Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования: изучение психологической адаптации младших школьников к обучению в школе.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Теоретический анализ специальной литературы по проблемам школьной адаптации в младшем школьном возрасте, критериев ее диагностики и оценки.
2. Осуществление теоретического анализа механизмов школьной дезадаптации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………...............6
1.1 Компоненты психологической готовности младших
школьников………………………………………………………………………...6
1.2 Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет и
причины дезадаптации…………………………………………………………...12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………18
2.1 Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников
к школе………………………………………………………………….………...18
2.2 Разработка рекомендаций для успешной психологической
адаптации младших школьников………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………….……………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..34
В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребёнку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребёнку очень трудно с самим собой, так как нервная система формируется к 9 годам. Однако серьёзных срывов и болезней можно избежать, если соблюдать простые правила.
Правило 1.
Никогда
не отправляйте ребёнка
Правило 2.
Помните,
что ребёнок может
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4.
Больше всего на свете в течение первого года обучения ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то – нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за грязь в тетради и провинности. Всё это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упрёков и наказаний ваш ребёнок потеряет веру в себя.
1.
Работать над созданием
индивидуально-психологические особенности учащихся.
2.
Найти варианты
оптимальном для них темпе. Необходимо укреплять психику ребенка, развивать его мышление и эмоционально-волевую сферу, нейтрализовать эмоционально - отрицательные переживания.
3.
При изложении новой темы
учащимися излагаемого материала.
4. Необходимо развивать «комплекс произвольности» - умение
контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.
5. Ввести в процессе обучения игровые методы развивающего характера,
способствующие успешному адаптированию учащихся к школе и полноценному включению в учебно-воспитательный процесс.
6.
Составить план-график
проводить на большой перемене,
7. Использовать активные формы работы для формирования коллектива и
самопознания учащихся, используя различные методы поощрения.
8.
Осуществлять связь с
работы, способствующей успешно адаптироваться ребенку к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс.
9. Рекомендуется проводить наблюдения за учащимися, помогать дозировать нагрузку по внешним признакам и функциональным показателям. Особое внимание следует обратить на детей с ослабленным здоровьем.
При
неуспешной адаптированности школьника
к процессу учебной деятельности
в первый год обучения педагогическая
поддержка необходима для того, чтобы
процесс обучения и воспитания носил личностно-ориентированный
характер. При ее осуществлении главным
предметом деятельности ребенка и взрослого
является проблема ученика. От характера
проблемы зависит выбор тактики педагогических
действий.
Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В период адаптации необходима определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий развития личностной готовности ребенка к школе, интеллектуальной готовности и социально – психологической готовности к школьному обучению.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации.
Задача, стоящая перед педагогическим коллективом школы и в частности перед психологом – создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе.
Акцент
на профилактике школьной дезадаптации,
как ведущем направлении
Профессиональное внимание к детям, диагностирование их развития, оценка динамики этого развития в конкретных условиях воспитания и обучения должны стать органической частью деятельности психолога и педагога.
Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования к ребенку. Он должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, важно положительное отношение к учению. Результаты проведенного исследования доказывают, что у детей сформированы психические функции, которые способствуют успешной адаптации. Но выделенные нами группы, дезадаптированных детей, позволяют говорить о их неготовности к школьному обучению, в результате чего они не успевают по основным предметам, испытывают затруднения в обучении, имеют низкую самооценку. Поэтому проблему адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем. Полученные данные подтверждают то, что и учители и психологу необходим достаточно полный объем знаний о психологических особенностях дезадаптации младших школьников, методах ее диагностики и способах коррекции. Психолог должен предоставлять рекомендации учителю по пересмотру сложившихся у него представлений о том или ином ученике, а также помощь в реализации индивидуального подхода.
Таким
образом, выдвинутая нами гипотеза нашла
подтверждение в результате исследовательской
деятельности. Нами установлено, что успешность
школьной адаптации достигнет более высоких
результатов, если будут реализованы условия,
в которых функционируют адаптационные
реакции младших школьников. В ходе исследовательской
деятельности установлено так же, что
для успешной адаптации необходимо организовать
условия для обучения и воспитания с учетом
индивидуальных особенностей для каждого
ребенка.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2000. –c. 624
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Психологические
особенности адаптации ученика
______________________________
(Ф.И.О.учащегося, класс)