Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:43, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании групповой формы обучения как из основных видов построения учебной деятельности младшего школьника.
Задачи курсовой работы:
1) изучить литературу по теме исследования;
2) провести экспериментальную работу;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.ГРУППОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
1.1.Основные принципы группового обучения…………………………...5
1.2.Групповая форма работы – как способ организации обучения ……..10
1.3.Влияние групповых форм организации деятельности на качество обучения в начальной школе……………………………………………………....17
Выводы по первой главе.
Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1.Групповая сплоченность и изучения социометрического статуса младших школьников …..……………………………………………………..20
2.2.Методические рекомендации по организации работы в малых группах………..……………………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно бесполезно»
Р.Киплинг
Основная цель
школьного образования –
Мы понимаем, что качество образования могут обеспечить постановка и достижение достаточно высокого (качественного!) результата, соответствующего поставленным целям, посредством реализации высококачественного педагогического процесса. Его обеспечивают оптимальная, эффективная педагогическая деятельность, управление ею на всех уровнях, а так же качество педагога и качество учащегося.
Освоение функций учебной деятельности и принятие групповых форм работы позволяют учащимся осуществлять контроль и оценку собственной и групповой деятельности, так как постоянно есть возможность сравнивать собственную деятельность с деятельностью других учащихся, групп. Обогащаясь в совместной деятельности, ребенок осваивает, приобретает нормы взаимодействия, нравственные качества, новые способы работы с предметным содержанием, внося при этом свои индивидуальные способы, находки, открытия, а следовательно, решается основная задача индивидуализации учебной работы – содействие формированию и сохранению неповторимой индивидуализации личности каждого учащегося. Для достижения этой цели у каждого ученика в процессе работы появляется индивидуально – ориентированный план, который позволяет продвигаться по общему маршруту в индивидуальном темпе, на индивидуальном уровне, который ребенок выбирает сам. В план включены задания разной степени сложности, причем они даны в явно избыточном количестве для предоставления свободы выбора. В процессе групповой работы и в целом в организуемой учебной деятельности имеется возможность выбора (задания, темпа, проблемы для рассмотрения, вхождения в группу и т.д.)
«Только в
том случае ( когда есть возможность
выбора) он сможет превратиться из
объекта в субъект управления своей собственной
деятельностью». (А. А. Ярулов).
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.
Одним из важных условий успешной работы в группах является организация рабочего места каждой группы. Для выполнения заданий в группах часто необходим определенный набор принадлежностей, например, маркеры и бумага для подготовки презентаций и т.д. Учитель должен позаботиться об этом заранее и, возможно, каждый раз назначать себе в помощники разные группы учащихся для организации класса для работы в группах.
Задача учителя объяснить учащимся, что работа в группе - не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы на уроке, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний. Для педагогики в XXI веке характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии
Одна из педагогических технологий – групповой способ обучения - всё чаще и чаще используется в средней школе. Возможность применять несколько форм обучения - групповую, парную и индивидуальную – позволила учителям творчески подойти к составлению целых тематических циклов программы, организовать нетрадиционные уроки. Творческая самореализация учащихся и воспитанников происходит через индивидуальные и групповые занятия учеников школы в различных кружках, секциях, факультативах, как на базе школы, так и вне нее.
Форма группового обучения в классах и на внеклассных занятиях позволяет ученикам развивать логическое мышление, отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, развивать коммуникабельность, дать возможность полнее проявить себя всем: и отличникам, и неуспевающим, и лидерам, и аутсайдерам.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Групповая сплоченность и изучения социометрического статуса младших школьников
Для изучения коллектива младших школьников методом социометрии включается в исследование весь класс.
Цель данного исследования: определение уровня групповой сплоченности младшего школьника в воспитательной деятельности.
Данное исследование
проводилось на базе образовательного
учреждения школы с. Дубового, в
котором принимали участие
Для изучения уровня групповой сплоченности в коллективе младших школьников среди учащихся 4 класса мы провели исследование, состоящее из 3 методик:
Таким образом, для выяснения выборов учащихся в данном коллективе была проведена социометрия Джона Морено, в ходе которой необходимо было выяснить статусные роли и степень сплоченности группы.
С этой целью был задан вопрос: «Кого бы ты хотел (а) позвать к себе на день рожденье, если бы можно было пригласит только 3 человек? Напиши 3 фамилии».
В результате проведённого социометрического исследования в группе с целью изучения сплочённости и формирования коллектива были выявлены следующие показатели, по которым был выявлен эмоциональный лидер.
Мы увидели, что в день проверки присутствовали все дети. По результатам социометрии нами были получены следующие данные:
(См. таблица 1)
Психологами установлено, что для детей значимо общение в группе не только на эмоциональном уровне, а потому был задан дополнительный вопрос: «С кем бы ты хотел работать в группе?». Нами были получены следующие данные: лидером так и осталась Рая К., в группе предпочитаемых помимо 2 ребят, которые уже находились в этой группе, прибавилось ещё 2 ученика это Андрей К. и Аня С.. В том же статусе остались Оля Б. и Олег Б.. В группе непринятых осталась Света У..
Таким образом, все же успеваемость является определяющим фактором выбора соседа по парте. Иначе отличница Таня Р. не получила бы 9 выборов, а Маша Ф. (которая учится более, чем хорошо) не получила бы 4 выбора.
Хотя мы знаем, что для учеников 4 класса успеваемость имеет особое значение для формирования отношений, но, тем не менее, из данных социометрии видно, что взаимоотношения в классе строятся больше на эмоциональном, чем на интеллектуальном уровне.
На основании полученных данных мы можем констатировать тот факт, что в данном классе мы имеем 2 ученика с первым статусом(11%), 8 учеников со 2 статусом (47%), 3 ученика с 3 статусом (26%), и 2 ученика с 4 статусом (16 %) социометрических выборов. (См. таблицу 2)
Статус ребёнка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1-«лидеры»: 5 и более выборов,
2-«предпочитаемые»: 3 -4 выбора,
3-«принятые» 1-2 выбора,
4-«непринятые» -0 выборов.
1
и 2 статусные категории являются
благоприятными. Исходя из этого,
мы можем знать, насколько
благоприятен статус каждого
ребёнка в группе, т. е
насколько ребёнок желанен
в системе межличностных
Мотивацией социометрических выборов является выяснение, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребёнка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения.
В результате выявились следующие категории каждого ребёнка:
«лидеры»-2 человека
«предпочитаемые»-8 человек
«отверженные»- 5 человек
«непринятые»-2 человека
Результаты
проведенного нами социометрического
исследования наглядно представлены
в таблицах.
Таблица 1.Социометрическая таблица учёта выбранных данных
Испытуемые | Количество выборов | Статус |
1.Ксения Т. | 3 | 2 |
2. Юра Ц. | 5 | 1 |
3.Вероника М. | 4 | 2 |
4.Оля Б. | - | 4 |
5.Олег Б. | - | 4 |
6.Андрей К. | 1 | 3 |
7.Света У. | 2 | 3 |
8.Ксения М. | 3 | 2 |
9.Маша Ф. | 4 | 2 |
10.Таня З. | 3 | 2 |
11.Рая К. | 9 | 1 |
12.Лера С. | 2 | 2 |
13.Аня С. | 2 | 3 |
14.Денис М. | 4 | 2 |
15.Саша К. | 4 | 2 |
Таблица 2 .Таблица
статусных категорий в
Статус | Статусная категория | Количество человек | Процентное выражение |
1 | «Лидеры» | 2 | 10% |
2 | «Предпочитаемые» | 8 | 48% |
3 | «отверженные» | 3 | 26% |
4 | «Непринятые» | 2 | 16% |
На основе изученных литературных источников было выявлено, что в основе общения лежат следующие показатели:
Наблюдение за групповой работой учащихся.
Цель данного исследования: проследить деятельность учащихся школы с. Дубового 4 класса в групповой работе младших школьников.
Задачей метода
наблюдения является познание качественных
особенностей изучаемых психических
процессов и раскрытие
Объектом наблюдения является групповая работа детей младшего школьного возраста.
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
Информация о работе Групповая работа как форма организации деятельности младшего школьника