Формирование здорового образа жизни у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Здоровье человека является оптимальным условием его жизнедея­тельности. При этом сознательно-волевая активность индивида по обес­печению адекватного условиям жизни уровня здоровья отражается на эффективности деятельности, на показателях здоровья производственно­го (учебного) коллектива, семьи, общества. Одной из наиболее ярких форм активности человека, направленной на сохранение и улучшение здоровья, является здоровый образ жизни.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников в педагогической литературе
6
1.1. Здоровый образ жизни
6
1.2. Методы обучения учащихся здоровому образу жизни
7
Глава 2. Анализ работы по формированию ЗОЖ в СШ №108
16
Заключение
34
Список литературы
35

Работа содержит 1 файл

развивающая.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

С учетом важности проблемы оздоровления детей в школе введен курс. «Здоровый образ жизни».

Главная цель - формирование у ребенка ответственности за свое здоровье, самооценки возможностей, развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни, осуществление рефлексии собственного образа жизни. Этот курс состоит из следующих разделов: «Природа и здоровье» (подготовительный класс), «Питание и здоровье» (1 класс), «Помоги себе сам» (2 класс), «Все о конфликтах и стрессах» и «Здоровое сердце» (3 класс).

Преподавание построено с учетом возрастных особенностей детей, в соответствии с имеющимися у них знаниями, навыками и умениями, а также на основе прогноза в формировании определенных основ здорового образа жизни.

При организации учебно-воспитательного процесса учителя стараются организовать работу с учащимися так, чтобы учебная деятельность способствовала их всестороннему развитию. Все задания и вопросы направлены на развитие мышления (сравнить, исследовать, наблюдать, анализировать, обобщить и т.д.), на развитие воображения, фантазии, творчества, внимания, памяти.

Учительница  во втором классе проводит уроки - путешествия в Страну Здоровья. На одном из уроков ребята побывали в городе Трех дорог - Красной, Желтой и Зеленой. Путешествуя по Зеленой дороге, дети много интересного узнали о полезных продуктах, по Желтой - не очень полезных, по Красной - о тех продуктах, употребление которых необходимо ограничить. На Площади Развлечений дети отдыхали, а на Бульваре Сладкоежки рассуждали о сладостях. В гости к детям приходили и персонажи из американских учебников, а также Вася Неумыткин и Эдик Ангинкин, Мойдодыр и другие.

Во втором классе интересно проводит кулинарные уроки, где учащиеся с помощью родителей обучаются простейшим приемам приготовления пищи, украшения блюд, а также правилам этикета и сервировке стола.

Для того, чтобы заботиться о здоровье, необходимо знать свой организм. Частые гости на уроках у ребят врачи. Наверное, ни об одном органе человеческого организма не говорится столько, как о сердце.

В четвертом классе на уроке по теме «Здоровый образ жизни - здоровое сердце» учащиеся не боятся проявить себя, потому что уверены: их не высмеют, над их мыслями задумаются, им подскажут, им помогут, их поддержат. Ученики стремятся проявить в себе лучшие качества человеческого характера: быть добрыми, чуткими, внимательными.

Учительница на уроках проводит игры «Поле чудес», «Аукцион цветов». В ее классе работает «Городок юных мастеров», где дети выполняют панно, аппликации по мотивам сказок о здоровье: «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Айболит», и др., инсценируют сказки. Ученики вместе с родителями и учительницей составили специальную кулинарную книгу, которая пополняется рецептами тех блюд, приготовление которых освоили сами дети.

На уроках учителя учат детей жить, следить за собой и своим здоровьем. Ребята анализируют поступки сказочных героев, рисуют «Страну здоровья», поют песни о ЗОЖ, а главное - ведут дневники своего здоровья. Эти дневники представляют собой рисунки, где дети ежедневно клетками различного цвета обозначают, как они себя чувствуют. Если в дневнике несколько дней характеризуются параметрами «неудовлетворительно», - это повод для разговора с психологом.

Работа по формированию у школьников навыков ЗОЖ проводится в системе и закрепляется на других уроках, внеклассных мероприятиях. В школе проводятся дни, недели, декады здоровья, олимпиады по вопросам здоровья, встречи с музыкальными работниками, уроки экологии, конкурсы сочинений, рисунков, плакатов, санбюллетеней, организовывается просмотр и обсуждение фильмов, слайдов по проблемам здоровья.

Работают кружки «Если хочешь быть здоров», «Мой друг - игра» .

Любят ребята спортивные праздники с участием родителей. Это: «Веселый марафон» в 3-4 классах, праздник «Мама, папа и я - спортивная семья» - в первых классах, «Спортландия» - во вторых классах.

В начальных классах введены уроки ритмики и танца, работает танцевальная студия.

В школе один раз в четверть проводится день режимного контроля по проблеме «Здоровье учеников в режиме дня школы» с целью определения самочувствия детей, оценки и выявления положительных и отрицательных тенденций, подбора управленческих решений по коррекции условий, влияющих на здоровье учеников. Разнообразны методы исследования: наблюдение, анкетирование, хронометрирование.

Очень важен учет сформированности навыков ЗОЖ при оценке знаний детей. Полученные знания и умения изменяют в лучшую сторону существующую схему поведения школьников, становятся прочными элементами их повседневной жизни. Состояние здоровья во многом зависит от поведения ребенка. Ни один навык здорового образа жизни не сможет полностью сформировать учитель без активной поддержки семьи. Учитывая факторы риска в семье, недостаток контроля со стороны родителей, неспособность родителей точно определить свое поведение, семейные конфликты, употребление родителями алкоголя, курение, работа с семьей организуется по трем направлениям: просвещение родителей, их практическое участие в формировании у детей ЗОЖ, использование опыта семейного воспитания.

В начале учебного года родители знакомятся с содержанием учебных программ курсов «Человек и мир», «Здоровый образ жизни», с учебниками, а также направлениями формирования навыков здорового образа жизни детей. В течение учебного года перед изучением каждой большой темы проводятся беседы, ставятся следующие задачи перед семьей: каких конкретных результатов можно добиться совместными усилиями, какой помощи ждет школа от семьи, как формировать в семье те или иные навыки, как их контролировать, оценивать, как поощрять детей, какие должны быть результаты.

В подготовительных классах практикуются письма для родителей. Это своеобразные домашние задания для семьи. Структура писем следующая: кратко разъясняется, какие навыки формирует школа по определенной теме, какую помощь ждет школа от семьи. Каждое письмо имеет отрывную анкету для обратной связи, для информации о результатах работы.

В школе работает родительский лекторий «Здоровье», определена тематика консультаций и бесед с родителями, проводятся родительские конференции, совместные оздоровительные походы и экскурсии, спортивные соревнования. В кабинете ЗОЖ создана библиотечка «Здоровье», рекомендуются книги для семейного чтения. Для более конкретной работы с семьей в начале и в конце учебного года проводится анкетирование родителей и детей.

Анкетирование учащихся первых и вторых классов в конце учебного года показало, что ребята хорошо усвоили программный материал, овладели основными навыками ЗОЖ, научились сами заботиться о своем здоровье. Ребята хорошо усвоили правило: чтобы быть здоровым, нужно быть добрым, потому что злоба и зависть разрушают организм. Все они хотят быть здоровыми и стараются сделать мир вокруг себя добрее.

Поиск новых форм работы по укреплению здоровья детей, формированию навыков здорового образа жизни - первостепенная задача педагогического коллектива школы - решается через программу «Здоровье».

Представляем план деятельности школы №108 по организации работы по здоровому образу жизни.

1. Управление развитием школы в результате экспериментальной работы:

-       создание общешкольной программы «Здоровье», плана мероприятий по выполнению программы «Здоровье», годового плана работы экспериментальной площадки;

-       определение функций администрации школы в руководстве работой экспериментальной площадки;

-       организация семинаров, «круглых столов», МО учителей;

-         Выставка   методических наработок учителей. Создание модели оздоровления детей. Компоненты модели:

-     курс «Здоровый образ жизни»;

-     «Уроки здоровья»;

-     внеклассные мероприятия;

-     лечебная физкультура,

-     витаминотерапия.

2.              Комплекс мер психолого-медико-педагогической защиты:

-     комплексная оценка состояния здоровья учащихся на основании диспансерного обследования детей с привлечением врачей узких специальностей;

-     ежегодный анализ изменений в состоянии здоровья с учетом возраста и пола учащихся, сравнительная оценка показателей здоровья учащихся за 2 года общей заболеваемости и хронической патологии, определение группы здоровья;

-     освоение и использование в работе активных методов обучения: «мозаика», «уроки со сверстниками», «ледокол», решение ситуативных задач, ролевые и дидактические игры, опыты, наблюдения, дискуссий и др.,

-     освоение и использование комплекса упражнений для гимнастики, физминутки: гимнастика для глаз (комплексы кандидата мед. наук В.П. Бирана);

-     памятка для учащихся начальных классов по профилактике зрительного утомления и близорукости по методу Э.С. Аветисова; комплексы для динамической перемены; подвижные игры на перемене (разработаны кандидатом пед. наук, доцентом М.И. Бурмистровой, Коломенский пединститут, 1996г.);

-     освоение и использование на уроках (математика, русский язык, ИЗО, музыка, технология) материала о здоровье (составлен доцентом кафедры медико-биологических дисциплин С.С. Тверской, Коломенский пединститут, 1996г.), подбор аналогичного материала учителями при подготовке к урокам;

-     создание для детей с функциональными нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата специальных групп лечебной физкультуры;

-     организация санации полости рта у детей.

3.              Основные результаты:

создание банка данных состояния здоровья учащихся с ежегодным анализом изменений в состоянии здоровья, внесение соответствующих корректив в имеющийся банк данных;

-              теоретическое и практическое формирование культуры здоровья учителей:

Теоретические (циклы лекций, разработка дидактических и методических пособий).

              Практические (формирование собственного здоровья, создание кабинета здорового образа жизни; оформление классных уголков «Помоги себе сам», «Уроки Мойдодыра» и др.; проведение рейдов «Внешний вид»;

-      введение уроков ритмики и танца; проведение олимпиад по вопросам здоровья; регулярное   проведение   витаминизации   блюд   в   школьной столовой; 

-      создание в школе условий для обучения без вреда здоровью учащихся:

1.              оздоровительная направленность обучения;

2. работа консультативного центра по проблемам разрешения конфликтов;

3. учет адекватности учебных нагрузок для детей;

4. использование здания и участка школы по назначению, в соответствии с планировкой, анализ санитарно-гигиенического состояния школы: спортивного зала, столовой, классных комнат, рекреаций;

5. реализация межпредметных связей по вертикали и горизонтали.

Приоритетная задача работы экспериментальной площадки - пропаганда передовых технологий, активных форм и методов работы с учащимися:

•     обучение в группах;

•     применение дискуссионных форм обучения;

•     ролевые игры и тренинги.

В процессе работы учащиеся учатся находить выход из создавшихся ситуаций, делать правильный осознанный выбор, придерживаться определённых норм поведения, устанавливать нормальные отношения со сверстниками и старшими. На уроках создаются условия для самовыражения личности, проигрывания жизненных ситуаций, уважительного отношения к чужому мнению.

Оздоровительная работа во внеурочное время:

•     разработка памяток, инструкций, пособий для детей в целях формирования навыков здорового образа жизни;

•                  беседы врача с учащимися;

•     подготовка учащихся для работы в школьных санитарных постах;

•     просмотр и обсуждение фильмов, слайдов по вопросам здоровья;

•     подготовка юных учителей здоровья;

•     подготовка и проведение дней, недель, праздников здоровья, розничных внеклассных мероприятий по вопросам здорового образа жизни;

•     спортивные состязания, праздники, спортландии, кружок «Мой друг - игра»;

•              экскурсии в природу, туристические походы.

Работа с родителями по вопросам здоровья детей:

•     информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных родительских собраниях, подготовка рекомендаций по укреплению здоровья школьников;

•     индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультуры для детей и родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «Всей семьёй - на старт!» и др.

•     лекторий для родителей (лекции врачей, учителей, работников ГАИ, пожарной охраны.):

1.  Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.

2.  Формирование у детей навыков личной, общественной и радиационной гигиены.

3.  Физическое воспитание детей в семье.

4.  Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.

5.  Основы здорового питания младших школьников.

6.  Ранняя профилактика сердечно-сосудистых заболеваний,

Рассмотрим более подробно примеры занятий с младшими школьниками по формированию здорового образа жизни в СШ №108.

       Здоровый образ жизни. Формула  здорового образа жизни.

Занятие по данной теме проводилось для учеников 2-ых классов.

Цель: познакомить учащихся с современным представле­нием о здоровом образе жизни, жизненных навыках.

Рекомендации педагогу

Предложите детям продолжить фразу: «Здоровый образ (ЗОЖ — это ...».

Работа в группах.

Объединить учащихся в четыре группы (например: красные, синие, желтые, зеленые). Раздать листы бумаги, предложить нарисовать цветок с пятью лепестками и вырезать его.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни у младших школьников