Формирование звукопроизношений детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью теоретически обосновать экспериментально проверить влияние фолтклора на формирование звукопроизношение детей младшего дошкольного возраста, изучение детского фольклора как средства развития звукопроизношения младших дошкольников.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что использование произведений детского фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют улучшение уровня развития звукопроизношения дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать и апробировать систему мероприятий поформированию звукопроизношения, основанную на использовании детского фольклора;
3. Выявить влияние детского фольклора на повышение уровня развития звукопроизношений дошкольников.

Содержание

Введение
Теоретические основы овладения правильным звукопроизношением младшими дошкольниками средствами фольклора.
1.1 Особенности развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Фонетические возрастные особенности речи детей
1.2 задачи формирования звукопроизношения.
1.3 Жанры детского фольклора и их характеристика. Место детского фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
1.4 Методика использования фольклора в развитии звукопроизношении у детей дошкольного возраста
Экспериментально – исследовательская работа по формированию звукопроизношения средствами фольклора
Исследование актуального уровня развития звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
Формирование звукопроизношения у детей младшего возраста средствами фольклора
2.3 Результат работы по формированию звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора

Работа содержит 1 файл

выпускная квалифицированная работа.docx

— 100.83 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Экспериментально  – исследовательская  работа по формированию  звукопроизношения средствами фольклора.

 

2.1Исследование актуального  уровня развития

звукопроизношенияу детей младшего дошкольного возраста.

звукопроизношение

 

ф. и  ребенка

свистящие (с, с,, з, з,, ц) шипящие( ш, ж,ч щ)

 

звонкие (в, ,г) согласные

   (  б,д)

сонорныел л’ р р’

1

рома  р

+

+

+

2

денис с

+

+

_

3

антонина в

+

+

+

4

настя и

+

замена  звука в на ф

не  выговаривает звук р

5

оля н

+

замена  звука в на ф

не  выговаривает звук р

         
         

 

Обследование  проводилось в  МБДОУ сосновский детский сад  с 4 февраля по 1 марта  2013 учебного года

Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное  время. Обследование детей проводилось  по программе от рождения до школы под редакцией  Н.Е Вераксы Т.С Комаровой и М.А Васильевой

Было  обследовано 5 детей в возрасте 2-3 лет

Для обследования правильному звукопроизношению  детей средствами фольклора мы поставили  перед собой ряд  задач:

  1. Изучить особенности произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах
  2. Оценить уровень отчетливого произношения фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
  3. Дидактическая игра «Назови предметы»

Материал: картинки с изображением шара, шубы, жука, зайца, рыбы, трамвая, лампы, лопаты.

Содержание  диагностического задания:

Ребенку показывают картинки с изображением предметов, он их называет - взрослый отмечает звуки, которые  ребенок не произносит или искажает.

Критерии  оценки:

3 балла  – ребенок произносит  все звуки

2 балла  – не произносит  сложные звуки  или шипящие

1 балл  – не произносит  и сонорные, и шипящие

 

табл  звукопроиз фомичева знание фольклора анкета для родителей анализ

2.2Формирование  звукопроизношения  у детей младшего  возраста средствами  фольклора

перспект план использ фольклора.

 

 

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 

пн

артикул. гимн.

пальчик. гимн . заучивание потешки подвижная игра

артикул. гимн.

пальчик. гимн

отгадывание загадок подвижная игра

артикул. гимн.

пальчик. гимн заучиание потешки

подвижная игра

артикул. гимн.

пальчик. гимн отгадывание загадок подвижная игра

 

вт

артикул. гимн.

пальчик. гимн чтение сказки курочка ряба подвижная игра

артикул. гимн.

пальчик. гимн

чтение  сказки колобок

артикул. гимн.

пальчик. гимн

чтение  сказки теремок

артикул. гимн.

пальчик. гимн чтение сказки

 

ср

артикул. гимн.

пальчик. гимн подвижная игра

артикул. гимн.

пальчик. гимн

артикул. гимн.

пальчик. гимн

артикул. гимн.

пальчик. гимн

 

чт

артикул. гимн.

пальчик. гимн

исценировка сказки  курочка ряба

артикул. гимн.

пальчик. гимн

кукольный настольный театр  колобок

исценировка сказки теремок

исценировка сказки

 

пт

артикул. гимн.

пальчик. гимн диагностика

артикул. гимн.

пальчик. гимн

подвижная игра  диагностика

диагностика

диагностика

 
           

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3Результат  работы по формированию  звукопроизношения  детей младшего  дошкольного возраста

 

 

Воспитание  звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному  звукопроизношению  средствами фольклора, которая всегда выделялась как ведущая линия  развития речи детей  2-4лет.

Обучение  правильному звукопроизношению  выделяется как ведущая  линия развития речи детей 2-4лет.

В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова.

Основная  задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к  вырабатыванию у  детей правильного  произношения всех звуков родного языка  с отчетливым и  внятным произношением  слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического  слуха.

Во II-ой младшей группе развитие звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением при последовательной отработке всех звуков родного языка. При этом формируется не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и связи слухового и артикуляционного контроля, без которого невозможно правильное произнесение звуков.

На этом этапе обучения у  детей развивается  артикуляционный  аппарат, формируется  четкое произношение слов и фраз, вырабатывается умение слышать отдельные  звуки в словах и умение произносить  их более четко, чем  другие, развивается  слуховое восприятие.

Основное  внимание направлено на формирование правильного  произношения гласных  а, о, у, ы, и, э и  согласных п, б, т, д, к, г, м, в, ф.

Последовательная  отработка этих звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создаст  предпосылки для  лучшего произношения сложной группы звуков (с, з, ц, ш, ж, ш, и др.), а также подготовит детей к развитию фонематического  слуха на следующем  этапе обучения.

Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные  слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты -- дудочка и колокольчик; дудочка дудит  «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь», тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.

Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с  помощью специального речевого материала; это - шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы -- идет дым из трубы»), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка -- мишка).

Игры  и упражнения на произношение шипящих звуков можно  тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и  ежата» взрослый предлагает выполнить ряд  заданий: четко произнести фразы со звуками  «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша - мы купаем малыша; шу-шу-шу - дам грибочек малышу; ши-ши-ши - где гуляют малыши? или: жа-жа-жа - мы увидели ежа; жу-жу-жу - мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи - где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Упражнения  для губ.

    1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
    2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
    3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
    4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты

 

 



Информация о работе Формирование звукопроизношений детей младшего дошкольного возраста