Групповая работа как форма организации деятельности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании групповой формы обучения как из основных видов построения учебной деятельности младшего школьника.
Задачи курсовой работы:
1) изучить литературу по теме исследования;
2) провести экспериментальную работу;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.ГРУППОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
1.1.Основные принципы группового обучения…………………………...5
1.2.Групповая форма работы – как способ организации обучения ……..10
1.3.Влияние групповых форм организации деятельности на качество обучения в начальной школе……………………………………………………....17
Выводы по первой главе.
Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1.Групповая сплоченность и изучения социометрического статуса младших школьников …..……………………………………………………..20
2.2.Методические рекомендации по организации работы в малых группах………..……………………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

       если оно наивысшего  качества.

       В противном случае  оно бесполезно»

     Р.Киплинг

Основная цель школьного образования – подготовка разносторонней личности гражданина, ориентированной  в системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе, нацеленной на самообразование и самосовершенствование.

Мы понимаем, что качество образования могут  обеспечить постановка и достижение достаточно высокого (качественного!) результата, соответствующего поставленным целям, посредством реализации высококачественного педагогического процесса. Его обеспечивают оптимальная, эффективная педагогическая деятельность, управление ею на всех уровнях, а так же качество педагога и качество учащегося.

Освоение функций  учебной деятельности и принятие групповых форм работы позволяют учащимся осуществлять контроль и оценку собственной и групповой деятельности, так как постоянно есть возможность сравнивать собственную деятельность с деятельностью других учащихся, групп. Обогащаясь в совместной деятельности, ребенок осваивает, приобретает нормы взаимодействия, нравственные качества, новые способы работы с предметным содержанием, внося при этом свои индивидуальные способы, находки, открытия, а следовательно, решается основная задача индивидуализации учебной работы – содействие формированию и сохранению неповторимой индивидуализации личности каждого учащегося. Для достижения этой цели у каждого ученика в процессе работы появляется индивидуально – ориентированный план, который позволяет продвигаться по общему маршруту в индивидуальном темпе, на индивидуальном уровне, который ребенок выбирает сам. В план включены задания разной степени сложности, причем они даны в явно избыточном количестве для предоставления свободы выбора. В процессе групповой работы и в целом в организуемой учебной деятельности имеется возможность выбора (задания, темпа, проблемы для рассмотрения, вхождения в группу и т.д.)

 «Только в  том случае ( когда есть возможность  выбора) он сможет превратиться из объекта в субъект управления своей собственной деятельностью». (А.  А. Ярулов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.

Одним из важных условий успешной работы в группах  является организация рабочего места  каждой группы. Для выполнения заданий  в группах часто необходим определенный набор принадлежностей, например, маркеры и бумага для подготовки презентаций и т.д. Учитель должен позаботиться об этом заранее и, возможно, каждый раз назначать себе в помощники разные группы учащихся для организации класса для работы в группах.

Задача учителя  объяснить учащимся, что работа в  группе - не развлечение в учебное  время, это полноправная форма работы на уроке, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний. Для педагогики в XXI веке характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии

Одна из педагогических технологий – групповой способ обучения - всё чаще и чаще используется в  средней школе. Возможность применять несколько форм обучения - групповую, парную и индивидуальную – позволила учителям творчески подойти к составлению целых тематических циклов программы, организовать нетрадиционные уроки. Творческая самореализация учащихся и воспитанников происходит через индивидуальные и групповые занятия учеников школы в различных кружках, секциях, факультативах, как на базе школы, так и вне нее.

Форма группового обучения в классах и на внеклассных  занятиях позволяет ученикам развивать логическое мышление, отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, развивать коммуникабельность, дать возможность полнее проявить себя всем: и отличникам, и неуспевающим, и лидерам, и аутсайдерам.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ГРУППОВОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1 Групповая сплоченность и  изучения социометрического статуса младших школьников

     Для изучения коллектива младших школьников методом социометрии включается в исследование весь класс.

Цель данного  исследования: определение уровня групповой  сплоченности  младшего школьника в воспитательной деятельности.

Данное исследование проводилось на базе образовательного учреждения школы  с. Дубового, в  котором принимали участие учащиеся 4 класса в количестве 15 человек, среди которых 5 – мальчиков и 10 – девочек.

Для изучения уровня групповой сплоченности  в коллективе младших школьников среди учащихся 4 класса мы провели исследование, состоящее из 3 методик:

  1. Социометрия Джона Морено;
  2. Беседа с учителем;
  3. Наблюдение.

     Таким образом, для выяснения выборов  учащихся в данном  коллективе  была проведена социометрия Джона Морено, в ходе которой необходимо было выяснить статусные роли и степень сплоченности группы.

     С этой целью был задан вопрос: «Кого бы ты хотел (а) позвать к  себе на день рожденье, если бы можно было пригласит только 3 человек? Напиши 3 фамилии».

     В результате проведённого социометрического  исследования в группе   с целью изучения сплочённости и формирования коллектива  были выявлены следующие показатели, по которым был выявлен эмоциональный лидер.

     Мы  увидели, что в день проверки присутствовали все дети. По результатам социометрии нами были получены следующие данные:

  • лидеры(2): Рая К., Юра Ц.;
  • предпочитаемые(8):Вероника М., Ксения Т., Лера С., Маша Ф., Таня З., Денис М., Саша К., Ксения М.;
  • отверженные(3):Андрей К., Света У., Аня С.;
  • непринятые (2):Оля Б., Олег Б.;

         (См. таблица 1)

     Психологами установлено, что для детей значимо  общение в группе не только на эмоциональном  уровне, а потому был задан дополнительный вопрос: «С кем бы ты хотел работать в группе?». Нами  были получены следующие данные: лидером так и осталась Рая К., в группе предпочитаемых  помимо 2  ребят, которые уже находились в этой группе, прибавилось ещё 2  ученика это Андрей К. и Аня С.. В том же статусе остались Оля Б. и Олег Б.. В группе непринятых  осталась Света У..                    

     Таким образом, все же успеваемость является определяющим фактором выбора соседа по парте. Иначе отличница Таня Р. не получила бы 9 выборов, а Маша Ф. (которая учится более, чем хорошо) не получила бы 4 выбора.

     Хотя  мы знаем, что для учеников 4 класса успеваемость имеет особое значение для формирования отношений, но, тем не менее, из данных социометрии видно, что взаимоотношения в классе строятся больше на эмоциональном, чем на интеллектуальном уровне.

     На  основании полученных данных мы можем констатировать тот факт, что в данном классе  мы имеем  2 ученика с первым статусом(11%), 8 учеников со 2 статусом (47%), 3 ученика с 3 статусом (26%), и 2 ученика с 4 статусом (16 %) социометрических выборов.                    (См. таблицу 2)

     Статус  ребёнка определяется  числом полученных им выборов. Дети могут быть  отнесены в зависимости  от этого  к одной  из 4-х  статусных категорий:

     1-«лидеры»: 5 и более выборов,

     2-«предпочитаемые»: 3 -4 выбора,

     3-«принятые» 1-2 выбора,

     4-«непринятые» -0 выборов.

     1 и 2 статусные категории  являются  благоприятными. Исходя из этого,  мы можем знать,  насколько  благоприятен  статус каждого  ребёнка в  группе, т. е   насколько ребёнок  желанен   в системе  межличностных отношений,  испытывают ли  к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить  об  эмоциональном климате группы  для каждого воспитанника: благоприятный, холодный, отчуждённый.

     Мотивацией  социометрических   выборов является  выяснение, какие мотивы лежат  в  основе  предложений каждого  ребёнка, в какой степени дети  разного пола, возраста  осознают  мотив  своего избирательного отношения.

     В результате  выявились следующие  категории каждого ребёнка:

     «лидеры»-2 человека

     «предпочитаемые»-8 человек

     «отверженные»- 5 человек

     «непринятые»-2 человека 

                                                                                                    (см. таблицу 1)

     Результаты  проведенного нами социометрического  исследования наглядно представлены  в таблицах. 

Таблица 1.Социометрическая таблица учёта выбранных данных

           Испытуемые       Количество  выборов      Статус
         1.Ксения  Т.             3              2
         2. Юра Ц.            5              1
         3.Вероника  М.            4              2
         4.Оля  Б.            -              4
         5.Олег  Б.            -              4
         6.Андрей  К.            1              3
         7.Света У.            2              3
         8.Ксения  М.            3              2
         9.Маша  Ф.            4              2
         10.Таня  З.            3              2
         11.Рая  К.            9              1
         12.Лера  С.            2              2
         13.Аня  С.            2              3
         14.Денис  М.            4              2
         15.Саша  К.            4              2
 
 

Таблица 2 .Таблица  статусных категорий в процентном содержании

               Статус      Статусная категория      Количество  человек      Процентное выражение
     1      «Лидеры»                   2                10%
     2      «Предпочитаемые»                   8                48%
     3      «отверженные»                   3                26%
     4      «Непринятые»                   2                16%
 

     На  основе изученных литературных источников было выявлено, что в основе общения  лежат следующие показатели:

  • Внешность (привлекательность – не привлекательность);
  • Особенности поведения;
  • Знания, умение, навыки, используемые в учении;
  • Навыки общения;
  • Представление о дружбе.
 

Наблюдение  за  групповой  работой учащихся.

Цель данного  исследования: проследить деятельность учащихся школы с. Дубового 4 класса  в групповой работе младших школьников.

Задачей метода наблюдения является познание качественных особенностей изучаемых психических  процессов и раскрытие закономерных связей и отношений между ними. Его основу составляет непосредственное восприятие исследователем объективных проявлений изучаемых психических процессов в соответствующих видах деятельности.

Объектом наблюдения является групповая работа детей  младшего школьного возраста.

Общая процедура  наблюдения складывается из следующих  процессов:

    • Общее наблюдение за организацией групповой работы учащихся
    • Наблюдение работы каждой группы
    • Похвала и замечания

Информация о работе Групповая работа как форма организации деятельности младшего школьника