Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:00, дипломная работа
Цель: выявление и экспериментальное подтверждение педагогических условий формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.
Объектом нашего исследования является процесс формирования здорового образа жизни.
Предметом являются педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.
Введение…………………………………………………...…………………………3
Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания
1.1. Здоровый образ жизни и проблемы его формирования………….......6
1.2. Физическая культура как путь формирования здорового образа жизни школьников …………………………………………………..…………………….13
1.3. Средства физического воспитания по формированию здорового образа жизни ……….…………………….………………….………………………..19
Глава II. Педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания
2.1. Критерии и методы исследования уровня сформированности здорового образа жизни школьников .…………………………………………………….29
2.2. Формирование здорового образа жизни школьников с помощью комплекса средств физического воспитания ...………………………...….….….…..39
Заключение………………………………………………………………………….52
Библиография ………………………............................………................................55
Формирование здорового образа жизни не сводится только к пропаганде или отдельным видам медико-социальной деятельности.
Здоровый образ жизни - основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция здорового образа жизни значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы [35].
Сотрудник сектора социологии ВНИИФК Г.В. Дивина (1993) справедливо отмечала, что понятие «здоровый образ жизни» пока еще не определено, пользующиеся им вынуждены оговаривать, что конкретно они имеют в виду, для того, чтобы быть правильно понятыми Возможно, в скором будущем необходимость в этом отпадет, так как понятие обретет методологическую и концептуальную «униформу» Пока же хотелось бы употребить вместо «здоровый образ жизни» понятие «культурный образ жизни» (цивилизованный, гуманистический), подразумевая, что здоровье неотъемлемо от культурного образа жизни и является не самоцелью, а органичным компонентом развития и совершенствования как общества, так и отдельного индивида [20].
Образ жизни - здоровый, культурный, цивилизованный - реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время.
Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах.
Состояние человека, лежащее между здоровьем и болезнью, совмещает в себе и то, и другое. Еще классик античной медицины Гален назвал его третьим состоянием.
Так же как и болезнь, третье состояние может быть вызвано самыми различными причинами. Современные условия жизни порождают воздействия на организм человека физической, химической, биологической, психической природы, они приводят к так называемым болезням цивилизации. Но, по мнению некоторых ученых, те же воздействия вызывают общие симптомы, свойственные третьему состоянию. Это неврастения, потеря аппетита, раздражительность, головные боли, усталость, сухость кожи и т.д.
В основу здорового образа, по мнению педагога Д.А. Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов:
Здоровый образ жизни - это «типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия» [29, 71].
Сущность здорового образа жизни - обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества [10].
Таким образом структура здорового образа жизни - целостное единство предметно-вещного природного, социокультурного и духовного компонентов социально творимого информационного, энергетического и пластического обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека и общества. Структура здорового образа жизни включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности родового человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно-производственных, агрокультурных, коммуникационных факторов.
Здоровый образ жизни, по мнению ведущих специалистов - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания (Р.Е. Мотылянская, В.К. Велитчснко, Э.Я. Каплан, В.Н. Артамонов) [20; 41; 50].
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) как обновленное научное и бытовое понятие охватывает собой объективную потребность современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека, в физической культуре личности.
Основными составляющими здорового образа жизни являются:
-
оптимальный уровень
-
закаливание, способствующее
- рациональное питание;
- соблюдение режима и отдыха;
- личная гигиена;
- психическая и эмоциональная устойчивость;
-
сексуальное воспитание, профилактика
заболеваний, передающихся
-
отказ от вредных привычек: курения,
употребления алкоголя и
-
безопасное поведение,
Формирование здорового образа жизни - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.
Основными проблемами формирования здорового образа жизни являются:
-
отсутствие системы работы в
данном направлении, которая
-
недостаточная деятельность в
направлении формирования
- недостаточная пропаганда научно-обоснованных способов и методов сохранения здоровья [14; 17; 18; 22].
Стоит отметить, что детство самый
оптимальный возраст для
Рассмотрев вопрос понятия здорового образа жизни, мы пришли к следующим выводам:
Здоровый
образ жизни – это
Здоровый образ жизни, являясь индивидуальной системой поведения человека, предполагает выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания: - оптимальный уровень двигательной активности, закаливание, рациональное питание, соблюдение режима и отдыха, личная гигиена, психическая устойчивость, отказ от вредных привычек, безопасное поведение.
Детство
самый оптимальный возраст для
формирования здорового образа жизни,
так как именно в детстве закладываются
основные ценности, привычки, жизненные
ориентации.
1.2. Физическая культура как путь формирования здорового образа жизни школьников
Здоровый образ жизни - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание [7; 14; 52].
Существует
необходимый и достаточный
«Рациональная форма двигательной активности - такая двигательная активность, которая обеспечивает необходимые и достаточные показатели физического развития и физической подготовленности, физической готовности к выполнению основных социальных функций, высокую профессионально-трудовую работоспособность, относительно низкую утомляемость в процессе и циклах труда, устойчивость внутренней среды организма, прочное здоровье и низкую заболеваемость в стандартных и меняющихся условиях труда и быта» [28, 8].
Важным компонентом рациональной двигательной деятельности является физкультурно-спортивная двигательная деятельность человека, которая характеризуется ее объемом - количеством времени, затраченного на занятия физической культурой и спортом за определенный календарный цикл - сутки, неделю, месяц, год; интенсивностью занятий, измеряемой показателями физической нагрузки на организм, потреблением кислорода на килограмм веса человека; распределением физкультурно-оздоровительных занятий в календарном цикле; содержанием средств, используемых в занятиях, и способом их применения [24].
Рациональный, удовлетворяющий биологические потребности организма двигательный режим повышает устойчивость организма к воздействиям внешней среды, в том числе различных неблагоприятных и критических факторов, способствует повышению общей и специфической работоспособности (М.И. Виноградов, Н.В. Зимкин, З.М. Золима, А.В. Коробков, С.Л. Косило», В.В. Михайлов, И.В. Муранон, К.Л. Хайрова и др.) [14; 15; 20].
По мнению философа И.М.Быховской, физическая культура может стать элементом образа жизни людей, стать неотъемлемой частью культуры лишь тогда, когда человеческое тело осознается обществом, группой, индивидом как некоторая ценность или самоценность, как объект социально и индивидуально значимого характера [7].
Русские ученые, врачи и педагоги стремились дать естественнонаучное обоснование единства физического воспитания и основ здоровья. Так, академик А.П. Протасов в 1765 г. выступил в Академии наук с докладом «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для здоровья» [42]. Профессора П.А. Загорский и М.Я. Мудров, русский врач К.И. Грум-Гржимайло в своих исследованиях утверждали, что физические упражнения являются важным средством сохранения здоровья, укрепления организма, закаливания. В этот период значительную роль в физическом воспитании и оздоровлении детей, начиная с раннего детства, играли педагогическая деятельность и труды известного русского просветителя II.И. Новикова, который впервые в России ввел понятие «физическое воспитание». В своем педагогическом сочинении «О телесном или физическом воспитании» он рекомендовал начинать физическое воспитание с грудного возраста (закаливание, питание, режим дня, одежда, физические упражнения, подвижные игры, танцы) [7].
В XIX в. взаимосвязь здоровья и физического воспитания убедительно подтверждалась экспериментальными данными. И.М. Сеченов первым в мировой физиологической науке показал наличие прочной связи между деятельностью центральной нервной системы и мышечными движениями [39].
Опираясь на исследования ученого и его последователей, П.Ф. Лесгафт заложил научные основы физического воспитания в России, создал первое учебное заведение по подготовке воспитателей и руководительниц физического воспитания. В учении П.Ф. Лесгафта умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять единую нераздельную задачу школы. Цель физического воспитания, по мнению П.Ф. Лесгафта, состоит в том, чтобы научить детей изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управляя ими, приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с большей ловкостью и настойчивостью [34]. Учение П.Ф. Лесгафта, с его учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, стало отправной точкой в поисках подходов к занятиям физической культурой с целью получения максимальных результатов в области здорового образа жизни.
Информация о работе Формирование здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания