Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования: изучение психологической адаптации младших школьников к обучению в школе.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Теоретический анализ специальной литературы по проблемам школьной адаптации в младшем школьном возрасте, критериев ее диагностики и оценки.
2. Осуществление теоретического анализа механизмов школьной дезадаптации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………...............6
1.1 Компоненты психологической готовности младших
школьников………………………………………………………………………...6
1.2 Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет и
причины дезадаптации…………………………………………………………...12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………18
2.1 Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников
к школе………………………………………………………………….………...18
2.2 Разработка рекомендаций для успешной психологической
адаптации младших школьников………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………….……………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..34
Наиболее трудно адаптируемые дети с незрелым стилем, когда он обусловлен недостаточным развитием воли. Такие дети неспособны координировать свое поведение в соответствие с правилами и нормами школьной жизни .
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах, по мнению Г.М. Чуткиной, связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность — школу — входит с трудом.
Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:
Таким
образом, школьная адаптация — процесс
перестройки познавательной, мотивационной
и эмоционально-волевой сфер ребенка при
переходе к систематическому, организованному
школьному обучению. Успешность такой
перестройки, с психологической точки
зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных
функций, эмоционально-волевой сферы,
сформированности коммуникативных навыков
и т. д. Незрелость какой-либо из указанных
сфер является одной из причин, которая
может привести к той или иной форме дезадаптации.
ГЛАВА
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНОЙ
ДЕЗАДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Психологический анализ особенностей адаптации
первоклассников
к школе
Наше исследование осуществлялось на базе общеобразовательной школы № 7 среди учащихся 1-х классов, общее количество обследованных школьников 48 (1 «А» класс – 25 учеников, 1 «Б» класс – 23 ученика).
Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. Нами сделан психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе и определен показатель дезадаптации. Данное обследование осуществлялось при помощи набора психологических особенностей адаптации ученика, в котором содержатся утверждения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности в рамках учебно-воспитательного процесса (Приложение А).
Путем индивидуального наблюдения и бесед учителем определялись критерии психологических особенностей адаптации, свойственные исследуемому учащемуся.
Результаты исследования сравнивались с ключем (Приложение Б), в которых приведены варианты особенностей, характерные для конкретного ребенка. Обработка результатов полученных данных нами осуществлялась следующим образом: таблица разделена жирной вертикальной линией, если номер особенности находится слева от линии, при обработке засчитывается 1 балл, если справа – 2 балла. Максимально возможная сумма баллов – 70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации:
К=
П / 70 * 100,
Где П – количество баллов, набранных ребенком.
В таблице 1 приведены степени дезадаптации в зависимости от коэффициента.
Таблица 1
Показатели дезадаптации
До 14 % | Норма, дезадаптация отсутствует |
От 15 до 30 % | Средняя степень дезадаптации |
Выше 30 % | Серьезная степень дезадаптации |
Выше 40 % | Необходима консультация психоневролога |
По оценкам нашего исследования проведенного на базе средней школы № 1 среди учащихся 1-х классов некоторые из младших школьников имеют трудности в адаптации к условиям школьного обучения.
В
результате исследования, нами выделены
группы детей, имеющие нормальную адаптацию
(дезадаптация отсутствует), среднюю степень
дезадаптации, серьезную степень дезадаптации,
и тяжелую степень дезадаптации (необходима
консультация психоневролога). Полученные
результаты отражены на рисунке 1.
Рисунок
1. Диаграмма показателей адаптированности
школьников
К числу основных первичных внешних признаков проявлений школьной дезадаптации мы относим затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения.
По нашему мнению, основные факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости: недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность; длительная и массивная психическая депривация; соматическая ослабленность ребенка; нарушение формирования школьных навыков; двигательные нарушения; эмоциональные расстройства.
В ходе наблюдений было установлено, что под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства.
Школьная адаптация зависит от нескольких факторов. Дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.
Такой фактор школьной неуспешности, как личностные особенности ребенка, также многоплановый. В ходе исследования нами выделены следующие переменные: позиция ученика, мотивация учения, уровень навыков умственной деятельности, способность к произвольной регуляции и самоорганизации, уровень здоровья и работоспособности, интеллект ребенка. Отставание в развитии и низкие показатели школьной успешности - это не одно и то же. При отставании в развитии мы можем говорить о наличии в развитии школьника задержек созревания интеллектуальных, волевых, мотивационных структур в сравнении с возрастной нормой. Тогда как школьная неуспешность может быть вызвана влиянием среды, методики обучения, позиции учащегося и т.д. Таким образом, неуспешные школьники - группа неоднородная. В нее попадают дети с разнообразными помехами к обучению.
При
нормальной степени адаптации состояние
напряженности организма
В ходе исследования и изучения мониторинга адаптированности детей в школе нами выделены критерии благополучной адаптации: благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей.
Первая группа детей адаптировалась к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.
Вторая группа детей имела длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался: дети не могли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывали трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести дезадаптация.
Третья
группа – дети, у которых социально-
2.2
Разработка рекомендаций
для успешной психологической
адаптации младших школьников
Успешность адаптации школьников в первый год обучения во многом зависит от модели поведения взрослых, непосредственно связанных с обучение и воспитание детей. Таким образом, включенность детей шестилетнего возраста в учебно-воспитательный процесс и сопровождение ведущей деятельности школьника – учебы организуется непосредственно со стороны учителей и родителей.
Нами
были изучены психологические
Памятка родителям первоклассников
Родителям так же необходимо: