Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть пути совершенствования формирования учебной деятельности младших школьников.
Задачи квалификационной работы:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть способы развития и стимулирования учебной мотивации младших школьников;
- раскрыть механизмы воспитания внимания, мышления, наблюдательности, организованности младших школьников;
- сформулировать методические рекомендации по формированию учебной деятельности младших школьников.
Введение……………………………………………………………….с. 3-4
Глава I. Теоретические основы формирования учебной
деятельности младших школьников………………………………………..с. 5-23
1.1. Деятельность как психолого-педагогическое явление…………с. 5-10
1.2. Характеристика учебной деятельности………………………....с. 10-18
1.3. Общие подходы к формированию учебной деятельности …….с. 18-22
Выводы по первой главе………………………………………………с. 22-23
Глава II. Практические аспекты формирования учебной
деятельности младших школьников………………………………………..с. 24-46
2.1. Формирование мотивационного компонента учебной
деятельности………………………………………………………………….с. 24-28
2.2. Формирование операционного компонента учебной
деятельности………………………………………………………………….с. 28-43
2.3. Методические рекомендации по формированию
учебной деятельности младших школьников……………………………...с. 43-46
Выводы по второй главе………………………………………………с. 46
Заключение…………………………………………………………….с. 47-48
Список литературы……………………………………………………
Применительно к ситуации начального обучения можно говорить о том, что дети, испытывающие положительные эмоции по отношению к ситуации обучения, желающие посещать школу и учиться, понимающие, для чего они это делают, успешнее справляются с учебными заданиями: меньше сил затрачивают на усвоение материала, легче справляются с упражнениями, спокойнее выполняют контрольные задания.
Именно поэтому с самого первого момента обучения учителю необходимо особое внимание обращать на формирование мотивационной стороны деятельности ребенка. Помочь в этом может:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности детей (особые формы организации процесса обучения: игры, экскурсии, предметные уроки и др.);
- чередование фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы на уроке и во внеурочное время);
- оценочная деятельность и другие методы стимуляции активности, применяемые в процессе обучения данной группы детей;
- стиль педагогического общения учителя и его личность как педагога в целом (гибкость, способность к эмпатии, неформальность в общении, уверенность в себе, уравновешенность, превалирующий положительный эмоциональный фон настроения и т. д.).
В целом работа по формированию мотивации представляет собой поэтапный процесс. Его реализация требует систематической, планомерной работы. Вместе с тем реализация описанных ниже этапов не требует от педагога значительных затрат времени и, следовательно, не нарушает обычного течения процесса обучения. От учителя требуется лишь взглянуть на традиционную организацию своей работы с точки зрения ее модернизации согласно задачам формирования мотивационного компонента учебной деятельности.
Подготовительный этап предполагает установление контакта педагога с классом. Особое значение он приобретает в начале обучения, т. е. в момент первых встреч класса и учителя.
Основными направлениями работы на данном этапе являются:
Формирование у школьников понимание руководящих функций учителя в процессе обучения.
1. Проявление к детям ровного, дружелюбного отношения.
2.
Формирование в классе
3. Достижение взаимопонимания в отношениях учителя с родителями.
4.
Установление отношений
Первый этап связан с началом обучения, введением новой учебной дисциплины, переходом к новой теме. На этом этапе важно добиться возникновения положительного рабочего настроя, обеспечивающего формирование учебной мотивации. Здесь возможны различные подходы: учитель может использовать каждое из предложенных ниже направлений самостоятельно или весь комплекс вместе. Выбор зависит от конкретной ситуации обучения, особенностей детей, целевых установок учителя.
Направления работы на первом этапе:
1.
Обеспечение ярких
2.Создание ситуации для проявления желания узнать что-то новое, полнее познакомиться с изучаемыми явлениями, увидеть перспективы своей работы.
3. Формирование представления о личной значимости изучаемого материала для ребенка (его положения в классе, успешности в обучении, адаптации в жизни и т. д.).
Второй этап предполагает закрепление возникшей мотивации в процессе взаимодействия учителя и учеников в процессе решения конкретных учебно-познавательных задач.
Направления работы на втором этапе:
1.
Формирование
2.
Введение самостоятельных
3.
Использование элементов или
имитации поисковой
Третий этап предполагает формирование мотивации завершения и связан с итогом конкретного занятия, повторением в конце четверти, подготовкой итоговых внеклассных мероприятий, участием в четвертных, годовых,, диагностических контрольных работах.
Направления работы на этом этапе:
1.
Обеспечение формирования у
2. Формирование позитивного настроя на дальнейшую деятельность.
3.
Формирование адекватного
4.
Привитие умения адекватно
На формирование учебной мотивации большое влияние оказывает привлечение родителей к участию в жизни ребенка, установление доверительных товарищеских отношений между родителями и учителем, формирование у школьника положительного отношения к учителю и его встречам с родителями. Для этого, наряду с родительским собраниями, полезно организовывать анкетирование родителей, экскурсии по школе, знакомство с информационными проспектами (сборником, информационными папками, стендами, посвященными школе), групповые и индивидуальные консультации классного руководителя и специалистов, участие родителей в учебной и внеклассной работе.
Создание полноценного коллектива одноклассников предусматривает формирование навыков общения школьников и доброжелательного отношения детей друг к другу. Работу в этом направлении значительно осложняет разнообразие нарушений общения и эмоциональной сферы детей, а также характер семейного воспитания. Для их преодоления необходимо сформировать у ребенка желание участвовать в коллективных мероприятиях, научить доброжелательному отношению к одноклассникам и учителям, развить потребность делить свои успехи и неудачи с друзьями.
Положительное влияние в этом направлении оказывает организация учебной работы на уроках и при подготовке домашних заданий в парах (с постоянным и меняющимся составом), использование групповой организации учебного труда и коллективной деятельности школьников. Действенными в этом плане являются: выполнение коллективных работ на уроках труда и рисования, совместное изготовление наглядных пособий для уроков, подготовка к проведению открытых уроков, праздников, выставок детских работ.
Использование изобразительной деятельности учащихся также позволяет решать задачу развития представлений учащихся о школе и формировать положительную мотивацию и дружный коллектив класса. Для этого полезно проводить уроки, объединенные в единый тематический комплекс, включающий уроки по различным учебным дисциплинам. Работы, выполненные учащимися на этих уроках, могут объединяться в сборники или тематические выставки.
Объединяющим звеном всей вышеописанной работы должен стать учет типологических и индивидуальных особенностей детей. Поэтому в работе большое внимание следует уделять подбору заданий, соответствующих возможностям детей, использованию предпочитаемой детьми деятельности, своевременному, желательно предварительному, оказанию им помощи и формированию у самих детей умений помогать и обращаться за помощью к учителю, детям, учебнику, справочной литературе и т. д.
2.2. Формирование операционного компонента учебной деятельности
Современный педагогический взгляд на задачи обучения ориентирует учителя на формирование у ребенка умения учиться, т. е. умения получать знания и использовать их в самостоятельной учебно-познавательной деятельности. В основе решения этой задачи лежит проблема формирования у ребенка комплекса действий, обеспечивающих получение знаний.
В существующей системе обучения ведущей является коллективная форма обучения, в процессе которой учащиеся взаимодействуют с учителем и друг с другом. Этот процесс формализован, т. е. протекает по определенным четким правилам, которых должны придерживаться все участники процесса. Эти правила касаются и поведения, и действий с определенными учебными объектами. Кроме того, в основе учебно-познавательного процесса лежат мыслительные операции, позволяющие анализировать, сравнивать, классифицировать учебные объекты. Для того чтобы ребенок имел возможность «добывать» и «применять» знания, необходимо научить его выполнять действия, реализующие правила организации обучения. Это комплекс базовых учебных действий, о которых мы говорили выше.
Подробнее остановимся на некоторых возможностях формирования операционного компонента учебной деятельности младших школьников.
Формирование поведенческих учебных действий
Первые дни пребывания детей в школе в значительной мере посвящаются ознакомлению и овладению этой группой действий, так как владение ими является необходимым условием реализации формальной стороны учебной деятельности. Используемые задания носят практический и часто игровой характер, что позволяет заинтересовать детей, показать доступность заданий для каждого ученика, создать ситуации, облегчающие общение детей друг с другом и с учителем. Эти задания призваны облегчить переход ребенка с игровой на учебную деятельность. Поэтому продуктивными формами обучения являются игровые занятия, в основе которых лежит имитационная игра или игра с правилами, имеющие характер тренинга. Именно они и составляют основу работы по формированию поведенческих учебных действий.
Приведем некоторые примеры заданий, способствующих формированию умения выполнять правила поведения ученика в процессе обучения (реализовывать поведенческие учебные действия).
Игра-стихотворение
Цель: Закрепление умения ориентироваться в пространстве класса, а также умения вычленять в потоке речи инструкцию и выполнять ее.
Ход игры: Учитель рассказывает стихотворение, а ребята выполняют действия, указанные в нем.
Мы вошли в просторный класс.
Начался урок у нас.
Нам учитель задает разные задания.
Выполняем дружно их —
Мы полны внимания.
Леня, встань, к доске иди. Маша, двери затвори.
А Наташа, на столе собери тетрадки.
У окошка на полу
Все у нас в порядке?
…
Мы поднимем руки вверх.
Все присядем к полу.
И
задания опять выполнять
Первую часть приведенного стихотворения можно использовать на начальном этапе урока для формирования у детей настроя на урок. Все целиком стихотворение позволяет в такой форме привести физкультминутку. Кроме того, игры-стихотворения могут использоваться для формирования умения слушать.
Игра «Для кого звенит звонок»
Цель: Учить выполнять действия, связанные со звонком на урок/ с урока.
Ход игры: Вы слышали, как звенит звонок? Он звенит для хороших учеников, зовет их на урок. Давайте и мы научимся быть хорошими учениками. Для этого нужно быстро, но спокойно подойти ко мне, как только вы услышали звонок, и построиться у класса. Представьте, что сейчас перемена, и вы играете. Скоро прозвенит звонок…
Учитель дает звонок, дети строятся у класса. Игра повторяется несколько раз.
Аналогично организуются игры по обучению детей выходить из класса. Однако в этом случае необходимо ввести дополнительное условие: выходить из класса можно только после слов учителя: «Урок окончен. Выйдите, пожалуйста, из класса». Кроме того, эти игры можно объединить, обучая дифференциации звонка к началу и концу урока.
Игра «Отвечалочка»
Цель: Научить правильно проявлять желание ответить на уроке.
Инструкция:
1 вариант: Передо мной лежат разные интересные вещи. Я не знаю, как они называются. Давайте я покажу вам эти вещи. Если вы знаете, как называется предмет, и хотите ответить, поднимите руку. Вот так (показ).
2 вариант: Вы принесли в школу свои любимые игрушки. Мы их положили в приготовленный для них ящик. Я не знаю, чьи это игрушки. Я покажу их вам. Если вы узнаете свою игрушку, поднимите руку и расскажите нам о ней.
Характерной особенностью поведенческих учебных действий является относительно легкое их формирование. В дальнейшем они лишь требуют постоянного контроля и стимуляции их выполнения со стороны взрослого. В этой связи целесообразно использовать стимуляцию выполнения действий, основанную на стремлении детей к положительной оценке взрослого. Можно использоваться, например, такое обращение к классу: «Поднимите руки, как хорошие ученики. Я бы так хотела видеть в классе только хороших детей».
Формирование общих учебных действий
От особенностей владения этой группой действий, так же как и предыдущей, во многом зависит успешность включения ребенка в учебную деятельность, так как они составляют ее внешнюю сторону. Поэтому ряд общих учебных действий (умение владеть учебными принадлежностями, организовывать рабочее место, работать в едином темпе, следовать правилу, инструкции и др.) формируется одновременно с поведенческими действиями. Для этого используются игры-тренинги («Наведи порядок на столе», «Укажи, что не в порядке»), серии заданий для ориентировки в тетрадях и учебниках и т.д.
В группу общих учебных действий входят действия, формирование которых требует длительного времени. Так, при формировании умения включаться в деятельность одним из эффективных способов является постоянное использование в определенных ситуациях заданий, интересных для детей. Например, на первом уроке в понедельник в течение всего времени обучения показываются любимые детьми диафильмы и читаются книги.
Для формирования умения вступать в контакт и работать в коллективе используются задания, рассчитанные на работу в паре и группе. Например, на уроках чтения предлагается чтение и пересказ по ролям. Первоначально ведущая роль принадлежит учителю, затем она переходит к более сильным ученикам. По мере овладения этим видом работы ведущие роли могут выполнять и самые слабые учащиеся. Поэтому необходимо отметить положительное влияние на эффективность работы совместной деятельности учителя и учащихся.
Информация о работе Формирование учебной деятельности младших школьников