Формирование звукопроизношений детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью теоретически обосновать экспериментально проверить влияние фолтклора на формирование звукопроизношение детей младшего дошкольного возраста, изучение детского фольклора как средства развития звукопроизношения младших дошкольников.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что использование произведений детского фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют улучшение уровня развития звукопроизношения дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать и апробировать систему мероприятий поформированию звукопроизношения, основанную на использовании детского фольклора;
3. Выявить влияние детского фольклора на повышение уровня развития звукопроизношений дошкольников.

Содержание

Введение
Теоретические основы овладения правильным звукопроизношением младшими дошкольниками средствами фольклора.
1.1 Особенности развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Фонетические возрастные особенности речи детей
1.2 задачи формирования звукопроизношения.
1.3 Жанры детского фольклора и их характеристика. Место детского фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
1.4 Методика использования фольклора в развитии звукопроизношении у детей дошкольного возраста
Экспериментально – исследовательская работа по формированию звукопроизношения средствами фольклора
Исследование актуального уровня развития звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
Формирование звукопроизношения у детей младшего возраста средствами фольклора
2.3 Результат работы по формированию звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора

Работа содержит 1 файл

выпускная квалифицированная работа.docx

— 100.83 Кб (Скачать)

Особенности возраста определяют и содержание обучения: преодоление общей  смягченности произношения; воспитание правильной артикуляции и  внятного произношения гласных звуков: а, у, и, о, э; уточнение  и закрепление  произношения согласных  звуков п, б, м, т, д, н, к, г, ф, в; свистящих звуков — с, з, ц; развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата; подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных (л, р) звуков.

Развитие  фонематического  слуха обозначается как речевой слух и фонематическое восприятие.

Термин  речевой слух обозначает способность различать  в речевом потоке отдельные звуки  речи, обеспечивающие понимание слов  и их значений.

Без речевого слуха речевое  общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у  детей при восприятии речи окружающих и  при собственном  проговаривании. речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразования. Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения: фонетический анализ и синтез  пр. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух, называют фонематическим слухом.

Формирование  правильного произношения зависит от способности  ребенка к анализу  и синтезу речевых  звуков, то есть от определённого  уровня развития фонематического  слуха обеспечивающего  восприятие фонем  данного языка. фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играет первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других. Посредством аналитико-синтаксической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитие произношения в целом. Однако если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения,  то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В. И Бельтюков Г.М.Лямина доказали  что необходимо развитие  более высоких форм фонематического слуха при которых дети могли делить слова на составляющие их звуки устанавливать порядок звуков в слове т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

Д.Б  Эльконин назвал  эти специальные  действия по анализу  звуковой структуры  слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение  для овладения навыками чтения и письма.

вывод   …………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Психологические  особености и задачи формирования звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста.

На третьем  году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие  предметной деятельности связано с усвоением  культурных способов действия с различными предметами. Развиваются  соотносящие и  орудийные действия.

Умение  выполнять орудийные  действия развивает  произвольность, преобразуя натуральные формы  активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми  предметной деятельности продолжает развиваться  понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество  понимаемых слов значительно  возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно  развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра  носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни  появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем  году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной  формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей  этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

 

Задачи  формирования звукопроизношения  в младшей  группе

Звуковая  культура речи

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов),

Способствовать  развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового  внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой  и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Жанры детского  фольклора и их  характеристика

Жизнь детей теснейшим  образом связана  с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное  возрастными психическими особенностями видение  мира. Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Взрослые мыслят, писал  К.И. Чуковский, "словами, словесными формулами, а маленькие дети -вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами" [17,с.5]. Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.

Таким образом, детский  фольклор представляет собой специфическую  область народного  творчества, объединяющую мир детей и  мир взрослых, включающую целую систему  поэтических и  музыкально-поэтических  жанров фольклора.

Во многих детских песнях и  играх воспроизводятся  время и события, давно потерянные памятью народа. Детский  фольклор помогает историкам, этнографам лучше  понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Многие  забавы детей являются "шуточным подражанием серьезному делу взрослых" средством  подготовки детей  к жизни. В них  находят свое отражение  производственно-хозяйственная  деятельность, национально-психологические  черты и социальная жизнь народа.

К детскому фольклору как  средству языковой характеристики народа обращались В.И. Даль, Д.К. Зеленин, П. Тиханов, А. Молотилов  и многие другие знатоки  языка.

Нет единства мнений по генезису отдельных жанров детского фольклора, их поэтике, нет пока и общепризнанной классификации. Почти  каждый исследователь  выдвигает свою классификационную  схему. О.И. Капица теоретически обосновала заложенное еще в работе П.А. Бессонова деление  детского фольклора  по возрастной градации детей [29]. К детскому фольклору она  относила и материнскую  поэзию. Против этого  решительно выступал Г.С. Виноградов [15]. Поэзию пестования он считал особой областью фольклора  взрослых. Он относил  к детскому фольклору  только сказки, созданные  самими детьми. Сказки, созданные взрослыми  для детей, как  средство народной педагогики - к фольклору взрослых. Выводы О.И. Капицы диаметрально противоположны. Сказки, создаваемые детьми, по ее мнению, вообще не могут быть предметом  исследования фольклористики и этнографии. Г.С. Виноградов выделял  пять основных разделов детской народной поэзии: игровой фольклор, потешный фольклор, сатирическую лирику, бытовой фольклор и календарный. В  основе этой классификации  лежит бытовое  назначение. О.И. Капица учитывала не только возрастную градацию носителей детского фольклора, но и генезис  поэзии. Генетического  принципа (поэзия взрослых для детей, произведения, выпавшие из фольклора  взрослых и усвоенные  детьми, собственное  творчество детей) придерживается и В.П. Аникин [4]. В.А. Василенко, провозгласив функциональный принцип  классификации, не обосновывает его и практически  не придерживается его, выделяя [9, с. 43]:

1) колыбельные  песни, или байки;

2) произведения, связанные с игровыми  действиями;

3) произведения, которые занимают  детей словесным  содержанием и  исполняются независимо  от игровых действий, а позже оставляет  только две последние  группы.

М. Горький  писал: "Ребенок  до десятилетнего  возраста требует  забав, и требование его биологически законно. Он хочет  играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего  и легче всего  в игре, игрой" [22, с. 149]. Этим требованием  забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с  игровыми действиями ребенка, то игра ведется  на уровне смысла, понятия, слова, звука. Деление детского фольклора на игровой и неигровой не приближает нас к пониманию сложной системы жанров. Не вызывает сомнений правомерность выделения в детском фольклоре поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это - поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки). Безусловно наличие в детском устно-поэтическом репертуаре произведений, выпавших из репертуара взрослых, - собственно детского творчества. То есть система, которой наиболее последовательно придерживается В.П. Аникин, точно улавливает много со ставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им к третьей группе - собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые скоро говорки, дразнилки, поддевки, скороговорки), строятся, как показывает анализ, на основе прямых или опосредованных заимствований из литературы, лубка, фольклора взрослых [5, с. 37].

В колыбельный  период дети лишь потребители  поэзии. Воспитание детей всецело  зависит от взрослых. Матери (бабушки, няни) и создали в  педагогических целях  поэзию пестования (материнскую  поэзию).

Почти все исследователи  выделяют игровой  фольклор детей. Но каждый дает этому термину  свое наполнение. Г.А. Барташевич относит  к нему считалки, игровые песни  и приговоры. В.А. Василенко, кроме  того, - пестушки, потешки [10, с. 77]. Все остальные  жанры детского фольклора, включая колыбельные  песни, обозначает как "поэзию словесной игры" и тем разрушает  собственную классификацию, основанную на понятиях: игровой - не игровой.

К группе игрового фольклора  следует относить все разновидности  детских ролевых  игр, игровые прелюдии (считалки, жеребьевые сговорки). Игровые припевы, игровые приговоры, выделяемые некоторыми исследователями, не могут изучаться вне драматической игры, компонентом которой они являются.

Целесообразно вслед за Г.С. Виноградовым [15] выделить потешный фольклор, или забавы, не связанные  с драматическим  действием, игровая  основа которых заключена  в словах и вспомогательных  действиях (сечки, голос  янки) или только в словах (словесные  игры, перевертыши, скороговорки, молчанки, поддевки). Назначение этих произведений, по определению Г.С. Виноградова - развлечь, развеселять, потешить себя и своих товарищей [13, с. 12].

Информация о работе Формирование звукопроизношений детей младшего дошкольного возраста