Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:00, дипломная работа
Цель: выявление и экспериментальное подтверждение педагогических условий формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.
Объектом нашего исследования является процесс формирования здорового образа жизни.
Предметом являются педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.
Введение…………………………………………………...…………………………3
Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания
1.1. Здоровый образ жизни и проблемы его формирования………….......6
1.2. Физическая культура как путь формирования здорового образа жизни школьников …………………………………………………..…………………….13
1.3. Средства физического воспитания по формированию здорового образа жизни ……….…………………….………………….………………………..19
Глава II. Педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания
2.1. Критерии и методы исследования уровня сформированности здорового образа жизни школьников .…………………………………………………….29
2.2. Формирование здорового образа жизни школьников с помощью комплекса средств физического воспитания ...………………………...….….….…..39
Заключение………………………………………………………………………….52
Библиография ………………………............................………................................55
Со снижением уровня двигательной активности в суточном цикле жизни учащихся непосредственно связано ухудшение основных характеристик физического развития и функционального состояния организма - сердечно-сосудистой деятельности, жизненной емкости легких, обмена веществ, мышечной силы и т д. Чтобы придать двигательной деятельности учащихся организованные формы, в режиме учебного дня должны быть предусмотрены мероприятия оздоровительно-гигиенического характера. К ним относятся гимнастика до занятий, физкультурные минутки и паузы, организованное проведение перемен. Гимнастика до занятий имеет огромное значение для формирования здорового образа жизни, так как формирует отношение к утренней зарядке как к норме. Важно формировать у обучающихся понимание того, что каждый день должен начинаться с двигательной активности. Дети должны знать, что сиюминутной пользы от зарядки ждать нельзя. Важен собирательный эффект этих занятий. Комплексы специальных физических упражнений, активизируя все биологические процессы, происходящие в организме, помогают ему быстрее войти в рабочее состояние, оказывают воздействие на все основные группы мышц - плечевого пояса, туловища, ног. Общая нагрузка должна нарастать постепенно (на протяжении нескольких месяцев). Регулируется она главным образом сложностью и количеством упражнений в комплексе, числом повторений, изменением исходного положения, ускорением или замедлением темпа движений [43].
Гимнастика, проводимая регулярно перед уроками в течение 10-15 мин, способствует повышению работоспособности учащихся, активному и организованному началу учебного дня. Она поднимает уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной и других систем организма, развивает у детей силу, ловкость и координацию движений. Лучше всего эту гимнастику проводить на свежем воздухе, и лишь в ненастную погоду - в помещении. Гимнастика до занятий включает общеукрепляющие упражнения, ходьбу, бег, прыжки, игры. Комплекс упражнений рекомендуется обновлять не реже одного раза в месяц [46].
Физкультурные минутки и паузы также важный компонент привития здорового образа жизни у обучающихся, ведь благодаря им у детей формируется устойчивая привычка использовать физические упражнения в качестве отдыха и смены деятельности. Основное назначение физкультурных минут и пауз - средствами активного, деятельного отдыха предупредить переутомление, сохранить умственную и физическую работоспособность, рабочее настроение и самочувствие учащихся. Учитель сам решает, когда прервать урок и начать физкультминутку. Для физкультминутки достаточно 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений и в то же время оказывающих влияние на основные группы мышц. Преобладающее место в комплексе занимают упражнения, связанные с наклоном туловища назад с сильным напряжением мышц спины. Наклоны направо и налево проводятся для предупреждения бокового искривления позвоночника. Ритмические сжимания и разжимания пальцев, потряхивание кистями снимают усталость мышц. В комплексе должно быть упражнение и для мышц нижних конечностей: приседания, переступания с ноги на ногу, прыжки и др. [56].
Организованное проведение перемен еще одна форма формирования здорового образа жизни через создание благоприятных условий для отдыха между уроками. На каждой перемене и в каждой классной комнате открываются фрамуги, форточки или окна, при этом больший эффект дает сквозное проветривание. Осенью и весной в хорошую погоду школьникам лучше находиться на свежем воздухе, а в ненастную погоду и в зимнее время - в рекреациях. Перемены, особенно большие, должны быть заполнены активными и разумными движениями, в форме коллективных игр, спортивных развлечений или аттракционов. Школьники пользуются мячами, скакалками, обручами, упражняются в ходьбе по бревну, лазании по шесту, канату, гимнастической лестнице, водят хороводы и т. д.
Следует учитывать, что на переменах собираются дети различного возраста и физического развития, поэтому желательно игры и развлечения двигательного характера организовывать в разных местах, чтобы учащиеся имели возможность выбора. Игры, устраиваемые на переменах, должны быть в основном знакомы школьникам, простыми по содержанию, с небольшим количеством правил, непродолжительными по времени. Хорошо удаются игры-аттракционы с участием 2-3 человек. Удобны для проведения парные соревнования - поединки «Бой петухов», «Часовой и разведчик», «Перетягивание в парах», игры с элементами волейбола и баскетбола и с применением легких надувных шариков. Игры и развлечения должны заканчиваться организованно за 3-5 мин до начала уроков.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время каникул. Эти мероприятия проводятся на основе широкой инициативы педагогов, детей и родителей [47].
Важной составной частью проведения внеклассных мероприятий является привлечение родителей. Особенно это актуально для обучающихся начальных классов. Участие родителей создает более благоприятные условия для привития правил здорового образа жизни. Поддержка и заинтересованность родителей в развитии двигательной активности создает дополнительную мотивацию к занятиям физической культурой. Кроме того, спортивное мероприятие становится ситуацией успеха для детей и родителей, стимулируют проведение семейных досугов.
Физкультурные досуги и праздники позволяют, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать замечаниями и критикой, а давать возможность испытать приятное ощущение радости от выполненных им движений, радоваться успехам других.
Рассмотрев вопрос о формах физического воспитания по формированию здорового образа жизни, мы пришли к следующим выводам:
- физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни, используется в школе на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания школьников;
-
учебные занятия являются
- занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура позволяют дифференцированно осуществлять процесс физического воспитания, являются одним из путей внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся;
- физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха школьников, что позволяет формировать навыки и привычки здорового образа жизни;
-
массовые оздоровительные,
Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическим процессом, осуществляемым учителями, совместно с родителями и врачом. Данный процесс носить систематический характер. Только тогда он дает положительного результата.
Выводы по I главе
Изучив теоретические основы формирования здорового образа жизни средствами физического воспитания, мы пришли к следующим выводам.
Здоровый
образ жизни – это
Детство самый оптимальный возраст для формирования здорового образа жизни, так как именно в детстве закладываются основные ценности, привычки, жизненные ориентации.
Здоровый образ жизни, являясь индивидуальной системой поведения человека, предполагает выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания: - оптимальный уровень двигательной активности, закаливание, рациональное питание, соблюдение режима и отдыха, личная гигиена, психическая устойчивость, отказ от вредных привычек, безопасное поведение.
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Полифункциональный характер физического воспитания проявляется в том, что - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств личности обучающегося, организация их общественно полезной деятельности, досуга, профилактика заболеваний, физическая и психо-эмоциональная тренировка, зрелище, коммуникация.
Физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни, используется в школе на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания школьников:
-
учебные занятия являются
- занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура позволяют дифференцированно осуществлять процесс физического воспитания, являются одним из путей внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся;
- физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха школьников, что позволяет формировать навыки и привычки здорового образа жизни;
- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление здоровья, формирование положительного отношения к здорового образа жизни.
Воспитание
здорового образа жизни является длительным
педагогическим процессом, осуществляемым
учителями, совместно с родителями и врачом.
Данный процесс носить систематический
характер. Только тогда он дает положительного
результата.
ГЛАВА II. Педагогические условия формирования здорового образа жизни ШКОЛЬНИКОВ средствами
физического
воспитания
2.1. Критерии и методы исследования уровня сформированности здорового образа жизни школьников
Для проведения исследовательской работы по проблеме формирования здорового образа жизни школьников необходимо разработать критерии.
Критерии (от лат. "критериум", что значит "сравнение") - это признак на основании которого производится оценка, определения, классификация чего-либо.
Формирование здорового образа жизни затрагивает разные стороны развития личности, таким образом, мы выделили следующие критерии: когнитивный критерий, мотивационно-потребностный, деятельностный и эмоционально-волевой.
Рассмотрим эти критерии.
Когнитивный критерий предполагает наличие определенных знаний, относительно здорового образа жизни. Данный критерий включает в себя понимание различных сторон знаний о здоровье: гигиенические требования и нормы, основы правильного питания, режим труда и отдыха, двигательная активность и т.д. Кроме того, данный критерий позволяет оценить степень осведомленности о правилах использования различных методов сохранения и укрепления своего здоровья.
Мотивационно-
Деятельностный критерий предполагает наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни. Данный критерий оценивает то, насколько основные положения здорового образа жизни реализуются в поведении, привычках и действиях детей.
Информация о работе Формирование здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания