Готовность ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:02, реферат

Описание работы

Конечно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

Игра "Буратино учится"

Для этой игры нужно приготовить тетрадь  в клеточку и карандаш.

  • Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание.
  • Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в работе Буратино ошибки. А теперь нарисуй узор, не допуская ошибок.
 

     В  тетрадях в клеточку можно  выполнять и такие задания:  вы по клеточкам рисуете, например, кораблик, домик, грибок, робота, а  малыш должен точно повторить ваш рисунок.

 

Тесты для детей 6-7 лет

"теппинг-тест", упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки. Начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). В этих квадратах ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд, через каждые 3 секунды ребенок переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд. Для работы используйте простой мягкий карандаш. Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа), а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук. Обязательным условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки. Кроме того, скажите ребенку, что точки нужно стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было их потом подсчитать. 

Готова  ли рука ребенка к письму?

Тесты для детей 6-7 лет на оценку развития мелкой моторику и координации движений руки 

 Мелкая моторика - это разнообразные движения, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Только при хорошем развитии кисти ребенок будет писать красиво и легко. Не менее важными являются координация глаза и движения руки. Психологи такую координацию называют "зрительно-моторной" и считают ее одной из главных составляющих психологической готовности к школе. Доказано также, что чем лучше развита мелкая моторика, то есть движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка.

Методика "дорожки" (разработана Л.А.Венгером)

     `На листе бумаги нарисуйте "дорожки", в одном конце которых стоят машинки, в другом - дом. Ширина дорожек разная: начинается с 1 см, а дальше дорожки становятся все уже. Тип каждой дорожки постепенно усложняется: вначале она прямая, а дальше может быть извилистая, с крутыми поворотами. Скажите ребенку: "Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Машинка должна "проехать" по дорожке к дому, проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги и не съезжая с дорожки".    

 Выходы за  пределы "дорожки" могут  учащаться с приближением к  домику - торопясь к цели, ребенок  забывает о других условиях задачи. Уровень выполнения высокий, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз; низкий - три и более выходов за пределы "дорожки", неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу , многократное проведение карандашом по одному и тому же месту.     

 Монометрический тест для оценки зрительно-моторной координации ребенка.    

 На листе  плотной бумаги начертите три  окружности одна в другой. Средняя  имеет диаметр 8 см и начерчена "жирной" линией толщиной 1,5-2 мм. По обе стороны от нее на расстоянии одного миллиметра начертите по одной "тонкой" окружности. Предложите ребенку за одну минуту вырезать круг по широкой линии. Отсчет времени начинайте, когда ножницы находятся в исходной позиции - на широкой окружности. Качество работы оценивается по наличию и величине отклонений от заданного пути. Допускается не более двух перерезаний узких линий. При большем количестве перерезаний и превышении времени результат оценивается как отрицательный. Разрешается вторая попытка (после первой неудачи).      

 Понаблюдайте  за юным художником. Вас должно  насторожить, если ребенок активно  поворачивает лист при рисовании  или закрашивании. В этом случае  он не в состоянии менять  направление линии с помощью движений пальцев. Если на рисунке все предметы нарисованы очень мелко, значит, кисть руки сильно зажата, находится в постоянном напряжении. предложите малышу нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей - нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку. 

     Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина, глины, теста; аппликации из бумаги, ткани, природного материала; оригами, конструирование; рисование карандашом, мелками, красками (вместо кисточки иногда рисуйте пальцами), штриховка и раскраска. Постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтение отдавайте цветным карандашам.     

 Чем еще  можно позаниматься с ребятишками,  чтобы развить их ручную умелость?

- запускайте  пальцами игрушки-волчки; 
     - завязывайте и развязывайте узлы на толстой веревке, шнуре, заплетайте косички, завязывайте бантики; 
- нанизывайте на леску пуговицы, бусинки, ягоды рябины; 
- играйте на пианино, можно на воображаемом; 
- поиграйте в "Золушку" - помогите ей разобрать "пять мешков крупы" (смешайте вместе горох, чечевицу, фасоль); 
- чаще играйте с мягкой проволочкой, из нее можно делать интересные фигурки; 
- застегивайте пуговицы, крючки, кнопки, замочки, завинчивайте крышки, заводите механические игрушки ключиками; 
- заинтересуйте ребенка вышиванием, вязанием, плетением макраме, а также выжиганием, выпиливанием (кому что понравится); 
- не забудьте про "пальчиковые игры" (инсценировка каких-либо рифмованных историй, стихов, сказок при помощи пальцев); 
- существуют и различные графические упражнения: те же "дорожки" можно использовать и для тренировки руки; можно обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги, рисовать узоры, фигурки в тетрадях в клеточку.

Анатомо-физиологическая готовность к школе. Для этого проведите этот тест.        

Задание 1        

Предложите  вашему малышу, который, вероятно, еще  и не научился писать, внимательно  посмотреть на образец и рядом написать точно так же.        

Во  время выполнения задания понаблюдайте за своим ребенком и отметьте:

  • какой рукой он пишет;
  • перекладывает ли карандаш из одной руки в другую;
  • слишком ли много вертится по сторонам.
 

        Оценка  работы ребенка.

  • 1 балл. Целиком скопирован образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте соответствует прописной.
  • 2 балла. Образец скопирован разборчиво. Соблюдение горизонтальной линии и размер букв не учитываются.
  • 3 балла. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
  • 4 балла. Можно понять хотя бы две буквы образца.
  • 5 баллов. Нечто похожее на каракули.
 

        Задание 2        

Поставьте на листе бумаги несколько точек  в определенном порядке. Дайте малышу задание нарисовать рядом такие  же.        

Оценка работы ребенка.

  • 1 балл. Почти совершенное копирование образца. Рисунок должен быть параллелен образцу. Уменьшение образца допустимо.
  • 2 балла. Число и расположение точек должно соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение более трех точек наполовину ширины зазора между строкой или колонкой.
  • 3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу и не превышает его по ширине и длине более чем вдвое. Число точек не должно быть более 20.
  • 4 балла. Рисунок не соответствует образцу. Размеры и число точек не учитываются.
  • 5 баллов. Каракули.
 

        Задание 3        

Попросите своего малыша нарисовать человека (именно мужскую фигуру) так, как он сумеет.         

Оценка  работы ребенка.

  • 1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, руки и ноги. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы и уши. На лице глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пальцами. Ступни внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и изображена как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. На рисунке видно, что руки, ноги как бы "растут " из туловища, а не прикреплены к нему. Более примитивный - аналитический способ рисования: сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.
  • 2 балла. Отсутствие таких деталей, как шея, волосы, один палец руки, но не часть лица, можно не учитывать, если фигура нарисована как в первом случае.
  • 3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, руки и ноги, которые нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие волос, шеи, ушей, пальцев и ступней, одежды.
  • 4 балла. Примитивное изображение человека. Руки и ноги нарисованы одной линией.
  • 5 баллов. Головоножка.
 

        Подсчитайте результаты трех заданий: от 3 до 6 баллов - развитие выше среднего; от 7 до 11 - среднее; от 12 до 15 - развитие ниже нормы.

Определение психологической готовности детей к школе, принятое в отечественной психологии.

Психологическая готовность - личностная (мотивационная) и интеллектуальная готовность . Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям.  

1.Методика М.Р.Гинзбурга: отбирается 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно характеризующих человека («хороший-плохой», «чистый-грязный», «быстрый-медленный» и т.п.), каждое из которых напечатано на отдельной карточке. Перед ребенком ставят две коробочки с наклеенными на них картинками : на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой - ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Затем устная инструкция :

«Вот это - школьники, они идут в школу; а это - дошкольники, они играют. Сейчас я буду давать тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку и положишь».

Далее говорите прилагательное и передаете карточку ребенку, который помещает ее в одну из коробочек. Прилагательные предлагаются в случайном порядке.  

Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.  

2. Преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку, но на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.  

3. Методика Н.И.Гуткиной «Домик»: дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв.  

Информация о работе Готовность ребенка к школе