Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:02, реферат
Конечно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
Игра "Буратино учится"
Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш.
В
тетрадях в клеточку можно
выполнять и такие задания:
вы по клеточкам рисуете,
Тесты для детей 6-7 лет
"теппинг-тест",
упражнение на развитие выносливости
и быстроты мышц кисти руки. Начертите
на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата
не меньше 4 см). В этих квадратах ребенок
должен поставить по всей площади как
можно больше точек. Работа в максимальном
темпе продолжается 30 секунд, через каждые
3 секунды ребенок переходит к следующему
квадрату. Затем подсчитайте количество
проставленных точек в каждом квадрате
и общее количество точек за 30 секунд.
Для работы используйте простой мягкий
карандаш. Количество точек, проставленных
ребенком за 30 секунд, является показателем
быстроты работы (максимального темпа),
а изменение количества точек в последнем
квадрате в сравнении с первым свидетельствует
о его работоспособности и выносливости.
Если ребенок вначале работает быстрее,
а затем идет снижение темпа, это говорит
о быстрой утомляемости. Наоборот, повышение
темпа работы или равномерное его выполнение
свидетельствует о высокой работоспособности
и хорошей выносливости. Желательно это
упражнение проводить для обеих рук. Обязательным
условием упражнения является работа
в максимальном темпе без остановки. Кроме
того, скажите ребенку, что точки нужно
стараться ставить в разные места квадрата,
чтобы можно было их потом подсчитать.
Готова ли рука ребенка к письму?
Тесты
для детей 6-7 лет на оценку
развития мелкой моторику
и координации движений
руки
Мелкая моторика - это разнообразные движения, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Только при хорошем развитии кисти ребенок будет писать красиво и легко. Не менее важными являются координация глаза и движения руки. Психологи такую координацию называют "зрительно-моторной" и считают ее одной из главных составляющих психологической готовности к школе. Доказано также, что чем лучше развита мелкая моторика, то есть движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка.
Методика "дорожки" (разработана Л.А.Венгером)
`На листе бумаги нарисуйте "дорожки", в одном конце которых стоят машинки, в другом - дом. Ширина дорожек разная: начинается с 1 см, а дальше дорожки становятся все уже. Тип каждой дорожки постепенно усложняется: вначале она прямая, а дальше может быть извилистая, с крутыми поворотами. Скажите ребенку: "Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Машинка должна "проехать" по дорожке к дому, проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги и не съезжая с дорожки".
Выходы за
пределы "дорожки" могут
учащаться с приближением к
домику - торопясь к цели, ребенок
забывает о других условиях задачи.
Уровень выполнения высокий, если выходы
за пределы дорожки отсутствуют, карандаш
отрывается не более трех раз; низкий -
три и более выходов за пределы "дорожки",
неровная, дрожащая линия, очень слабая,
почти невидимая, или линия с очень сильным
нажимом, рвущим бумагу , многократное
проведение карандашом по одному и тому
же месту.
Монометрический тест для оценки зрительно-моторной координации ребенка.
На листе
плотной бумаги начертите три
окружности одна в другой. Средняя
имеет диаметр 8 см и начерчена "жирной"
линией толщиной 1,5-2 мм. По обе стороны
от нее на расстоянии одного миллиметра
начертите по одной "тонкой" окружности.
Предложите ребенку за одну минуту вырезать
круг по широкой линии. Отсчет времени
начинайте, когда ножницы находятся в
исходной позиции - на широкой окружности.
Качество работы оценивается по наличию
и величине отклонений от заданного пути.
Допускается не более двух перерезаний
узких линий. При большем количестве перерезаний
и превышении времени результат оценивается
как отрицательный. Разрешается вторая
попытка (после первой неудачи).
Понаблюдайте
за юным художником. Вас должно
насторожить, если ребенок
Очень
полезны для развития пальцев ребенка
такие виды деятельности, как лепка из
пластилина, глины, теста; аппликации из
бумаги, ткани, природного материала; оригами,
конструирование; рисование карандашом,
мелками, красками (вместо кисточки иногда
рисуйте пальцами), штриховка и раскраска.
Постарайтесь ограничить использование
в рисовании фломастеров: они не требуют
никаких усилий от ребенка и не развивают
мышцы пальцев руки. Предпочтение отдавайте
цветным карандашам.
Чем еще
можно позаниматься с
- запускайте
пальцами игрушки-волчки;
- завязывайте и развязывайте узлы на
толстой веревке, шнуре, заплетайте косички,
завязывайте бантики;
- нанизывайте на леску пуговицы, бусинки,
ягоды рябины;
- играйте на пианино, можно на воображаемом;
- поиграйте в "Золушку" - помогите
ей разобрать "пять мешков крупы"
(смешайте вместе горох, чечевицу, фасоль);
- чаще играйте с мягкой проволочкой, из
нее можно делать интересные фигурки;
- застегивайте пуговицы, крючки, кнопки,
замочки, завинчивайте крышки, заводите
механические игрушки ключиками;
- заинтересуйте ребенка вышиванием, вязанием,
плетением макраме, а также выжиганием,
выпиливанием (кому что понравится);
- не забудьте про "пальчиковые игры"
(инсценировка каких-либо рифмованных
историй, стихов, сказок при помощи пальцев);
- существуют и различные графические
упражнения: те же "дорожки" можно
использовать и для тренировки руки; можно
обводить рисунки по контуру, стараясь
не отрывать карандаш от бумаги, рисовать
узоры, фигурки в тетрадях в клеточку.
Анатомо-физиологическая готовность к школе. Для этого проведите этот тест.
Задание 1
Предложите вашему малышу, который, вероятно, еще и не научился писать, внимательно посмотреть на образец и рядом написать точно так же.
Во время выполнения задания понаблюдайте за своим ребенком и отметьте:
Оценка работы ребенка.
Задание 2
Поставьте на листе бумаги несколько точек в определенном порядке. Дайте малышу задание нарисовать рядом такие же.
Оценка работы ребенка.
Задание 3
Попросите своего малыша нарисовать человека (именно мужскую фигуру) так, как он сумеет.
Оценка работы ребенка.
Подсчитайте результаты трех заданий: от 3 до 6 баллов - развитие выше среднего; от 7 до 11 - среднее; от 12 до 15 - развитие ниже нормы.
Определение психологической готовности детей к школе, принятое в отечественной психологии.
Психологическая
готовность - личностная (мотивационная)
и интеллектуальная готовность . Оба аспекта
важны как для того, чтобы учебная деятельность
ребенка была успешной, так и для его скорейшей
адаптации к новым условиям.
1.Методика М.Р.Гинзбурга: отбирается 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно характеризующих человека («хороший-плохой», «чистый-грязный», «быстрый-медленный» и т.п.), каждое из которых напечатано на отдельной карточке. Перед ребенком ставят две коробочки с наклеенными на них картинками : на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой - ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Затем устная инструкция :
«Вот это - школьники, они идут в школу; а это - дошкольники, они играют. Сейчас я буду давать тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку и положишь».
Далее
говорите прилагательное и передаете
карточку ребенку, который помещает ее
в одну из коробочек. Прилагательные предлагаются
в случайном порядке.
Наличие
внутренней позиции школьника обнаруживается
в том, что ребенок решительно отказывается
от дошкольно-игрового, индивидуально-
Взрослый
становится непререкаемым авторитетом,
образцом для подражания.
2. Преобладание
у ребенка познавательного или игрового
мотива определяется по выбору деятельности
- прослушивания сказки или игры с игрушками.
После того как ребенок рассмотрел в течение
минуты игрушки, находящиеся в комнате,
ему начинают читать сказку, но на самом
интересном месте прерывают чтение. Психолог
спрашивает, что ему сейчас больше хочется
- дослушать сказку или поиграть с игрушками.
Очевидно, что при личностной готовности
к школе доминирует познавательный интерес
и ребенок предпочитает узнать, что произойдет
в конце сказки. Детей, мотивационно не
готовых к обучению, со слабой познавательной
потребностью, больше привлекает игра.
3. Методика
Н.И.Гуткиной «Домик»: дети срисовывают
картинку, изображающую домик, составленный
из элементов прописных букв.