Готовность детей к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение психологической адаптации младших школьников к обучению в школе.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Теоретический анализ специальной литературы по проблемам школьной адаптации в младшем школьном возрасте, критериев ее диагностики и оценки.
2. Осуществление теоретического анализа механизмов школьной дезадаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………...............6
1.1 Компоненты психологической готовности младших
школьников………………………………………………………………………...6
1.2 Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет и
причины дезадаптации…………………………………………………………...12

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………18
2.1 Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников
к школе………………………………………………………………….………...18
2.2 Разработка рекомендаций для успешной психологической
адаптации младших школьников………………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………….……………………………29

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….31

ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

Готовность детей к школе.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

   В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребёнку быть успешным в обучении. Медики считают, что в  это время ребёнку очень трудно с самим собой, так как нервная система формируется к 9 годам. Однако серьёзных срывов и болезней можно избежать, если соблюдать простые правила.

    Правило 1. 

    Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в подготовительный класс и в  какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребёнка, начните водить его туда за год до начала учёбы или с первого класса.                

    Правило 2.

    Помните, что ребёнок может концентрировать  внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда  вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

    Правило 3.

    Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие  большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.          

    Правило 4.

    Больше  всего на свете в течение первого  года обучения ваш малыш нуждается  в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то – нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за грязь в тетради и провинности. Всё это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упрёков и наказаний ваш ребёнок потеряет веру в себя.

      

  Рекомендации  педагогам по организации  работы в первых классах.

  1. Работать над созданием индивидуальных программ обучения, учитывая

индивидуально-психологические  особенности учащихся.

  2. Найти варианты индивидуального  подхода, чтобы дети могли работать в

оптимальном для них темпе. Необходимо укреплять психику ребенка, развивать его мышление и эмоционально-волевую сферу, нейтрализовать эмоционально - отрицательные переживания.

  3. При изложении новой темы добиваться максимального понимания

учащимися излагаемого материала.

  4. Необходимо развивать «комплекс произвольности» - умение

контролировать  себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.

  5. Ввести в процессе обучения  игровые методы развивающего характера,

способствующие  успешному адаптированию учащихся к школе и полноценному включению в учебно-воспитательный процесс.

  6. Составить план-график физкультурных  мероприятий, которые необходимо

проводить на большой перемене,

  7. Использовать активные формы  работы для формирования коллектива и

самопознания учащихся, используя различные методы поощрения.

  8. Осуществлять связь с родителями  с целью наиболее успешной совместной

работы, способствующей успешно адаптироваться ребенку к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс.

  9. Рекомендуется проводить наблюдения за учащимися, помогать дозировать нагрузку по внешним признакам и функциональным показателям. Особое внимание следует обратить на детей с ослабленным здоровьем.

    При неуспешной адаптированности школьника  к процессу учебной деятельности в первый год обучения педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно-ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым  условиям – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В период адаптации необходима определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий развития личностной готовности ребенка к школе, интеллектуальной готовности и социально – психологической готовности к школьному обучению.

    Первый  класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка  в школу приводит к возникновению  эмоционально-стрессовой ситуации.

     Задача, стоящая перед педагогическим коллективом школы и в частности перед психологом – создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе.

    Акцент  на профилактике школьной дезадаптации, как ведущем направлении педагогической стратегии в отношении детей группы риска, делает актуальным внедрение в профилактику работы школьных учреждений системы педагогического диагностирования, начавших учиться первоклассников.

    Профессиональное  внимание к детям, диагностирование их развития, оценка динамики этого развития в конкретных условиях воспитания и обучения должны стать органической частью деятельности психолога и педагога.

    Качественно иная, в сравнении с предшествующими  институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования к ребенку. Он должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, важно положительное отношение к учению. Результаты проведенного исследования доказывают, что у детей сформированы психические функции, которые способствуют успешной адаптации. Но выделенные нами группы, дезадаптированных детей, позволяют говорить о их неготовности к школьному обучению, в результате чего они не успевают по основным предметам, испытывают затруднения в обучении, имеют низкую самооценку. Поэтому проблему адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем. Полученные данные подтверждают то, что и учители и психологу необходим достаточно полный объем знаний о психологических особенностях дезадаптации младших школьников, методах ее диагностики и способах коррекции. Психолог должен предоставлять рекомендации учителю по пересмотру сложившихся у него представлений о том или ином ученике, а также помощь в реализации индивидуального подхода.

     Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла  подтверждение в результате исследовательской деятельности. Нами установлено, что успешность школьной адаптации достигнет более высоких результатов, если будут реализованы условия, в которых  функционируют адаптационные реакции младших школьников. В ходе исследовательской деятельности установлено так же, что для успешной адаптации необходимо организовать условия для обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей для каждого ребенка.  
 
 
 
 

                       

                                   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2000. –c. 624

  1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - М., 1984. –c. 432
  2. Гамезо, М.В., Герасимова В.С., Л.М. Орлова. Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М.В., Герасимова В.С., Л.М. Орлова; под ред. М. В. Гамезо. - М.: изд-во МГОПУ, 1995 –c. 116
  3. Диагностика школьной дезадаптации. / С.А. Беличева [и др];  под ред. С.А. Беличева. Научно-методическое пособие для школьных психологов. - М.: Редакционно-издательский центр Социальное здоровье России, 1993. –c. 127
  4. Дубровина, М.В. Индивидуальные особенности школьников / М. В. Дубровина. - М., 1975. – c. 365
  5. Индивидуальные варианты развития младшего школьника. / А. В. Занкова; под. ред. Занкова А.В. - М.: Педагогика, 1973. – c. 176
  6. Истратова, О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога начальной школы / Серия «Справочники» / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – c. 448
  7. Колмыков, В.Н. Диагностика уровня мышления первоклассников / В. Н. Колмыков. - Воронеж. Изд-во ВОИПКРО, 1999. – c. 53
  8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет.: Учеб. пособ.- 3 е изд. / И. Ю. Кулагина. - М.: Изд-во УРАО, 1997. – c. 175
  9. Лусканова, Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов/ Н. Г Лусканова // Школьный психолог. – 2001. - № 9. – c. 8-9
  10. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н. И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 1992. – c. 160
  11. Общая психодиагностика. / Бодалева, А.А., В.В. Столина,; под ред. А. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1989. – c. 346
  12. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. - М.: Сфера, 1998. –c. 240
  13. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / Д. Б. Эльконин [и др.]; под ред. Эльконина Д.Б. - М.: Педагогика, 1989. – c. 560
  14. Практическая психодиагностика / В. В. Рагородский [и др.]; под ред. Рагородского В. В. - М.: изд. дом БАХ РАХ, 1998. –c. 669
  15. Психическое развитие младших школьников / Давыдов В. В.; под ред. Давыдова В.В., 1989. –c. 210
  16. Рахманкулова, Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников / Р. Рахманкулова // Школный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». – 2003. - № 2. –c. 2-16
  17. Рогов, Е.М. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие /   Е. М. Рогов. - 2-е изд., 1999. –c. 384
  18. Ульянова, Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении / Т. Л. Ульянова // Начальная школа – 1996. - № 7 - c. 14-16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ПРИЛОЖЕНИЕ  А 
 

Психологические особенности адаптации ученика 
 

____________________________________________________________________

(Ф.И.О.учащегося, класс)

     

  1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
  2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы).
  3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста     (например, дни недели, время года, сказки и т.д.).
  4. Плохо развиты мышцы рук (трудности с письмом, неодинаковые буквы ) 
  5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой
  6. Пишет левой рукой. 
  7. Бесцельно двигает руками.
  8. Часто моргает.
  9. Сосет палец или ручку.
  10. Иногда заикается.
  11. Грызет ногти.
  12. У ребенка  хрупкое телосложение, маленький рост.
  13. Ребенок явно домашний, нуждается в доброжелательной атмосфере,  любит,  когда его гладят,  обнимают.
  14. Очень любит играть , играет даже на уроках.
  15. Такое впечатление , что он младше других детей , хотя по возрасту им ровестник.
  16. Речь инфантильная , напоминает речь 4-5-летнего ребенка.
  17. Чрезмерно беспокоен на уроках.
  18. Быстро примиряется с неудачами.
  19. Любит шумные , подвижные игры на переменах.
  20. Не может долго сосредоточиться на одном задании , всегда старается сделать побыстрее , не заботясь о качестве.
  21. После интересной игры , физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.
  22. Долго пережиивает неудачи.
  23. При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.
  24. Очень долго выполняет любое задание.
  25. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная , больше чем у других детей).
  26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
  27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал ,при этом демонстрирует отличную память когда речь идет об интересующих его вещах (например,знает все марки машин).
  28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя.Почти все делает только после персонального обращения.
  29. Допускает много ошибок при списывании.
  30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины  скрипнула дверь ,что-то упало и т.д.
  31. Приносит в  школу игрушки и играет на уроках.
  32. Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума  не стремится узнать что-то, рассказать.
  33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
  34. Такое впечатление что с трудом усаживается за уроки.
  35. Не любит никаких усилий, если что-то не получается бросает, ищет каких-то оправданий  рука болит и пр.
  36. Не совсем здоровый вид (бледный, худенький).
  37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
  38. Если что-то не получается, раздржается, плачет.
  39. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем “отключится”, бросить работу.
  40. Часто жалуется на усталость.
  41. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.
  42. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние обьекты (считает пальцы и т.п.).
  43. После обьяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
  44. Затрудняется применять ранее усвоенные  понятия, навыки при обьяснении учителем нового материала.
  45. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
  46. Такое впечатление, что ему трудно понять обьяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.

Информация о работе Готовность детей к обучению в школе