Формирование учебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть пути совершенствования формирования учебной деятельности младших школьников.

Задачи квалификационной работы:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть способы развития и стимулирования учебной мотивации младших школьников;
- раскрыть механизмы воспитания внимания, мышления, наблюдательности, организованности младших школьников;
- сформулировать методические рекомендации по формированию учебной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………….с. 3-4

Глава I. Теоретические основы формирования учебной
деятельности младших школьников………………………………………..с. 5-23
1.1. Деятельность как психолого-педагогическое явление…………с. 5-10
1.2. Характеристика учебной деятельности………………………....с. 10-18
1.3. Общие подходы к формированию учебной деятельности …….с. 18-22
Выводы по первой главе………………………………………………с. 22-23

Глава II. Практические аспекты формирования учебной
деятельности младших школьников………………………………………..с. 24-46
2.1. Формирование мотивационного компонента учебной
деятельности………………………………………………………………….с. 24-28
2.2. Формирование операционного компонента учебной
деятельности………………………………………………………………….с. 28-43
2.3. Методические рекомендации по формированию
учебной деятельности младших школьников……………………………...с. 43-46
Выводы по второй главе………………………………………………с. 46

Заключение…………………………………………………………….с. 47-48

Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Методические_рекомендации_по_формированию_учебной_деятельности_м.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

б)  разъяснение смысла отдельных понятий  с опорой на показ и практические действия (право-лево, начало и конец книги (тетради), группы и др.);

в)  игры типа «Помоги выбрать ... (учебные  принадлежности; инструменты; все, что нужно для...)», «Найди, что изменилось» (уроки чтения, письма, математики, труда, рисования);

г) игры, основанные на принятии новой  социальной роли (учителя, хорошего ученика, мамы, малыша и т. д.) и выполнении действий в соответствии с нею (уроки в пропедевтический период в первом классе, во внеурочное время).

На  втором этапе школьникам давалось представление  о цели и способе выполнения каждого конкретного действия. Для этого на материале учебных предметов, включенных в процесс эксперимента, демонстрировался и разъяснялся образец действия, создавались ситуации, требующие выполнения того или иного действия; использовались сюжетные картины (динамические, имеющие фон и съемные элементы, и статические).

Процесс обучения использованию того или  иного действия осуществлялся в рамках третьего этапа на конкретном учебном материале и под контролем учителя. Он предполагал актуализацию знаний детей, усвоенных ранее. Кроме тренировки операционной стороны конкретного учебного действия, учениками осуществлялось дальнейшее закрепление усвоенных понятий, формировалось осознанное выполнение учебных действий, согласно их назначению и конкретной ситуации обучения.

Для достижения поставленной цели использовались два вида заданий. В первом случае формируемое действие являлось основным предметом усвоения. Например, основная цель урока чтения в первом классе на тему «Репка» состояла в обучении детей умению пользоваться картинным планом. Методами реализации этой цели стал пересказ сказки по плану совместно учителем и учениками, а также инсценировка сказки.

Во  втором случае формируемое действие использовалось для усвоения учебного материала. Для иллюстрации мы предлагаем задание, направленное на формирование начальных логических операций на уроке чтения.

Обучение грамоте. 1 -и класс.

Тема: Звук и буква «X». Чтение открытых и закрытых слогов.

Цель: Учить различать открытые и закрытые слоги.

Повторить чтение слогов вслух и «по себя». Учить выделять общие и отличительные признаки, находить существенные признаки сходства и различия. Учить производить элементарное обобщение.

Задание: Прочитай слоги. Найди среди них лишний слог. Объясни свой выбор.

Речевой материал: МА   ХО   СУ   ОМ   ХА

 

Чтение, 2 класс.

Тема: Знакомство с особенностями загадок.

Цель: 1. Формировать представления учащихся о загадках как о жанре.

2. Учить находить сходные и отличительные  признаки стихотворений и загадок.

3. Учить определять способы загадывания предметов, устанавливать ассоциативные связи и проводить сравнение предметов.

4. Формировать заинтересованность  детей в выполняемой работе.

План урока:

1.  Организационный момент.

2.  Работа над темой.

Сегодня мы с вами познакомимся с интересными стихами. Они немножко не такие, как обычные стихотворения. Что отличает их от обыкновенных, мы должны догадаться сами.

А) Прочитайте стихи, написанные на доске. Найдите, чем они друг от друга отличаются.

Ручка по полю ходила — 

Своим клювиком водила.

Строчку оставила,

Точку поставила.

 

О чем говорится в этом отрывке?

Что говорится о ручке?

Как можно назвать этот текст? (Стихотворение)

Стальной  конек по белому полю бегает. За собой  черные следы оставляет.

О чем здесь говорится?

Как мы догадались?

Что говорится о ручке?

С чем она сравнивается?

Почему?

Как можно назвать этот текст? (Загадка.)

Чем первое стихотворение отлагается от второй загадки?

Б) Прочитайте следующие два отрывка.

Найдите стихотворение и загадку. Обоснуйте свое мнение.

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След  за ним был тоже бел.

Оказалось — это мел.

Белый камешек растаял,

На  доске следы оставил.

Как вы догадались, что это мел?

С чем его сравнили?

Чем он похож на камешек?

Чем от него отличается?

Чем же загадка отличается от стихотворения?

В) Во многих загадках сравниваются разные предметы. Давайте и мы попробуем составить загадку о карандаше. Рассмотрите карандаш и палочку.

Чтобы составить загадку, мы заполним специальную  таблицу. В первой графе мы запишем, чем палочка похожа на карандаш. Во второй — чем она от него отличается.

 

СХОДСТВО

Тонкий, деревянный,

как палочка....

ОТЛИЧИЕ

Но  имеет грифель.

И писать умеет.


 

3. Итог урока.

Что же такое загадка? — Это стихотворение  или красивое предложение, в котором предмет описывается, но не называется. Нам самим нужно догадаться, о чем рассказывает загадка.

Перечисленные варианты работы не исчерпывают всего  разнообразия возможных способов формирования учебной деятельности. Они лишь очерчивают некий возможный круг работы учителя, направленной на формирование учебной деятельности школьника.

 

2.3. Методические  рекомендации по формированию  учебной деятельности младших школьников

 

1. В процессе формирования учебной деятельности младших школьников необходимо особое внимание обращать на формирование таких структурных компонентов учебной деятельности, как мотивационный и операционный.

 

 

2. В исследованиях, посвященных учебной деятельности школьников предлагаются следующие направления работы по ее формированию и активизации.

1).  Формирование мотива деятельности:

а) формирование познавательной потребности;

б) формирование стойких познавательных интересов.

2).  Формирование системы знаний и умений на основе самоуправления процессом учения:

а) формирование интеллектуальных умений, связанных с переработкой информации;

б)  формирование умений планировать, организовывать и контролировать свою деятельность.

 

 

3. В рамках первого направления предлагаются следующие этапы работы:

1).  Подготовка условий (создание благоприятных условий и атмосферы обучения; усвоение детьми определенных знаний и умений).

2).  Создание положительного отношения к предмету.

3).  Организация систематической поисковой творческой деятельности, в процессе которой формируется интерес.

4).  Постановка проблемных ситуаций, при решении которых в процессе деятельности возникают новые неисчерпаемые вопросы.

 

 

4. Реализация второго направления базируется на представлениях о специфике формирования действий, которое рассматривается в связи с практической, осознанной, целенаправленной деятельностью самого обучающегося. Результаты многочисленных исследований разных видов деятельности показали, что формирование всех видов действий протекает по единым закономерностям. Оно включает переход от внешних ориентировок, складывающихся в процессе практической деятельности ребенка, к их внутренним формам. В основе этого процесса должно лежать понимание учеником взаимосвязи между целью деятельности, условиями и способом ее выполнения. Поэтому формированию действий обязательно должно предшествовать обучение принятию целей, поставленных учителем, ознакомление с условиями и возможными способами выполнения данной деятельности. Наиболее эффективно этот процесс протекает в условиях систематического обучения.

 

 

5. В рамках определенных условий средства активизации учебной деятельности реализуются через методы и приемы обучения. В частности, организационные методы преподавания; методы включения и стимуляции; методы осуществления и контроля деятельности; информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), репродуктивный, эвристический, метод проблемного изложения материала и исследовательский метод; информационно-репродуктивные, информационно-поисковые и руководства исследовательской деятельностью учащихся.

 

 

6. Условия формирования активной и осознанной учебной деятельности применительно к обучению детей:

- формирование у школьников полноценных познавательных потребностей, мотивов и интересов, а также системы знаний, умений и навыков, связанных с организацией деятельности;

- совершенствование ситуации обучения путем создания положительной эмоциональной обстановки и отношения к предмету, вариативности способов предъявления учебной задачи, реорганизация работы над учебным материалом;

- повышение качества используемого дидактического материала;

- широкое применение принципа индивидуального и дифференцированного подхода в классной и внеклассной работе. Реализация этих условий возможна через содержание обучения, деятельность учителя (методы и приемы обучения) и деятельность ученика (формы организации учения).

Основными методами формирования и активизации  учебной деятельности в большинстве работ рассматриваются:

- проблемное обучение,

- самостоятельные работы,

- использование программированных заданий, алгоритмов,

- использование технических средств.

 

 

7. Учащихся начальных классов необходимо стимулировать на совершенствование способа действий в ходе деятельности:

- способность свободно и самостоятельно переключаться с одного вида деятельности на другой,

- умение переносить полученные умения в новые условия,

- способность самостоятельно видеть сходство и различия в заданиях и использовать это в своей работе.

 

Выводы по второй главе

1. Таким образом, формирование мотивации учения предполагает в первую очередь создание положительного эмоционального фона обучения, нейтрализацию негативных представлений и предыдущего опыта обучения или воспитания, организацию ситуаций обучения, вызывающих интерес детей и в дальнейшем формирование понимания общественного и личностного значения учебной деятельности.

2. В этой работе большое значение имеет особая организация взаимоотношений учителя и ученика в процессе обучения, доброе и внимательное индивидуальное отношение к каждому ребенку со стороны учителя, установление контакта и взаимопонимания с семьей ребенка, формирование уважительных, дружеских отношений в коллективе одноклассников.

3. С самого начала обучения учителю необходимо особое внимание обращать на формирование мотивационной стороны деятельности ребенка. Делать это можно через: содержание учебного материала; организацию учебной деятельности детей (особые формы организации процесса обучения: игры, экскурсии, предметные уроки и др.); чередование фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы на уроке и во внеурочное время);  оценочную деятельность и другие методы стимуляции активности; стиль педагогического общения учителя и его личность как педагога в целом.

Работа по формированию мотивации представляет собой поэтапный процесс. Его реализация требует систематической, планомерной работы.

4. Работа по формированию операционного компонента деятельности должна начинаться с самого начала обучения ребенка в школе и быть последовательной и систематичной. Практика обучения детей предполагает одновременное формирование поведенческих, общих учебных действий и начальных логических операций, связанное с работой по решению образовательных задач обучения (усвоения программ учебных дисциплин).

Заключение

 

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, направленное, прежде всего, на формирование учебной деятельности, в том числе младших школьников.

В основе учебной деятельности лежат познавательные потребности, мотивы и интересы. Сила мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности: постоянное нарастание силы познавательной мотивации приводит к улучшению результативности учебной деятельности. Именно с познавательной мотивацией, в частности с познавательными интересами, связывают продуктивную творческую активность личности в процессе обучения.

Формирование мотивации учения предполагает в первую очередь создание положительного эмоционального фона обучения, нейтрализацию негативных представлений и предыдущего опыта обучения или воспитания, организацию ситуаций обучения, вызывающих интерес детей и в дальнейшем формирование понимания общественного и личностного значения учебной деятельности.

Информация о работе Формирование учебной деятельности младших школьников