Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования
Определить систему работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования
1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2.Выявить возможности старшего дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА I. Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности……………………………………………………………….6
§1.1 Понятие «основы безопасности жизнедеятельности»…………………..6
§1.2 Основы безопасности жизнедеятельности для детей. История исследуемой проблемы………………………………………………………….9
§1.3Работа по формированию у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности………………………………………………………………15
ГлаваIII.Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….19
§2.1Констатирующий эксперимент.Определение уровня детей по основам безопасности жизнедеятельности………………………………………….…19
§2.2Формирующий эксперимент. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников……………………………….21
§2.3Контрольный эксперимент. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности………………………….44
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы……………………………………………………………….47
Приложения……………………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 138.51 Кб (Скачать)

 Мать  на рынок уходила,

 Дочке  Лене говорила:

 «Печку, Леночка, не тронь-

 Жжется, Леночка, огонь..»

-Как вы  думаете, что могло случиться  с девочкой?(ответы детей) Какая  спасательная служба может помочь  в такой ситуации? По какому  телефону можно вызвать пожарную  службу? Правильно, по телефону  «01». (Прикрепляю на доску карточку  с «01», и хором дети проговаривают  этот номер телефона, чтобы его  запомнить.)

-А теперь  посмотрите другие картинки.(девочка  стоит на улице и плачет)

-Что случилось  с девочкой? Как помочь девочке?  Какая служба необходима? По какому  номеру телефона можно вызвать  милицию? Правильно, по номеру  «02»(Прикрепляю на доску карточку  с «02».)

-Ребята  а вы можете вспомнить случай  из своей жизни, когда вы  сильно болели? (рассказы детей)  А случалось ли вам болеть  так, что с вашей болезнью  не могла справиться даже мама? Часто бывает, что человек так  плохо себя чувствует, что необходимо  вызвать «скорую помощь». По  какому телефону нужно вызвать  «скорую помощь»?(Прикрепляю на  доску карточку с «03»).

-Эти службы  работают круглосуточно, то есть  и днем, и ночью. Потому что  в любой момент с людьми  может произойти беда.

-А как  вы думаете, какими качествами  должен обладать человек, который  работает в службах спасения? Давайте соберем в мои ладони  много-много слов, обозначающих эти  качества. (Мужественность, выносливость, доброта, милосердие, нежность, любовь, жалость, ум, профессиональность  и т.д.) - Ребята, помните, мы с  вами делали макет большого  города, где могут произойти разные  происшествия. Вот и в нашем  городе случилась беда. Поступили  важные сообщения, что: 1- Мальчик  5 лет разжег дома костер. 2- потерялась  девочка 3 лет. 3- Мальчик 6 лет сломал  руку.

-Ребята, мы сможем им помочь? Нам необходимо  разбиться на три команды: «01»,  «02», «03». Прежде чем собраться  в дорогу, надо надеть специальную  одежду, собрать необходимые инструменты  в чемоданы. И не забудьте взять  с собой в дорогу самое главное  – те качества, которые вы собирали  в мои ладони. Дети по сигналу  ищут по лабиринту место, где  необходима помощь пострадавшему  (Игра-эстафета «Чья команда быстрее  соберет чемодан к выезду».)

-Молодцы,  ребята, вы правильно собрали  свои инструменты к выезду. Вам  это пригодится. Но не забудьте  взять с собой в дорогу самое  главное – те качества, которые  вы собирали в мои ладони. (дети  ищут по лабиринту место, где  необходима помощь пострадавшему.  Развивается сюжетно-ролевая игра.

 

Конспект  занятия №5. «Опасные предметы дома»

 

Цель: закрепить  у детей представление об опасных  для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в  быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Ход занятия

-Ребята, вы уже взрослые. Кого из вас  родители оставляли дома одного?(ответы  детей)

-Если  вы уже оставались одни дома, то вам необходимо знать правила  безопасности. Какие опасности могут  быть дома7 Опасности ждут нас  на каждом шагу. Сейчас мы попробуем  определить, какие предметы в  доме можно считать опасными. Отгадайте загадки о домашних  предметах и подумайте, чем  они могут быть опасными.

1.Два  кольца, два конца, а посередине  гвоздик.(ножницы)

2.Не хочу  я молчать, дайте вволю постучать.

И стучит день-деньской он железной головой.(молоток)

3.(см. Приложение  к конспектам)

Дети  отгадывают загадки, рассказывают, какую  опасность таит каждый бытовой предмет

-Молодцы,  ребята, вы очень хорошо подметили  все опасности в предметах.  А сейчас внимательно рассмотрите  эту картину.(Воспитатель предлагает  детям иллюстрацию с нарисованной  квартирой, в которой находятся  различные бытовые предметы.) В  этой квартире оставили малышей  Андрюшу и Наташу.(воспитатель  представляет детям кукол)

-Их родители  ушли на работу. Давайте, ребята, расскажем малышам, какими предметами  нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилась беда. Около  каждого предмета будем ставить  предупреждающие знаки: Х - нельзя  пользоваться, !-осторожно пользоваться.(дети  расставляют по квартире знаки)

-Ребята, давайте повторим правила безопасности:

1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

2. Не включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.

3. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

4. Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, средства от насекомых.

Средство  от тараканов.

 Жили  в доме великаны,

 И  жили в доме тараканы.

 Что  же делать, как тут быть?

-Тараканов  уморить!

 И  купили великаны

 Средство  против тараканов…

 Но  остались тараканы,

 А  не стало великанов.

 Аккуратней  надо быть,

 Чтоб  себя не отравить.

-Отравиться  можно не только лекарствами,  химическими препаратами, но можно  отравиться невидимым ядом –  газом. Газ может быть очень  опасен. Поэтому почувствовав запах  газа, соблюдайте следующие правила:

-Срочно  скажи об этом взрослым, надо  сразу же открыть окна и  двери, позвонить по телефону  «04», ни в коем случае не  включать свет и не зажигать  спичку.

-Если  ты живешь в многоэтажном доме, тебя ждет еще одна опасность  – это балкон. Очень опасно  выходить одному на балкон.

Человек не птица, удобнее по лестнице спуститься,

Без парашюта с высоты прыгают только коты.

-Запомните,  дети, правила эти и смело оставайтесь  дома одни, с вами не случится  никакой беды.

-Теперь, я думаю, наши малыши Андрюша  и Наташа будут в безопасности. А вы, ребята, если узнаете что  то новое, им обязательно расскажите.

 

Беседа - «Открытое окно, балкон как источник опасности»

 

Обращаю внимание на то, что в помещении  особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого  на балкон или подходить к открытому  окну. Провожу беседу с детьми на тему «Балкон, открытое окно». -Если ты живешь в многоэтажном доме, тебя ждет еще одна опасность. Это балкон. Очень  опасно выходить одному на балкон. Но если ты вышел, никогда не играй там  в подвижные игры, не прыгай, не перегибайся  через перила балкона. Если внизу  что-то интересное, лучше спуститься вниз по лестнице. Рассматриваем с  детьми изображение открытого окна. А чем опасно открытое окно? Разрешают  ли дома родители детям самим открывать  окна и выглядывать из них, одним  выходить на балкон и играть там? Вместе с детьми рисуем план своей квартиры и отмечаем на нем опасные места. Делаем с детьми макет комнаты (окна, двери, балкон, торшер, стулья, телефон  и т.д.). Изготавливаем фигуры действующих  персонажей – мамы, детей. Макет  комнаты можно использовать по-разному: как настольный театр, в котором  дети могут разыграть историю  на предложенную тему, например: «Мама  ненадолго ушла, и дети остались дома одни…», причем каждый ребенок  может предложить свою историю или  разыграть ее со сверстниками попарно, втроем. Я предложила придумать историю  вместе с родителями дома. Для развития творческого воображения и фантазии, художественных способностей детей  им можно предложить придумать и  дополнить персонажами и предметами комнату в соответствии с усложняющимся  сюжетом (например: вором и милиционером, врачом, пожарным).

 Человек  – не птица,

 Удобнее  по лестнице спуститься.

 Без  парашюта с высоты

 Прыгают  только коты.

Запомните, дети, правила эти и смело оставайтесь  дома одни, с вами не случиться никакой  беды.

 

Конспект  занятия №3. «Где работает огонь?»

 

Цель: познакомить  с жизнью древнего человека, рассказать об открытии человеком огня; как  дошел огонь до наших дней, как  он помогает человеку.

Ход занятия:

-Ребята, вы уже знаете, что не всегда  жизнь человека была такой,  как сейчас. Давным-давно люди  пользовались только тем, что  давала сама природа. Убежищами  служили пещеры, где было холодно,  сыро, темно.

-Когда-то  от молнии загорелось дерево. Кто-то, наверное, самый смелый человек,  догадался взять горящую ветку  и отнести её в свою пещеру.

-Ребята, как вы думаете, для чего  был нужен огонь в пещере?(ответы  детей)

Но для  того, чтобы огонь не погас, надо делать (подкладывать ветки, защищать от ветра, от дождя...) Но случалось, что  огонь угасал и пришлось человеку задуматься, как же получается огонь. Кто-то заметил, что, когда обрабатывают один камень другим, появляются искры. Вот и стали люди высекать камнем искры и зажигать костер тогда, когда  им было нужно.

Знания  древних людей мы до сих пор  используем. Например, в зажигалке. Этот камень называется кремень.Как  только подружился огонь с человеком, он стал ему верным помощником.(огонь-сигнал, освещение, огонь в кузнице, огонь  в топке паровоза.

-Давайте  поиграем в игру «Что было  – что стало»(раздаю карточки  с современными и старинными  предметами детям) Найдите пару.

И сегодня  огонь - наш верный помощник.

-Кто из  вас, ребята, хочет рассказать, как  вам огонь помогал? (рассказы детей)

-А кто  из вас вместе с родителями  разводил костер? А что потом  было с костром? Что осталось  на месте костра?

-Огонь  наш друг, но с ним надо быть  осторожным. Чуть зазевался, подует  ветер и разнесет искры по  всему лесу. Не миновать тогда  беды. Огонь за несколько минут  сжигает все на своем пути. Не щадит огонь ни природу,  ни зверей, ни людей, оставляет  за собой страшный след: вместо  леса – зола, вместо дома –  обожженные головешки.

Огонь может  быть не только другом, но и врагом. И все-таки пользы от огня больше, чем  вреда. Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Проработка  темы «Безопасность на природе»

 

Занятие «Ядовитые грибы и ягоды.»

ХОД:

 

Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о  ядовитых растениях. Ядовитыми называются растения, содержащие химические вещества, которые попав в организм человека или животного, вызывают отравления. Отравление может привести к тяжелому заболеванию или смерти. Для самого ядовитого растения ядовитые вещества имеют большое значение. Они защищают растения от животных, которые могли  бы съесть его стебли, листья или  семена. Нередко ядовитые растения с виду даже красивы. Кажется, что  может быть нежнее ландыша? А в  его ягодах и корнях таятся ядовитые вещества.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности