Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:02, реферат
Конечно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
4.Задания
А.Л.Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и
«Нарисуй ручки для зонтиков». И мышиные
хвосты и ручки также представляют собой
элементы букв.
5.методики Д.Б.Эльконина - А.Л.Венгера: графический диктант и «образец и правило». Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям психолога. Психолог диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.
6.методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.
7.Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов, например: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок прослушав весь этот ряд, повторяет те слова которые он запомнил. Может использоваться (в сложных случаях) повторное воспроизведение - после дополнительного зачитывания тех же слов - и отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания. Л.А.Венгер приводит такие показатели механической памяти, характерной для 6-7-ми летнего возраста : с первого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10 ; после 3-4 прочтения воспроизводит 9-10 слов ; через один час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше ; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком переутомления).
8.уровень развития словесно-логического мышления :
а) «Объяснение сложных картин» : ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь.
Ребенок должен уметь:
1). Воспроизводить образец;
2). Работать по правилу;
3). Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;
4). Различать отдельные звуки в словах.
.Л.Венгер описал 3 варианта развития 6-7-ми летних детей:
1. Тревожность. Она бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей - обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ними на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.
2. «Негативистическая демонстративность». Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.
Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило избалованными детьми.
Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», - извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.
Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.
3. «Уход от реальности». Уход от реальности - еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.
Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе: не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках».
Дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном или литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми активности детей, проявление внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
Какие особенности мыслительных процессов играют наиболее важную роль в готовности к школе? Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития будущего школьника являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире. Ребенок должен научиться целенаправленно наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, различия, выделять главное и второстепенное. Ребенок должен уметь следить за ходом рассуждения педагога.
Какое отношение к подготовке к школе имеет игра? Игра- это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития личности. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками. Развиваются его память внимание мышление. Формируются самостоятельность, активность, саморегуляция, играющие незаменимую роль в формировании личности будущего школьника.
Существуют разные игры: сюжетно-ролевые, игры с правилами и т.д. Наверное их влияние на подготовку ребенка к школе неодинаково? Сюжетно- ролевые игры влияют на развитие социально-нравственной, эмоциональной и интеллектуальной сфер будущих первоклассников. В играх формируется детское общество. Особая субкультура детства. А значение игр с правилами вообще трудно переоценить. Именно они самым непосредственным образом связаны с учебной деятельностью и поведением учащихся. В них происходит своеобразное моделирование, проигрывание ситуаций и действий, в значительной мере приближенных к будущей учебной деятельности.
Игры ребенка - важный показатель общего развития. Если ребенок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, если его игры стереотипны и примитивны по содержанию- это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка и, к сожалению, неутешительный прогноз для школьного обучения.
Диагностика готовности ребенка к школе
Прежде всего о функциональной готовности к школе, которую определяют за год до предполагаемого поступления, так как в этом случае есть время помочь ребенку укрепить его здоровье. Степень готовности детей к школе выявляют, учитывая состояние здоровья, острую заболеваемость за предшествующий год, уровень биологического развития и развития школьно-необходимых функций.
Если у вашего ребенка имеются хронические заболевания или он перенес тяжелую болезнь на протяжении последнего года, часто болеет (4 раза в году и более), отдавать его в школу (или прогимназию) с 6 лет не рекомендуется. Детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья, необходимо проконсультировать с педиатром, врачами-специалистами, которые назначат комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий.
В медицине существуют понятия “паспортный и биологический возраст”. Что же такое паспортный возраст – число лет и месяцев со дня рождения, а биологический – степень зрелости органов и систем детского организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту.
Биологический и паспортный возраст могут не совпадать: биологический иногда ниже или выше паспортного.
Существенным препятствием для обучения в школе является сниженный уровень биологической зрелости. В этом случае по паспортному возрасту шестилетний ребенок на самом деле является пятилетним или даже четырехлетним по зрелости органов и систем организма, в том числе и мозга. Естественно, что он не готов к обучению в школе, не может полноценно усвоить программу, очень устает на уроках, поэтому часто болеет.
Причиной отставания ребенка в биологическом развитии могут стать частые и длительные, тяжело протекающие заболевания, особенно в раннем возрасте, систематические грубые нарушения режима сна и питания и др. в биологическом развитии чаще всего отстают недоношенные, а также дети, перенесшие родовую травму. Как правило, такие дети ниже ростом своих сверстников, так как за последний год перед школой они вырастают меньше чем на 4 см; у них отсутствуют постоянные зубы (они сменяются уже в 5 – 6 лет).
Школьно – необходимые функции
Большое значение при подготовке к школе следует уделить развитию школьно-необходимых функций – речь, моторика (развитие кисти и пальцев руки для письма). Дети, отстающие в развитии этих функций, нуждаются в специальных занятиях.
Особое внимание вы должны обращать на подготовку рук ребенка у письму к школе. Как часто многие трагедии связаны с тем, что ребенок долго сидит и пишет черточки, крючочки.
Корявые каракули огорчают до слез малыша, доставляют немало невеселых минут и родителям: ну почему друге дети пишут ровно и красиво, а наш?…
У некоторых детей неправильно сформирован навык держать карандаш, ручку. Одни держат ручку или карандаш в кулаке, другие – слишком далеко или близко к нижнему кончику, третьи – неверно располагают пальцы и т.д.