Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:02, реферат
Конечно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
Подумайте, с чем это может быть связано у вашего ребенка?
Иногда это происходит от того, что он не умеет работать за столом, не знает, как надо правильно держать ручку или карандаш. В этих случаях старайтесь больше объяснять и показывать. Правда, для этого необходимы время и строгий контроль взрослого.
Но чаще всего ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, так как у него недостаточно развита “ручная умелость”. Как правило, этим детям трудно не только писать и рисовать, но и лепить, конструировать. Они долго застегивают пуговицы, неловко шнуруют ботинки, часто роняют посуду, накрывая на стол, и т.д. в основном это неуравновешенные, возбудимые, подвижные дети. Очень мешает им излишняя порывистость, непластичность движений. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительные вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно тонкие движения.
Однако нередки случаи, когда родители просто не создают условий, способствующих наиболее полному и своевременному развитию движений, то есть пускает это на самотек.
От взрослых зависит многое. Надо организовать жизнь ребенка, его игры и забавы, начиная с самого рождения, таким образом, чтобы в повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, то есть качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.
Можно ли самим проверить готовность своего ребенка? Конечно же, да. Учеными разработаны специальные задания, по успешности выполнения которых можно судить об уровне развития. Например, по умению нарисовать человечка (подробность, детальность рисунка) можно судить одновременно о развитии мышления, внимания и памяти, а по тому, как он справляется с воспроизведением образца (срисовывание короткой фразы, обведение круга), - о развитии готовности руки к обучению письму.
Попросите ребенка: 2нарисуй какого-нибудь дядю так, как умеешь”. На любой встречный вопрос отвечайте: “Рисуй так, как умеешь”. Если он не может начать работу, то подбодрите его.
На вопрос, можно ли рисовать “тетю”, объясните, что надо рисовать “дядю”. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, разрешите ему ее дорисовать, а затем попросите, чтобы он рядом нарисовал дядю
После того, как он выполнил первое задание, дайте ему второе. Заранее напишите рукописную фразу “Он ел суп” или “Ей дан чай” и покажите ее малышу. Задание второе формируется следующим образом: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать”.
Оценка результатов:
Каждое
задание оценивается от 1 (наилучшая
оценка) до 5 (наихудшая) баллов.
Задание 1 (рисунок человека)
1 балл – у
нарисованной фигуры должны
2 балла – выполнены все требования, как
при оценке в 1 балл. Но возможны 3 отсутствующие
части: шея, волосы, один палец руки, но
не должна отсутствовать какая-нибудь
часть лица.
3 балла – должны быть голова, туловище,
конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы
двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, одежда,
пальцы на руках.
4 балла – примитивный рисунок головы
с конечностями. Конечности (достаточно
одной пары) изображены одной линией.
5 баллов – отсутствует ясное изображение
туловища и конечностей. Каракули.
Задание 2 (срисовывание написанного текста)
1 балл – срисованную
ребенком фразу можно
2 балла – предложение можно прочитать.
Буквы по величине близки к образцу, их
стройность - необязательна.
3 балла – буквы должны быть разделены
не менее чем на 2 группы. Можно прочитать
хотя бы 4 буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы.
Вся группа букв имеет еще видимость письма.
5 баллов – каракули.
Для третьего задания надо циркулем нарисовать на листе круг диаметром примерно 2,5 см. Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Если это задание успешно выполнено, оцените его в баллах. Чем грубее ошибка – отступление от линии по диаметру и длине окружности – тем большим числом баллов она оценивается.
1 балл – точное
воспроизведение образца.
2 балла – ошибка по направлению диаметра
не более 1 мм, не более 1/8 длины окружности.
3 балла – ошибки по направлению диаметра
не более 2 мм и не более.
Остается
напомнить элементарные правила обследования,
которые позволят получить адекватные
результаты и предотвратить в дальнейшем
развитие отрицательных реакций на процедуру
тестирования.
1) обследование
должно проводиться в
2) не подчеркивать, что вы проводите оценивание
способностей вашего ребенка – это может
создать излишнюю психическую напряженность;
3) не обязательно проводить это обследование
сию минуту, сейчас и ни минутой позже
– оно может быть растянуто на длительное
время. Это не только сбережет ваши и ребенка
нервы, но и, часто, время. Основное требование
– избегать любого насилия над личностью.
Помним о зонах ближайшего развития –
это то, что ребенок не может сделать сам,
но выполняет с вашей помощью.
Говоря о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем ввиду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения. Ребенок должен быть достаточно хорошо физически развит (т. е. все параметры его развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережают ее). Следует также отметить успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота, точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук. Это служит гарантией овладения письмом. Так, благодаря правильному воспитанию к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая физическая готовность к школе, без которой он не может успешно справиться с новыми учебными нагрузками. [3, с. 124]
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.
Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском саду предполагает систематическую рабу с детьми по четырем направлениям:
Содержание работы воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе, таким образом, включает в себя следующее:
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.
В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две категории знаний и умений.
Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть вне организованного обучения, в повседневном общении.
По нашим наблюдениям, организация получения знаний и умений первой категории вызывает у воспитателей наибольшую трудность. Дети, получая знания об отдельных фактах и явлениях разными путями (от взрослых, сверстников и др.), испытывают одинаковый интерес к достоверному познанию мира.
Помочь систематизировать знания и умения первой категории, развить познавательный интерес, научить детей получать информацию в общении с другими источниками (книги, диафильмы, журналы и т. п.) может программа познавательного обучения “Любознайка”, разработанная лабораторией начального обучения и используемая в детских садах для детей пяти лет (автор Г. Н. Вавилова).
Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. Они более сложны по содержанию и структуре и являются систематизированными. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение, следит за тем, внимательно ли они слушают объяснение.
“Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.
Познавательные
задачи соединяются с задачами формирования
нравственно-волевых качеств и
решение их осуществляется в тесной
взаимосвязи: познавательный интерес
побуждает ребенка к
Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяет воспитателю подчеркивать значение занятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на развитие личности ребенка.
Основной целью занятий является формирование у детей знаний и умений, однако, не менее важно воспитать в ребенке любознательность, операционные стороны мышления, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилие и волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении. Таким образом, очевидно, что задачи умственного развития ребенка должны решаться в тесной взаимосвязи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности, ответственности, стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам.
Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения, легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам, стремятся придти на помощь. Вхождение в новый коллектив иногда является одним из решающих факторов успешного учения ребенка в первом классе. Поэтому большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе.
Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. “С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче.” Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе дети “домашние”, не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не всегда соответствует действительности.
Значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети, посещавшие ранее детский сад, но не регулярно. Следовательно, мы можем сделать вывод, что общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и детей.
Многих воспитателей волнует вопрос, как построить взаимоотношения с детьми, чтобы добиться высоких результатов своих педагогических воздействий. [3, с. 6].