Готовность ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:02, реферат

Описание работы

Конечно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

     Подготовка  ребенка к письму осуществляется как на интегрированных уроках, так  и на специальных, путем систематических упражнений, тренировок, игр. Наряду с тренировкой руки ребенка к письму ставится задача по формированию навыков учебной деятельности: умения внимательно слушать взрослого, действовать по его указанию, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, контролировать свои действия и др.

Подготовка  к обучению грамоте детей в  подготовительной к школе группе детского сада имеет следующие задачи:

  1. формирование умения, связанного с пониманием и передачей содержания увиденного, услышанного, прочувствованного.
  2. формирование умения логически строить высказывания: строить план, определять, с чего начать высказывание, чем его закончить, осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой;
  3. осуществлять работу над словарем детей (усвоение новых слов и значений, усвоение синонимов, антонимов, знакомство с изобразительными средствами и языком художественных произведений);
  4. развивать звуковую сторону речи: чистоту звукопроизношения, регуляцию темпа и силы голоса, выразительность, фонематический слух;
  5. научить детей из устной и схематической письменной ребенкечи выделять предложения, составлять предложения из заданного количества слов, членить слова на слоги; знакомить детей со звуковым строением слов.

Ведущей задачей при формировании математических понятий является:

  1. Наблюдение (изменение, моделирование, построение) объектов с целью выявления их свойств;
  2. Сравнение объектов и их свойств:
  • анализ свойств, в ходе которого надо определить, какие из них являются общими, отличительными, существенными, а какие несущественными;
  • установление и использование аналогий;
  • обобщение, формулировка суждений об общих существенных признаках объектов;
  • классификаций — разбивка множества изучаемых понятий на классы и виды и т. п. — т. е. на задания, которые формируют умственную деятельность ребенка и развивают мыслительные операции.
  1. Развитие умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях (поровну, больше, меньше, целое, часть, зависимость между величинами и др.);
  1. Обучение овладением способами установления разного рода математических связей, отношений; понятия, что самыми очными способами установления количественных отношений является счет предметов и измерение величин.
  2. Формирование ориентировочных понятий в пространстве и времени.

Воспитатель, работая с детьми но занятиях должен опираться на лучший опыт семейного  воспитания, учитывать своеобразие  каждой семьи, тактичными советами, педагогическим просвещением родителей, привлечение  их к участию в мероприятиях, проводимых в детском саду, добиться взаимопонимания, единства, взаимосочетаемости педагогических воздействий, направленных на подготовку ребенка к школе. Важна также связь со школой, ориентировка на ее программу и требования, которые она предъявляет к ученикам. Не менее интересно и полезно знать учителю своих будущих учеников, что они имеют, как ведут себя в коллективе, кто из них может быть опорой при организации внеклассной работы.

В последний  год пребывания ребенка в детском  саду, когда интенсивно ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей.

Таким образом, детский сад выполняет  задачу всесторонней подготовки детей  к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит помимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов психического развития ребенка, с целью их коррекции, организует детскую деятельность общение и познание с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных, с позиции предстоящего школьного обучения, черт личности и поведения.

В разнообразных  формах общения с родителями своих  воспитанников педагог-воспитатель  выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются. При этом следует учитывать, что с частью родителей, чьи дети пришли в подготовительную группу сразу из семьи, следует наметить дополнительную работу, рассказать о том, какое большое влияние оказывают условия жизни на развитие ребенка, о единстве требований к детям детского сада и семьи.

Таким образом, изучив требования предъявляемые  детям, идущим в школу и условия  подготовки детей к школе, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.

Предпринятый  анализ теории и практики педагогического образования в аспекте нашей проблемы позволил сделать вывод, что существует противоречие между требованиями современного личностно-ориентированного подхода и состоянием исследуемой проблемы подготовки детей к школьному обучению в системе педагогических воздействий детского сада и семьи.

Поэтому эта проблема является в углубленном  исследовании.  Существует большое  количество литературы по подготовке детей к школе, однако, роль детского сада и семьи освещается слабо, поэтому  обобщая сказанное о готовности детей к школе в научно-теоретическом плане, мы считаем, что оптимальная готовность ребенка к школе может быть при условии наличия в этом составе следующих основных компонентов готовности:

  1. правильно сформированное отношение к учению;
  2. сформированность навыков учебной работы;
  3. стремление трудиться, преодолевать трудности;
  4. развитость познавательных и учебных интересов;
  5. сформированность произвольности, умение подчиняться правилам, управлять своими эмоциями, поведением.

Выявленные  особенности готовности позволяют нам предположить, что большое влияние в формировании готовности оказывает семья и эта роль определяется тем, как родители относятся к вопросу подготовки своего ребенка к школе, насколько серьезно и ответственно они подходят к решению этой проблемы. В семье дополняются знания детей, полученные в детском саду; в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются нравственные, физические, психологические качества будущего школьника.

     Детский сад, являясь первой ступенью народного образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования — к поступлению в школу. На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка. В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в детском саду в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к поступлению в школу.

Однако, именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна полноценная подготовка ребенка к школе. Поэтому воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата — правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

Для выяснения  состояния уровня готовности детей  к школе используются диагностические  методики.

Задачей II главы является определение школьной зрелости у детей, посещавших детский сад в течение всего периода дошкольного детства и детей, которые нерегулярно посещали его. Выяснить условия, наиболее благоприятные для подготовки ребенка к школе при взаимодействии  

       Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми.

       В воспитании у детей нравственно-волевых  качеств большую помощь могут оказать игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности.

       Игра  – одно из наиболее эффективных  средств нравственного воспитания дошкольника в семье.

       Игра  ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.

       Общение с близкими, разнообразные жизненные  ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье малыш имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых. Например, двухлетний ребенок лепит с мамой, бабушкой пирожки; папе он может подержать молоток и т. п. В процессе совместного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотрудничества, доверия, взаимопонимания. Но для малыша труд является еще игрой.

       В каждой семье родители пытаются создать  условия для игровой деятельности. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания. Порой игра замещается длительным, беспорядочным, без учета возраста ребенка, чтением детских книг, преждевременным обучением грамоте, просмотром телепередач.

       Не  всегда представляют родители и правила  организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках, коробках, тумбочках. Не пересматривается в зависимости от возраста состав игрушек.

       Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно  больше игрушек, и притом сложных  и дорогих. Этим они думают доставить  больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов.

       Одним из недостатков семейного воспитания является стремление родителей покупать игрушки детям в зависимости от того, кто у них сын или дочь. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор. Детям следует приобретать игрушки разных видов: сюжетно-образные, двигательные, строительные наборы, дидактические, игрушки-забавы, полу готовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку. 

  3.2. Взаимоотношения  воспитателя и  дошкольников

  Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и дошкольников.

  Прежде  всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребёнка. Возьмём для примера медлительного ребёнка, который не сразу включаются в занятия, игру. Воспитатель может избрать для них такую тактику поведения: чаще давать поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд; общаться как можно быть жизнерадостнее. Таким образом, воспитание — двусторонний процесс, диалог, который ведут между собой взрослый и ребёнок. Цель его — объединить общие усилия, вызвать у дошкольников встречное желание учиться, добиваться новых успехов.

  Личностный  подход педагога к дошкольнику в формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей индивидуального подхода к детым в быту, игре, труде, учебной деятельности. Например, на занятиях по конструированию дети должны осознать, что для того чтобы игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень точно складывать бумагу, ровно смазывать сгибы клеем. Иными словами, воспитатель должен находить убедительные доводы, побуждающие детей к напряжению мысли, активной деятельности, преодолению трудностей.

Информация о работе Готовность ребенка к школе