Групповая работа как форма организации деятельности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании групповой формы обучения как из основных видов построения учебной деятельности младшего школьника.
Задачи курсовой работы:
1) изучить литературу по теме исследования;
2) провести экспериментальную работу;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.ГРУППОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
1.1.Основные принципы группового обучения…………………………...5
1.2.Групповая форма работы – как способ организации обучения ……..10
1.3.Влияние групповых форм организации деятельности на качество обучения в начальной школе……………………………………………………....17
Выводы по первой главе.
Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1.Групповая сплоченность и изучения социометрического статуса младших школьников …..……………………………………………………..20
2.2.Методические рекомендации по организации работы в малых группах………..……………………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточная  государственная  социально–гуманитарная академия»

Факультет педагогики и психологии центра педагогического  образования

Кафедра педагогики 
 
 

                                             КУРСОВАЯ РАБОТА

                                     По дисциплине «Педагогика»  

На тему «Групповая работа как форма организации  деятельности младшего школьника»

            

Выполнил  студент  2 курса 

                                                                                                             Факультет: ПиПЦПО

                                                                                                       Специальность: ПиМНО

                                                                                                            Группа 8191  

                                                                                       Малышева Д. А.                            

Научный руководитель: Жогло.Л.Я                                     

                                                к.п. н, доцент. 

 Биробиджан ,2011 

 Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 

Глава 1.ГРУППОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ    

      1.1.Основные принципы группового обучения…………………………...5

      1.2.Групповая форма работы –  как способ организации обучения  ……..10

      1.3.Влияние групповых форм организации деятельности на качество обучения в начальной школе……………………………………………………....17

      Выводы по первой главе.

Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

       2.1.Групповая сплоченность и  изучения социометрического статуса младших школьников …..……………………………………………………..20

       2.2.Методические рекомендации по организации  работы в малых группах………..……………………………………………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 
 
 
 
 
 
 

     Введение
 

     Актуальность  проблемы.

На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась  в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается опыт зарубежных школ.

Качество  знаний учащихся при традиционной системе  обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционной классно-урочной  системы приводит к формализму в  оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока - основной формы процесса обучения - призвано обеспечить органическое единство. Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. Классно-урочная система не в полной мере дает возможность приобретать навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности, а, следовательно, сдерживает процесс развития учащихся.

Всё вышеупомянутое побудило нас взять темой исследования групповые формы организации  учебного процесса.

Цель курсовой работы заключается в исследовании групповой формы обучения как из основных видов построения учебной деятельности младшего школьника.

Задачи курсовой работы:

1) изучить  литературу по теме исследования;

2) провести  экспериментальную работу;

3) проанализировать  результаты экспериментальной работы. 

Предметом курсовой работы является групповая форма обучения -  форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Методы, которые мы использовали в курсовой следующие:

  1. Социометрия Джона Морено
  2. Беседа с учителем
  3. Метод наблюдения

Мы считаем, что тема актуальна, поскольку традиционное предпочтение учителем фронтальной  и индивидуальной форм привело в  известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между самими учениками. Эти формы обучения почти исключали общение ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе. 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ГРУППОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

    1. Основные принципы группового обучения.

      В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до XVI в. основной была индивидуальная форма. Затем ее заменяет групповая форма. А с XIX века, когда ведущей в массовой школе стала классно-урочная система, преобладает фронтальная [17, c.67].

В двадцатые  годы в советской школе была групповая  форма обучения. Позаимствовав у американцев основанный на принципе индивидуального обучения Дальтон-план, наши исследователи внесли в него ряд корректив, имеющих целью развитие у учащихся коллективистских черт, так появился бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определенного задания сроком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В условленное время бригадир отчитывался перед учителем за все сделанное. Однако очень скоро этот метод показал свою неэффективность, и в начале 30-х годов вновь вернулись к классно-урочной системе, для которой характерно преобладание фронтальной формы. Эта форма и по сей день является в нашей школе основной, а вот обучающие и воспитательные возможности групповой работы явно недооцениваются. К тому же она строится совсем на других принципах. Эстонский ученый X. И. Лийметс относит к ним следующие принципы: 

1) Класс  разбивается на несколько небольших   групп - от 3 до 6 человек;

2) Каждая  группа получает свое задание.  Задания могут быть одинаковыми  для всех групп либо дифференцированными;

3) Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли;

4) Процесс  выполнения задания в группе  осуществляется на основе обмена  мнениями, оценками;

5) Выработанные  в группе решения обсуждаются  всем классом .  

Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.[12, c.127]

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды знаний будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задании (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования. Первое - по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты. Второе - быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

Надо  отметить, что преимущественно групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.

Одно  из самых важных условий эффективной  организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп. Зачастую преподаватели неверно делят на группы учащихся. Если работа парная, то, как правило, в эту пару включают учащихся, сидящих за одним столом. Если работа рассчитана на четыре человека, то впереди сидящие ученики поворачиваются к сидящим сзади и совместно выполняют задание. Такое произвольное комплектование снижает эффективность совместной работы. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников (естественно, группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает). Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Но, возможно, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психологи по этому поводу утверждают, что в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх.

Если  учитель хорошо знает, как относятся  друг к другу его ученики, то он сам должен сформировать группы. Если такой информации у него нет, то можно обратиться к учащимся с вопросом: “С кем бы вы хотели работать в одной группе?”. Доказано, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. Такую групповую работу можно рассматривать и как важное средство решения воспитательных задач.

Влияние количественного состава на психологический климат в группе, на ее работоспособность и результативность велика. Психологами проведены исследования, в которых выяснилось, что группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех человек более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Вообще считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно — и результативность.

Нужно отметить, что при всех имеющихся  очевидных преимуществах групповая форма обучения не имеет абсолютного значения. Для разных учащихся фронтальная, групповая и индивидуальная формы имеют неодинаковое значение. Учащиеся со средними способностями одинаково хорошо усваивают учебный материал, как при фронтальной, так и групповой формах. Этот слой составляет основную массу школьников, и обучение ориентировано именно на их познавательные возможности. У сильных учащихся на первом месте по продуктивности стоит индивидуальная работа, а у слабых — групповая. Слабые учащиеся при групповой работе выполняют объем любых упражнений на 20—30 процентов больше, чем при фронтальной форме [10, c.167].

Однако  в школьной программе преобладает, как мы уже отмечали, фронтальная форма. Желая подтянуть отстающих ребят, учителя работают с ними индивидуально. Такой подход очень важен, но оказывается, что больше всего в индивидуальной форме работы нуждаются сильные учащиеся, опережающие своих одноклассников. А для слабоуспевающих предпочтительнее всего групповая форма, не исключая необходимости фронтальной и индивидуальной работы с ними. Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к следующему:

Информация о работе Групповая работа как форма организации деятельности младшего школьника