Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования
Определить систему работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования
1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2.Выявить возможности старшего дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА I. Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности……………………………………………………………….6
§1.1 Понятие «основы безопасности жизнедеятельности»…………………..6
§1.2 Основы безопасности жизнедеятельности для детей. История исследуемой проблемы………………………………………………………….9
§1.3Работа по формированию у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности………………………………………………………………15
ГлаваIII.Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….19
§2.1Констатирующий эксперимент.Определение уровня детей по основам безопасности жизнедеятельности………………………………………….…19
§2.2Формирующий эксперимент. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников……………………………….21
§2.3Контрольный эксперимент. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности………………………….44
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы……………………………………………………………….47
Приложения……………………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 138.51 Кб (Скачать)

«Не допускайте шалостей с огнем».

«Как  вести себя во время пожара».

«Ребенок  и огонь: обеспечить безопасность». «Отчего происходит пожар».

«Предметы, требующие осторожного обращения».

«Использование  и хранение опасных предметов». «Личная безопасность».

«Обращение  с электрическими приборами».

«Правила  поведения при пожаре».

 

Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как  разные требования, предъявляемые детям  в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность  и обиду. [16,c.28]

Мы использовали все вышеперечисленное с целью  формирования обж у старших дошкольников, но так же мы проработали отдельно каждое направление этой работы.

 

Проработка направления «Профилактика  детского дорожно - транспортного травматизма.»

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут станет для него привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге. [18, c.6]

        Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Мы убеждены, что привить детям навыки безопасного поведения на улице только рассуждая об осторожности нельзя. Безопасному поведению надо учить с позиции пешехода, а не водителя. При этом мы считаем, что обращаться к детям следует простым языком, без уменьшительных и ласкающих слух выражений. Здесь наше убеждение подкрепляется выводами психологов о полезности партнёрского общения, которое предполагает беседу взрослого со взрослым.

Мы провели  занятие «Автомобили, история их возникновения»

Целью которого было научить детей правильно вести себя на улицах и дорогах города, дать понятие «регулировщик», познакомить с историей возникновения автомобиля; развивать умения анализировать дорожные ситуации, умение применять знания на практике; воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах города, упражнять в различии сигналов регулировщика, закреплять знания о дорожных знаках; активизация словаря «указательный и предупреждающий дорожные знаки». «тротуар», «пешеход», «пешеходный переход», «регулировщик», «сигналы регулировщика», «жезл».

На занятии  мы использовали художественное слово, проблемную ситуацию, сюрпризный момент, наглядность, вопросы причинно-следственного характера. Перед занятием с детьми была проведена беседа по правилам поведения на дорогах, рассматривание дорожных знаков. (см.Приложение 3)

По этому же направлению было проведено спортивное развленчение « Путешествие по городу дорожных знаков», которое вызвало живой интерес и море положительных эмоций у дошкольников. Спортивное развлечение помголо нам уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта, развивать внимание, совершенствовать, координацию движений, укреплять мышечный корсет, способствовать совершенствованию двигательных навыков, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте. [20, c.24]

 

 

Проработка «Правила безопасности дома(в помещении)»

Так как  дети дошкольники остаются без присмотра  гораздо чаще не наулице, а на какой-то огрниченной территории, мы проработали это направление более обширно.

Прямые  запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

Предметы  домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности  для детей, делятся на три группы:

1) предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

2) предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

3) предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты). [19, c.32]

        Мы начали работу с первой группы предметов, беседы о том, что такое опасность и безопасность. Задавали вопросы: какие опасности окружают тебя вокруг? Назовите места в доме, в квартире где тебя подстерегают опасности? (в ванной, на кухне, на балконе, на елке, в подъезде, на чердаке, в лифте, в подвале). Объяснили, что некоторые опасности спрятаны до поры до времени: гвоздь в стуле, разбитая бутылка, а другие видны сразу: на плите - кипящий чайник, горячая кастрюля, на гладильной доске - раскаленный утюг, разлитое масло. В ванной – ядовитые аэрозоли против насекомых. Даже обыкновенный кран с горячей водой или холодной водой может быть опасен для невнимательного человека. Найдите в групповой комнате опасные места: в приемной – дверцы у шкафчиков (можно прищемить палец); в группе – острые углы у столов, большие окна со стеклами, горячая еда; в умывальной: кран с водой, влажный пол, горящий свет; в спальной комнате – кровати с острыми углами. Затем мы нарисовали план – схему групповой комнаты и отметили все опасные места красными кружочками. [21, c.16]

 Вспомнили  правила поведения в умывальной, спальной, раздевальной комнатах, маршрут  выхода на прогулку (перила –  наши друзья и недруги); участок  детского сада (обследование на предмет опасности). Провели игру «Найди 10 признаков опасных ситуаций». После такой беседы, я напомнила детям телефоны служб защиты населения: пожарная охрана – 101, милиция – 102, скорая медицинская помощь – 103, аварийная газовая служба – 104. Я объяснила, что дети должны замечать приметные сигналы опасностей и сообщать об этом взрослым: звон бутылки в комнате, струйка дыма, вода в коридоре, неприятный запах.

Мы провели беседу – рассуждение на тему «Опасность – электричество». Многие вещи, окружающие нас в повседневной жизни, работают от электрического тока. Например: рассматриваем часы, но они не работают, попробуем поставить батарейку. У нее два полюса, плюс и минус. Надо не ошибиться, поставить « плюс» к «плюсу», а «минус» к «минусу». Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся, часы тикают – это заработало электричество. А в природе можно встретить электричество? Да, молния – это тоже разряд электричества. А на себе вы когда-нибудь ощущали легкий треск, а иногда даже искры? Это тоже электричество. Иногда слышно потрескивание синтетической одежды, когда ее снимаешь. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Вещи и волосы, наше тело электризуются. А в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества (розетки, выключатели, лампочки, провода). С помощью электричества работают все электроприборы.

Много лет  назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Давайте на несколько  минут вернемся в прошлое и  посмотрим, как люди обходились без  электричества. Провела игру «Что есть, что было». Дети раскладывают карточки, составляющие пары: стиральная машина – корыто, пылесос – веник, миксер – венчик, утюг – гладильная палка, швейная машина – игла, электролампа – свеча, солнечные часы – электронные часы, печка – газовая плита, электрическая плита, счеты – компьютер. А теперь помечтаем, как будет в будущем. Представьте, что вам при помощи электричества надо усовершенствовать предмет, который вы увидите на карточке. Подумайте, как он будет работать, какие новые действия выполнять, как помогать человеку в жизни? Игра «Что есть, что будет». (Дети придумывают одеяло электрическое с подогревом, сапоги – скороходы на батарейках, варежки с подогревом). Электричество – это великое открытие. Электрический ток ученые научились получать 160 лет назад. Сейчас все предприятия города работают с помощью электричества, на современном оборудовании. Автоматы, компьютеры, роботы помогают человеку.

Затем провела  беседу на тему « электрические приборы». Назовите их? (телевизор, магнитофон, холодильник, микроволновая печь, пылесос, миксер, кофемолка и т.д.) Все они должны быть исправлены. А если ты заметил  какие–то неполадки в работе этих и других электроприборов, обязательно скажи об этом взрослым. Изучили с детьми правила обращения с электрическими приборами. Нельзя:

 включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.

 трогать провода и электроприборы мокрыми руками – может очень сильно ударить током;

 если от телевизора или пылесоса пахнет горелой резиной, надо чтобы взрослые немедленно вынули вилку из розетки. Даже не пробуй сделать это сам.

 если задымился какой-то провод, вдруг проскочила искра, когда мы нажали на выключатель или вставили вилку в электророзетку, обязательно сообщи взрослым.

 уходя из дома, не забывай выключать все электроприборы, и постоянно напоминай об этом взрослым.

 нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.

 нельзя вставлять никакие предметы в розетку.

 ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

•    Составляли творческие рассказы на тему «Откуда может прийти беда», «Почему это случилось». Создавала игровые обучающие ситуации « Бабушка забыла выключить утюг». Провела дидактическую игру «Найди электрические приборы и расскажи, чем они опасны». Организовала экскурсии на кухню, где повар показал, какими электрическими приборами они пользуются; экскурсия в прачечную. В результате проделанной работы дети узнали историю открытия электричества; заглянули в прошлое, настоящее и будущее, закрепили знания о безопасном поведении с электрическими приборами.

Провели занятие «Опасность – газ». Показывали детям иллюстрации и объясняю следующие правила:

 самостоятельно не включай газовую плиту. Пусть за огнем следят взрослые, они лучше знают, как с ним обращаться, чтобы не было пожара.

 почувствовав запах газа, срочно скажи об этом взрослым, открой окна и двери, закрой кран на плите, позвони по телефону «04».

Из моих объяснений дети усвоили, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны  прямые запреты. Ребенок ни при каких  обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться  к включенным электрическим приборам.

Для того чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, мы организовали специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей). Я провела занятие «Опасные предметы дома», где закрепила у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту. Мы определили с детьми, какие предметы в доме можно считать опасными и загадала детям загадки о домашних предметах (ножницы, молоток, иголка, пила, перочинный нож, кнопки, скрепки, гвозди, булавки, топор). Объяснить, почему они могут быть опасными? Умеют ли ребята правильно пользоваться ими? А можно ли отвлекать, толкать другого, если он режет, шьет, прибивает гвоздь? Что может при этом случиться? Вспоминаем с детьми правила безопасности:

 все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.

 ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

 не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда, как в стихотворении.

Предлагаю детям назвать предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться (спички, зажигалки, утюг, телевизор) – для  этого надо еще подрасти, и те предметы, которыми следует пользоваться осторожно, так как показали взрослые - иголки, вилки, гвозди, молоток.

У детей  необходимо воспитывать навыки осторожного  обращения с огнем, стремиться к  тому, чтобы дети осознали, что спички - не игрушка, а огонь – не забава, чтобы у детей сложилось представление  о пожаре как о тяжелом бедствии для взрослых и детей. Возникновение  пожаров из-за шалости детей, а  в результате – их травмирование  и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь. У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на современную пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях дети обычно прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнаты. Не пытаются бежать и в тех случаях, когда двери не заперты. Отыскать же их в задымленных помещениях порой нелегко. Мало уговорить ребят не шалить с огнем. Надо воздействовать на их умы и сердца, не боясь пускать в ход самые сильные средства. Пусть не раз и не два проследят они путь от безобидной шалости со спичкой до большой беды. И эту работу надо начинать еще в дошкольном возрасте, главная задача взрослых – помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести. Чтобы ознакомить детей с правилами пожарной безопасности, прежде всего, необходимо определить тот объем знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков который следует раскрыть. Воспитание навыков дошколят я осуществляла на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритет я отдавала индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми. Беседы с детьми по вопросу противопожарной безопасности должны быть понятными, сопровождаться демонстрацией красочно оформленных картинок с изображениями любых персонажей детских произведений, интересными рассказами, чтением произведений писателей, поэтов, показу диафильмов.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности