Готовность детей к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение психологической адаптации младших школьников к обучению в школе.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Теоретический анализ специальной литературы по проблемам школьной адаптации в младшем школьном возрасте, критериев ее диагностики и оценки.
2. Осуществление теоретического анализа механизмов школьной дезадаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………...............6
1.1 Компоненты психологической готовности младших
школьников………………………………………………………………………...6
1.2 Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет и
причины дезадаптации…………………………………………………………...12

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………18
2.1 Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников
к школе………………………………………………………………….………...18
2.2 Разработка рекомендаций для успешной психологической
адаптации младших школьников………………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………….……………………………29

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….31

ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

Готовность детей к школе.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

    Наиболее трудно адаптируемые дети с незрелым стилем, когда он обусловлен недостаточным развитием воли. Такие дети неспособны координировать свое поведение в соответствие с правилами и нормами школьной жизни .

    Главная причина школьной дезадаптации в младших классах, по мнению Г.М. Чуткиной, связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность — школу — входит с трудом.

    Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:

  • режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);
  • коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
  • проблемы взаимоотношений с учителем;
  • проблемы, связанные с изменением семейной обстановки. [7, с. 66].

    Таким образом, школьная адаптация — процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т. д. Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ  ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 
 

    2.1 Психологический анализ особенностей адаптации

первоклассников к школе 

    Наше  исследование осуществлялось на базе общеобразовательной школы № 7 среди учащихся 1-х классов, общее количество обследованных школьников 48 (1 «А» класс – 25 учеников, 1 «Б» класс – 23 ученика).

    Проблема  трудностей адаптации детей к  условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. Нами сделан психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе и определен показатель дезадаптации. Данное обследование осуществлялось при помощи набора психологических особенностей адаптации ученика, в котором содержатся утверждения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности в рамках учебно-воспитательного процесса (Приложение А).

    Путем индивидуального наблюдения и бесед  учителем определялись критерии психологических особенностей адаптации, свойственные исследуемому учащемуся.

    Результаты  исследования сравнивались с ключем (Приложение Б), в которых приведены варианты особенностей, характерные для конкретного ребенка. Обработка результатов полученных данных нами осуществлялась следующим образом: таблица разделена жирной вертикальной линией, если номер особенности находится слева от линии, при обработке засчитывается 1 балл, если справа – 2 балла. Максимально возможная сумма баллов – 70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации:

    К= П / 70 * 100,                                                                                      (1)

    Где П – количество баллов, набранных  ребенком.

    В таблице 1 приведены степени дезадаптации в зависимости от коэффициента.

    Таблица 1

    Показатели дезадаптации

До 14 % Норма, дезадаптация отсутствует
От 15 до 30 % Средняя степень  дезадаптации
Выше 30 % Серьезная степень  дезадаптации
Выше 40 % Необходима  консультация психоневролога
 

    По  оценкам нашего  исследования проведенного на базе  средней школы № 1 среди учащихся 1-х классов некоторые из младших школьников имеют трудности в адаптации к условиям школьного обучения.

    В результате исследования, нами выделены группы детей, имеющие нормальную адаптацию (дезадаптация отсутствует), среднюю степень дезадаптации,  серьезную степень дезадаптации, и тяжелую степень дезадаптации (необходима консультация психоневролога). Полученные результаты отражены на рисунке 1. 

    

Рисунок 1. Диаграмма показателей адаптированности школьников 

    К числу основных первичных внешних  признаков проявлений школьной дезадаптации  мы относим затруднения в учебе  и различные нарушения школьных норм поведения.

    По  нашему мнению, основные факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости: недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность; длительная и массивная психическая депривация; соматическая ослабленность ребенка; нарушение формирования школьных навыков; двигательные нарушения; эмоциональные расстройства.

    В ходе наблюдений было установлено, что  под влиянием постоянных неудач, выходящих  за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений  со сверстниками, у ребенка формируется  ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства.

    Школьная  адаптация зависит от нескольких факторов. Дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено  такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в  школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.

    Такой фактор школьной неуспешности, как  личностные особенности ребенка, также  многоплановый. В ходе исследования нами выделены следующие переменные: позиция ученика, мотивация учения, уровень навыков умственной деятельности, способность к произвольной регуляции и самоорганизации, уровень здоровья и работоспособности, интеллект ребенка. Отставание в развитии и низкие показатели школьной успешности - это не одно и то же. При отставании в развитии мы можем говорить о наличии в развитии школьника задержек созревания интеллектуальных, волевых, мотивационных структур в сравнении с возрастной нормой. Тогда как школьная неуспешность может быть вызвана влиянием среды, методики обучения, позиции учащегося и т.д. Таким образом, неуспешные школьники - группа неоднородная. В нее попадают дети с разнообразными помехами к обучению.

    При нормальной степени адаптации состояние  напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При средней степени дезадаптации нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

    В ходе исследования и изучения мониторинга  адаптированности детей в школе нами выделены критерии благополучной адаптации: благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей.

    Первая  группа детей адаптировалась к школе  в течение первых двух месяцев  обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились  в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.

    Вторая  группа детей имела длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался: дети не могли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывали трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести дезадаптация.

    Третья  группа – дети, у которых социально-психологическая  адаптация связана со значительными  трудностями; кроме того, они не усваивают  учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это серьезная и тяжелая формы дезадаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Разработка рекомендаций для успешной психологической адаптации младших школьников 

      Успешность  адаптации школьников в первый год  обучения во многом зависит от модели поведения взрослых, непосредственно  связанных с обучение и воспитание детей. Таким образом, включенность детей шестилетнего возраста в учебно-воспитательный процесс и сопровождение ведущей деятельности школьника – учебы организуется непосредственно со стороны учителей и родителей.

      Нами  были изучены психологические аспекты  адаптированности младших школьников и разработаны рекомендации для родителей и учителей.

      Памятка родителям первоклассников

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

      Родителям так же необходимо:

  • Показывать ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его      достижения.
  • Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других.
  • Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребёнка.
  • Учить ребёнка свободно и непринуждённо общаться не только со своими сверстниками, но и с взрослыми.
  • Не стесняться подчёркивать, что они им гордятся.
  • Быть честными в оценках своих чувств к ребёнку.
  • Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.
  • Признавайте права ребёнка на ошибки. В первый год обучения они могут допускаться часто.
  • Думать о детском банке счастливых воспоминаний.

Информация о работе Готовность детей к обучению в школе