Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:00, дипломная работа
Цель: выявление и экспериментальное подтверждение педагогических условий формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.
Объектом нашего исследования является процесс формирования здорового образа жизни.
Предметом являются педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.
Введение…………………………………………………...…………………………3
Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания
1.1. Здоровый образ жизни и проблемы его формирования………….......6
1.2. Физическая культура как путь формирования здорового образа жизни школьников …………………………………………………..…………………….13
1.3. Средства физического воспитания по формированию здорового образа жизни ……….…………………….………………….………………………..19
Глава II. Педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания
2.1. Критерии и методы исследования уровня сформированности здорового образа жизни школьников .…………………………………………………….29
2.2. Формирование здорового образа жизни школьников с помощью комплекса средств физического воспитания ...………………………...….….….…..39
Заключение………………………………………………………………………….52
Библиография ………………………............................………................................55
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КИСЕЛЕВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Выпускная
квалификационная работа
Выполнила:
студентка группы ФК - 41
специальность 050720
Выходцева
И.А.
Работа допущена
к защите « ___» ________
2011г.
Зам. директора
по УМР _________
Работа защищена
с оценкой _________
Киселевск
2011
Введение…………………………………………………...
Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания
1.1.
Здоровый образ жизни и
1.2.
Физическая культура как путь
формирования здорового образа жизни
школьников …………………………………………………..…………………….
1.3.
Средства физического воспитания по
формированию здорового образа жизни
……….…………………….………………….………………………
Глава II. Педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания
2.1. Критерии и методы исследования уровня сформированности здорового образа жизни школьников .…………………………………………………….29
2.2.
Формирование здорового образа
жизни школьников с помощью комплекса
средств физического воспитания ...………………………...….….….…..39
Заключение……………………………………………………
Библиография
……………………….....................
Приложения
Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее нашей страны. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. Обеспечение здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе.
По данным Минздрава России, в стране лишь около 14 % здоровых детей, 35 % больных и 50 % с различными отклонениями в здоровье. В то же время у 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, около 70 % детей страдают от гипокенезии, 30 % имеют отклонения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах [5; 17; 18; 22]. На сегодняшний день сохранение здоровья детей в процессе обучения и воспитания является одним из главных направлений реформирования системы образования [1].
Одна из причин неблагополучия в здоровье детей и подростков состоит в низком уровне двигательной активности, которая является решающим фактором сохранения и укрепления здоровья, незаменимым универсальным средством профилактики заболеваний и замедления процессов старения организма [3; 8; 11].
Можно констатировать, что в настоящее время выявлено противоречие между объективной потребностью в целенаправленном формировании навыков активного образа жизни школьников, и недостаточной деятельностью образовательных учреждений в данном направлении.
Стоит отметить, что сегодня многие школы готовы осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию здорового образа жизни детей через формы и методы физического воспитания. В педагогической практике вопросы оздоровления через организацию оптимальной двигательной активности интересуют многих педагогов. Но если теоретические проблемы здорового образа жизни раскрыты многими исследователями, наблюдается еще дефицит исследований в области практических форм и методов формирования навыков здоровой жизнедеятельности у обучающихся средствами физической культуры.
Существует противоречие между содержанием физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, учитывающих часто лишь физическое развитие ребенка и современными требованиями к физкультурно-оздоровительной деятельности. Данное противоречие требует проведения специальных исследований для повышения эффективности процесса формирования навыков ведения здорового образа жизни школьников в процессе занятий физической культурой.
Цель: выявление и экспериментальное подтверждение педагогических условий формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.
Объектом нашего исследования является процесс формирования здорового образа жизни.
Предметом являются педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.
Гипотеза: Формирование здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания будет более эффективным, если реализуются следующие педагогические условия:
- используются возможности программы обучения по физической культуре;
- разработан и используется комплекс внеурочных форм физического воспитания;
- обеспечивается добровольное включение школьников в разные внеурочные формы физического воспитания;
Для
доказательства данной гипотезы необходимо
решить следующие
задачи:
1. Выявить теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.
2. Составить на основе методической литературы комплекс внеурочных форм физического воспитания.
3. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни средствами физического воспитания.
Методологической основой нашего исследования является: положения теории и методики физического воспитания для детей оздоровительной направленности (В.М. Баранов, Ю.А. Виноградов, П.Ф. Лесгафт и другие).
В исследовании
нами применялись следующие методы научного
исследования: анализ психолого-педагогической
и научно-методической литературы, нормативно-правовых
актов, анкетирование и тестирование.
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования
здорового образа жизни школьников
средствами
физического воспитания
1.1. Здоровый образ жизни и проблемы его формирования
«Здоровый образ жизни — поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья» [14, 11]. Укрепление же здоровья — «мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия» [14,14].
Отечественными учеными отмечалось, что здоровый образ жизни выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний - первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, А.В. Сахно, Т.Н. Сулпмцев, В.Д. Чепик, А.С. Чубуков и др.) [5; 15; 20;] . Здоровый образ жизни зависит от:
- объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
- конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
- системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ [19].
До
недавнего времени под «
«Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой - важнейшая задача любого цивилизованного общества» [20, 184] .
Под здоровым образом жизни понимается «деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой» [30, 12].
Выделяют три основных компонента здорового образа жизни: 1) объективные общественные условия; 2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни; 3) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность (Ю.В. Валентик, А.В. Мартыненко, В.А. Полесский и др.) [10; 15;40; 41;].
Ю.П. Лисицин и Г.И. Царегородцев дают следующее определение: «Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни» [30, 5]. Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях.
Достаточно полно понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) рассматривается в работах педагогов и психологов. Так, М. Я. Виленский определяет это понятие как типичную совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, объединяющей нормы, ценности, смыслы регулируемой ими деятельности и ее результаты, укрепляющие адаптивные возможности организма, способствующие полноценному выполнению учебно-трудовых, социальных и биологических функций [13].
Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирования здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.
Информация о работе Формирование здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания