Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:01, курсовая работа
Целью теоретически обосновать экспериментально проверить влияние фолтклора на формирование звукопроизношение детей младшего дошкольного возраста, изучение детского фольклора как средства развития звукопроизношения младших дошкольников.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что использование произведений детского фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют улучшение уровня развития звукопроизношения дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать и апробировать систему мероприятий поформированию звукопроизношения, основанную на использовании детского фольклора;
3. Выявить влияние детского фольклора на повышение уровня развития звукопроизношений дошкольников.
Введение
Теоретические основы овладения правильным звукопроизношением младшими дошкольниками средствами фольклора.
1.1 Особенности развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Фонетические возрастные особенности речи детей
1.2 задачи формирования звукопроизношения.
1.3 Жанры детского фольклора и их характеристика. Место детского фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
1.4 Методика использования фольклора в развитии звукопроизношении у детей дошкольного возраста
Экспериментально – исследовательская работа по формированию звукопроизношения средствами фольклора
Исследование актуального уровня развития звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
Формирование звукопроизношения у детей младшего возраста средствами фольклора
2.3 Результат работы по формированию звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора
2Экспериментально – исследовательская работа по формированию звукопроизношения средствами фольклора.
2.1Исследование актуального уровня развития
звукопроизношенияу детей младшего дошкольного возраста.
звукопроизношение
№ |
ф. и ребенка |
свистящие (с, с,, з, з,, ц) шипящие( ш, ж,ч щ)
|
звонкие (в, ,г) согласные ( б,д) |
сонорныел л’ р р’ |
1 |
рома р |
+ |
+ |
+ |
2 |
денис с |
+ |
+ |
_ |
3 |
антонина в |
+ |
+ |
+ |
4 |
настя и |
+ |
замена звука в на ф |
не выговаривает звук р |
5 |
оля н |
+ |
замена звука в на ф |
не выговаривает звук р |
Обследование проводилось в МБДОУ сосновский детский сад с 4 февраля по 1 марта 2013 учебного года
Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время. Обследование детей проводилось по программе от рождения до школы под редакцией Н.Е Вераксы Т.С Комаровой и М.А Васильевой
Было обследовано 5 детей в возрасте 2-3 лет
Для обследования правильному звукопроизношению детей средствами фольклора мы поставили перед собой ряд задач:
Материал: картинки с изображением шара, шубы, жука, зайца, рыбы, трамвая, лампы, лопаты.
Содержание диагностического задания:
Ребенку показывают картинки с изображением предметов, он их называет - взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит или искажает.
Критерии оценки:
3 балла – ребенок произносит все звуки
2 балла – не произносит сложные звуки или шипящие
1 балл – не произносит и сонорные, и шипящие
табл звукопроиз фомичева знание фольклора анкета для родителей анализ
2.2Формирование звукопроизношения у детей младшего возраста средствами фольклора
перспект план использ фольклора.
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
||
пн |
артикул. гимн. пальчик. гимн . заучивание потешки подвижная игра |
артикул. гимн. пальчик. гимн отгадывание загадок подвижная игра |
артикул. гимн. пальчик. гимн заучиание потешки подвижная игра |
артикул. гимн. пальчик. гимн отгадывание загадок подвижная игра |
|
вт |
артикул. гимн. пальчик. гимн чтение сказки курочка ряба подвижная игра |
артикул. гимн. пальчик. гимн чтение сказки колобок |
артикул. гимн. пальчик. гимн чтение сказки теремок |
артикул. гимн. пальчик. гимн чтение сказки |
|
ср |
артикул. гимн. пальчик. гимн подвижная игра |
артикул. гимн. пальчик. гимн |
артикул. гимн. пальчик. гимн |
артикул. гимн. пальчик. гимн |
|
чт |
артикул. гимн. пальчик. гимн исценировка сказки курочка ряба |
артикул. гимн. пальчик. гимн кукольный настольный театр колобок |
исценировка сказки теремок |
исценировка сказки |
|
пт |
артикул. гимн. пальчик. гимн диагностика |
артикул. гимн. пальчик. гимн подвижная игра диагностика |
диагностика |
диагностика |
|
2.3Результат работы по формированию звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению средствами фольклора, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 2-4лет.
Обучение правильному звукопроизношению выделяется как ведущая линия развития речи детей 2-4лет.
В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова.
Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха.
Во II-ой младшей группе развитие звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением при последовательной отработке всех звуков родного языка. При этом формируется не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и связи слухового и артикуляционного контроля, без которого невозможно правильное произнесение звуков.
На этом этапе обучения у детей развивается артикуляционный аппарат, формируется четкое произношение слов и фраз, вырабатывается умение слышать отдельные звуки в словах и умение произносить их более четко, чем другие, развивается слуховое восприятие.
Основное внимание направлено на формирование правильного произношения гласных а, о, у, ы, и, э и согласных п, б, т, д, к, г, м, в, ф.
Последовательная отработка этих звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создаст предпосылки для лучшего произношения сложной группы звуков (с, з, ц, ш, ж, ш, и др.), а также подготовит детей к развитию фонематического слуха на следующем этапе обучения.
Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты -- дудочка и колокольчик; дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь», тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.
Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала; это - шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы -- идет дым из трубы»), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка -- мишка).
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша - мы купаем малыша; шу-шу-шу - дам грибочек малышу; ши-ши-ши - где гуляют малыши? или: жа-жа-жа - мы увидели ежа; жу-жу-жу - мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи - где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Упражнения для губ.
1
Информация о работе Формирование звукопроизношений детей младшего дошкольного возраста