попробуй прочитать то, что ты написал, …)

     - как помочь, а как просить о  помощи.

     4.   Вводя новую форму сотрудничества нужно дать ее образец (ты согласен…, не возражаю…, у меня есть вопрос на понимание…).   Для освоения образца необходимо разобрать 2-3 ошибки. Разбирать не содержательную ошибку, а код взаимодействия. Типичные ошибки можно разобрать, даже если их нет в классе.

     5. Как объединять детей в группы.

     - самому слабому ученику нужен  не столько сильный, сколько  терпеливый и доброжелательный лидер в группе;

     - упрямцу полезно соперничать  с упрямцем;

     - двух озорников соединять вместе  опасно, но при правильном подходе они будут работать;

     - самых развитых детей не следует  надолго объединять со слабыми,  им нужны равные;

     - не следует создавать группы  с детьми со слабой самоорганизацией;

     6. Для срабатывания групп не  следует часто менять состав, но и закреплять надолго нельзя.

     7. При оценке работы в группе  следует подчеркивать, прежде всего,  человеческие добродетели. Оценивать можно лишь общую работу. Нельзя давать детям, работающим вместе разные оценки.

     8.  Групповая работа требует перестановки  парт. Дети должны сесть так, чтобы видеть и слышать друг друга.

     9. Дети должны договариваться до  работы. Задача учителя помочь  парам, группам найти свой стиль работы.

       Основные противопоказания при  организации групповой работы:

     Не  допускать пары из двух слабых учащихся.

     Дети, отказывающиеся работать вместе не должны принуждаться.

     Если  кто – то пожелал работать в  одиночку, учитель позволяет ему  сделать это, не проявляя при этом недовольство.

     Нельзя  заниматься совместной работой более 10-15 минут.

     Нельзя  требовать абсолютной тишины. Вводить критерий – умение слушать.

     Нельзя  наказывать лишая участия в групповой  работе. 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Цель курсовой работы реализована. Мы исследовали  групповую работу, ее влияние на младших школьников.

Задачи, поставленные в соответствии с целью данной курсовой работой, решены. Нами была изучена литература по теме исследования; проведена экспериментальная работа, в ходе которой мы подтвердили эффективность разработанного нами учебного плана занятий при групповой форме обучения. Экспериментальная работа доказывает, что использование групповой формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других. При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

В групповой  работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной  работе, пока не будут проработаны  простейшие формы общения. Нужно  время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1.  Абасов З.В. Форма обучения – групповая работа. М.: Просвещение, 1998. 340 с.

2 . Азимов Э.Г. Щукин А.Н. Словарь методических терминов. Спб.: «Златоуст», 1999 472 с.

3 . Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: ПИТЕР, 2001-260 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб. для студентов вузов обучающихся по спец. «Психология» - М.: Аспект, 2004 316 с,

5. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 111 с.

6. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкер Р. Социальная психология. Психо - логические законы поведения в социуме. СПб.: Прайм Еврознак, 2004. 358 с.

7. Аронсон Э. Общественное животное. СПб.: Прайм Еврознак, 2003-516 с.

8. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. СПб.:АОЗТ «Интерс», 1995. 135 с.

9.  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 230 с.

10. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. М.: Амфора, 1998. 222 с.

11. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. Спб.: Педагогика, 2000. 201 с.

12.  Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Наука, 1975. 78-104 с.

13. Михайлов С.В. Полодова Т.Д. Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе. М. : Наука, 1981. 305 с.

14. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2000. 290 с.

15. Танцоров С.Г. Групповая работа в развивающем обучении. Рига : Эксперемент, 1997. 100 с.

16.  Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993. 345 с.

17. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 116 с.

18. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке / Изд. "Знание", М., 1975 г.

19. Лийметс Х.Й. Место групповой работы среди других форм обучения / В сб. Советская педагогика и школа, V, Тарту, 1971 г.

Информация о работе Групповая работа как форма организации деятельности младшего школьника