Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования
Определить систему работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования
1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2.Выявить возможности старшего дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА I. Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности……………………………………………………………….6
§1.1 Понятие «основы безопасности жизнедеятельности»…………………..6
§1.2 Основы безопасности жизнедеятельности для детей. История исследуемой проблемы………………………………………………………….9
§1.3Работа по формированию у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности………………………………………………………………15
ГлаваIII.Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….19
§2.1Констатирующий эксперимент.Определение уровня детей по основам безопасности жизнедеятельности………………………………………….…19
§2.2Формирующий эксперимент. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников……………………………….21
§2.3Контрольный эксперимент. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности………………………….44
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы……………………………………………………………….47
Приложения……………………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 138.51 Кб (Скачать)

-Какого  цвета пожарная машина и почему? Что есть у пожарной машины? Пожарная лестница предназначена  для подъема пожарных на этажи  горящих зданий, через окна, балконы,  а также для работы на крышах. Что такое пожарные рукава? Трубы,  по которым пожарные качают  воду(они длинные, по нему можно  подавать воду издалека). что такое  ствол и как им пользуются? Это металлическая трубка особого  устройства. Она присоединяется  к рукаву. Они тяжелые, их держат  руками. В чем пожарные перевозят  воду? Воду перевозят в автоцистерне. В ходе беседы показываю детям  картинки на эту тему. Какой  враг у пожарного, кроме огня  и как с ним бороться? Это  дым. Пожар небольшой, а войти  в помещение невозможно - нечем  дышать. Поэтому пожарные возят  с собой кислородные баллоны.

Провела конкурс рисунков «Хочу быть пожарным», «Пожарная машина», « Сумей справиться с огнем», оформили альбом «Спичка-невеличка, а вред от нее большой». Прочитали  стихотворение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар». Провела  настольную игру «Составь целое из части».

С детьми совершили  экскурсию по детскому саду. Познакомила  детей с понятием «путь эвакуации», объяснила его значение. В ходе экскурсии показала детям пути эвакуации, познакомила с противопожарным  инвентарем (огнетушитель, лопата, ведро, лом, топор). Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, мужественными, находчивыми, решительными.) Провела практическое занятие по отработке навыков  эвакуации из детского учреждения. [23, c.71] Дала специальный сигнал и объявила «Пожарная тревога», и мы с детьми по всем правилам вышли из детского сада. Дала детям задание: используя план-схему, ориентироваться в пространстве.

 Провела игру «Кто быстрее преодолеет препятствие и спасет от огня игрушку». (Дети разделяются на две команды, выстраиваются друг за другом.)

 Игра «Что нужно при пожаре». Участники выстраиваются друг за другом. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или их изображения, связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель, лопата, лом, песок, вода в ведерке, лестница, одеяло).

 Игра «Кто быстрее оденется». Команды строятся за линией старта, впереди поставлены 2 чемодана, с одинаковым набором предметов (каска, куртка, сапоги). По сигналу ведущего игрок каждой команды подбегает к чемодану, открывает его, одевается и бежит к линии старта. Там снимает одежду и передает следующему, который одевшись бежит к чемодану, снимает и складывает в чемодан.

 Эстафета « Тушение пожара». В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой». Он должен пробежать по скамейке, пролезть в «окно» (обруч), преодолеть расстояние, перешагивая через предметы, «вылить воду» и вернуться бегом обратно.

 Эстафета «Задымленный коридор». Участники каждой команды выстраиваются перед своим туннелем, по очереди ползут по нему, затем бегом возвращаются назад.

Организовали  сюжетно-ролевую игру «Мы пожарные», «Служба спасения». Сделали постановку спектакля «Кошкин дом». Рассмотрели  плакаты, иллюстрации по теме «Пожар».

Провела итоговое занятие, где выявила уровень  усвоенности детьми правил пожарной безопасности, умения выбирать правильный выход из создавшейся ситуации. В  ходе занятия обыграли ситуации:

- Ты дома один. Загорелся телевизор. Что делать?

- На сковороде загорелось масло, твои действия?

- На тебе загорелась одежда, как поступить?

- В детском саду возник пожар, твои действия?

Дала  детям задание на дом вместе с  родителями: зарисовать зоны особой опасности  в вашей квартире, придумать модели ситуаций, которые могут вызвать  пожар в доме.

 

Проработка напраления «Безопасность в быту.»

В ряде зарубежных программ существуют специальные разделы, направленные на обучение детей дошкольного  возраста поведению в экстремальных  ситуациях в быту (например, уметь  пользоваться телефоном в случаях  возникновения пожара, получения  травмы; уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников; уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое  одеяло).

В отечественной  педагогической практике этот опыт пока не получил широкого распространения. К его использованию нужно  подходить избирательно, с учетом российских условий. Так, обучение пользованием телефоном для вызова пожарных, «скорой  помощи», милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Вместе с тем дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких  взрослых. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной  ситуации, когда ребенок просто испугался  чего-либо или кого-либо. Педагогам  следует учесть, что игра с телефоном  существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим  телефоном может возникнуть и  закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно  поручить родителям, объяснив им, какие  проблемы могут возникнуть у ребенка. Поэтому я провела специальное  занятие на тему «Службы «101», «102», «103» всегда на страже». (см. Приложение 5).

В ходе данной работы дети запомнили номера телефонов  службы спасения и как ими пользоваться.

 

Проработка направления «Безопасность в природе»

Мы провели  занятия с целью донести детям то, что на природе так же необходимо неукоснительно соблюдать некоторые правила поведения.

Проработали, что такое ядовитые растения и грибы.

Познакомили детей с правилами пожарной безопасности в лесу. Познакомили детей с тем, как безопасно общаться с животными, и с какими животными необходимо избегать контакта.

Провели игры, бесседы по данному направлению работы. (см. Приложение 6)

Чтение  художественной литературы по данному  направлению и  беседа по содержанию также помогли нам достичь  положительного результата в пополнении знаний дошкольников  и вызвало  у детей живой интерес, активность, и яркие положительные эмоции.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.3 Контрольный эксперимент. Определение  эффективности использованных методик  и приемов в работе по основам  безопасности.

 

Для того, чтобы проверить эффективность  экспериментальной работы, было проведено  контрольное обследование детей  экспериментальной и контрольной  группы.

Цель  исследования: подтвердить эффективность  выбранных методов формирования ОБЖ у старших дошкольников и принципов организации работы.

Задачи  исследования:

1. Выявить  уровень сформированности знаний  по основам безопасности жизнедеятельности   детей старшего дошкольного возраста  после проведения эффективных  методов. 

2.Провести  сравнительный анализ результатов эксперементальной и контрольной группы.

          По результатам проделанной работы с помощью диагностики получены следующие уровни знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности (см. Приложение 2).

        Диагностика выявила, что дети экспериментальной группы на много лучше осведомлены в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности и умеют применять свои знания в реальной ситуации совершенно осмысленно, тогда как дети контрольной группы если и знали ответ на вопрос, то применяли знания часто неосознанно и часто не могли объяснить, почему они так поступили, отвечая «на угад».

 Знания  по ОБЖ в эксперементальной  группе стали почти идеальными. Общий балл составил 9,7 из возможных  10. Учитывая то, что изначальный  уровень знаний составил лишь 4, 2 балла. А в контрольной группе  за 4 месяца  произошли лишь незначительные  улучшения с 4,1 до 4, 7.

Мы пришли к такому выводу, что обучение детей с экспериментальной группой прошло очень успешно. Это не только сформировало в полной мере для их возраста знания по основам безопасности жизнедеятельности, но и открыло «коммуникативные каналы» детей. Они объясняли друг другу и нам свою точку зрения свои переживания по этому вопросу, подбадривали друг друга, контролировали, оценивали, не соглашались, спорили. Было отмечено, что отношения в группе улучшились, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения.

        Таким образом, проводя такую работу по ознакомлению детей с основами безопасности мы добились того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. Обучая детей личной безопасности, я училась и сама. Воспитывая детей, возможно, мы поможем и взрослым. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Подводя итоги о проделанной работе, мы вполне основательно можем считать, что наша гипотеза подтвердилась.

       Была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ДУ  №15 с детьми старшей группы. Работа велась на протяжении четырех месяцев. В ходе проведения эксперимента использовались различные методы и приемы. Исследование позволило выявить особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование. Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности, которые дали положительные результаты в ходе практической работы по данному вопросу.

   Мы создали специальные условия воспитания, учли психологические закономерности развития старшего дошкольника, использовали разнообразные методы и приемы воспитания.

Мы изучили  и проанализировали психолого-педагогической литературу по данному вопросу, работали с детьми индивидуально, если это требовалось, вовлекали в процесс каждого ребенка без исключения, добивались активности, заинтерисованности.

Работа с родителями оказала большое влияние на результаты. На протяжении всего времени с  родителями проводились бесседы. Анкетирования, собрания….

     По итогам этой работы можно сделать вывод: у детей старшего возраста будут сформированы знания по основам безопасности жизнедеятельности, если будет проводится планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

 

1.Авдеева  Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.  Безопасность. – С.П., 2002.

2.Анастасова  Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В.  Жизнь без опасностей. Первые  шаги к самостоятельности. – М.,2001.

3.Артемова  Л.В. Окружающий мир в дидактических  играх дошкольников. – М., 1992.

4.Белая  Н.Ю. Как обеспечить безопасность  дошкольников. – М.,2000.

5.Богданов  В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1999.

7.Актуальные вопросы формирования интереса в обучении– М.: Педагогика, 2001

8.Виноградова  Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 2000.

9.Волчкова  В. Н., Степанова Н.В. Конспекты  занятий в старшей группе детского  сада. - В.,2004.

10.Денисенкова  Н., Ваш ребёнок познаёт мир./Дошк. воспитание 2000 №1.

11.Князева О. Мои помощники. -Дошк воспитание 2000 №2.

12.Козлова  С.А. Теория и методика ознакомления  дошкольников с социальной действительностью.  – М., 1998.

13. Коломийченко  Л.В. Концепция и программа  социального развития дошкольников.- Детский сад от А до Я.-2004, №4.

<

Информация о работе Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности