Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования
Определить систему работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования
1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2.Выявить возможности старшего дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА I. Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности……………………………………………………………….6
§1.1 Понятие «основы безопасности жизнедеятельности»…………………..6
§1.2 Основы безопасности жизнедеятельности для детей. История исследуемой проблемы………………………………………………………….9
§1.3Работа по формированию у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности………………………………………………………………15
ГлаваIII.Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….19
§2.1Констатирующий эксперимент.Определение уровня детей по основам безопасности жизнедеятельности………………………………………….…19
§2.2Формирующий эксперимент. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников……………………………….21
§2.3Контрольный эксперимент. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности………………………….44
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы……………………………………………………………….47
Приложения……………………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 138.51 Кб (Скачать)

   Таким  образом, по мере изменений условий жизни человека, по мере возрастания модернизации, изменяются правила безопасности жизнедеятельности человека, они усложняются, и все более требуют повышенного изучения и обучения им детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.3Работа по формированию у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.

Знания по основам безопасности жизнедеятельности  формируются  не на отдельно взятых занятиях или  играх, они формируются в процессе воспитания, параллельно ему, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является остроактуальной  педагогической задачей.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников осуществляется в разных направлениях, основные –  работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно  не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече  с возможными трудностями, формировать  представление о наиболее опасных  ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать  ему навыки безопасного поведения совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Мы считаем, что в старшем  дошкольном возрасте должны быть следущие направления в работе:

1. Профилактика детского дорожно  - транспортного травматизма.

2. Противопожарная безопасность.

3. Безопасность в быту.

4. Безопасность в природе.

Важно предусматривать  работу с родителями - собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых. [8, c.11]

      В старшей группе должен быть уже наработанный обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников. Очень хорошо, если на видном месте будет оформлен стенд «Дошкольник - в безопасной среде», где будут размещены  для воспитателей и родителей, например:

• памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;

• буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности  детей дошкольного возраста», «Доктор  Айболит»;

• консультации «Знакомим детей  с лекарственными растениями», «Роль  семьи в снижении дорожно-транспортного  травматизма», «Шалость детей с огнем» и т.д.

По данному направлению деятельности, уделяются пристальное  внимание в работе с детьми, начиная с  второй младшей группы, а для детей  старшего дошкольного возраста она  носит систематический, целенаправленный характер. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

При организации методической работы с педагогами использую такие  формы работы, как педсоветы, деловые  игры, психологические тренинги.

Работу по воспитанию навыков безопасного  поведения у детей следует  начинать с выявления уровня их знаний и интересов, которое проводилось  в форме беседы, наблюдений, игровых  занятий.

Данная работа ведется через:

• организованную деятельность детей  - занятия, экскурсии, тренинги;

• совместную деятельность взрослых и детей - драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

• свободно самостоятельную деятельность детей - сюжетно - ролевые игры.

Дважды в году следует проводить  диагностическую работу по определению  уровня познавательного развития каждого  ребёнка, по результатам которой  планируется дальнейшая индивидуальная работа.

Проблему, связанную с безопасностью  ребёнка, невозможно решить только в  рамках детского сада, поэтому важно  обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения  детей между детским садом  и семьей и даже поддерживать связь  инспекторами ГИБДД и ПЧ.

Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения  к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта  безопасной жизнедеятельности.

Для хороших результатов в реализации этой цели, мы считаем, нужно решать следующие задачи:

• Обучить воспитанников умению распознать и оценить опасности  окружающей среды;

• Раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

• Привить воспитанникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;

• Находить новые агитационные формы  пропаганды правил пожарной безопасности, дорожного движения;

• Укрепить преемственные связи  с начальной школой;

• Сплотить детский коллектив через  совместное творчество.

Оптимальным методом формирование основ безопасности жизнедеятельности  в детском саду является игровое  обучение. Используются также метод  убеждения, игровые и развивающие  методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод  эвристических и поисковых ситуаций.

Предметно-развивающая среда включает: уголок безопасности, дидактические  игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей.

Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности проводится систематически. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.

Учитывая, что большую часть  времени дошкольники проводят вне  дома, главная роль в обучении дошкольников основам безопасной жизнедеятельности  принадлежит воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Работая с детьми  по формированию основ безопасности жизнедеятельности, следует учитывать, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей.  Стараться  вызвать у дошкольников желание  соблюдать правила безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов.

* Обеспечивать активность каждого  ребенка при освоении знаний  и умений безопасного поведения  в окружающей среде.

* Стараться  внушить, что опасности  можно избежать, если вести себя  правильно, при этом, не спровоцировав  у него чувство робости и  страха, используя имитационное  моделирование угрожающих ситуаций  и обучение практическим действиям  с потенциально опасными предметами.

Кроме этого, очень полезны ежедневные «минутки безопасности», включаемые в  различные занятия и другие режимные процессы, помогающие закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников. В работе применяются различные  дидактические игры и пособия, можно  переделать сказки так, чтобы дети могли  сами закончить ее и найти выход  из сложившейся ситуации, использование  художественной литературы ( сказки, рассказы, песни, стихи, пословицы помогут  научить детей разнообразным  сведениям о безопасности).

Воспитатель должен не забывать учить и напоминать детям убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности.

Очень положительное воздействие  имеет разработка  и проведение КВНов, викторин по правилам безопасного  поведения. Обычно это очень яркие  и запоминающиеся события для  детей. Очень эффективны выставки детского творчества на данную тематику, буклеты  для родителей, организованы уголки безопасности для детей и родителей.

Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения, очень важная и необходимая работа детском саду. Крайне важно начать ее во время, нельзя упускать время. Наверстать его потом будет очень трудно. Каждая недоработка педагога, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка, впоследствии может обернуться бедой. [4, c.17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГлаваII. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

§2.1 Констатирующий эксперимент. Определение уровня детей по основам безопасности жизнедеятельности

 

Эксперементальная часть работы проводилась на базе ДУ № 15 г.Солигорска в течении четырех  месяцев. Исследование охватило воспитанников  старшей группы ДУ. Программа проведения экспериментальной части нашей  работы предусматривает три главных  этапа:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) контрольный.

В данном разделе ставилась задача – выявить  уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В эксперименте участвовало 20 человек, которые были разделены на две группы – экспериментальную (10 человек) и контрольную (10 человек).

Для выявления  уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности с детьми обоих  групп была проведена диагностика. Мы выявили уровень знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков детей  с помощью небольших вопросов:

1) Как тебя зовут? Имя, фамилия. Где ты живешь? Домашний адрес.

2) Номер домашнего телефона?

3) Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество.

4) Место работы родителей?

5) Номер твоего детского сада?

6) К кому и по каким телефонам обращаются при пожаре, нападении, травме, запахе газа?

7) Как  ты поступишь, если идя по  улице увидишь, что из окна  жилого дома идет дым? 

8)     Как поступить, если в лесу ты увидишь красивые незнакомые ягоды?

9)   Как ты поступишь, если к  тебе в лесу ( в парке, в деревне)  подойдет незнакомое животное? 

10) Как поступить, если ты один дома, и тебе стало плохо?

 

Итак, мы получили следущие результаты: все  дети знают свои данные, но несколько  человек не смогли назвать номер  своего телефона, подавляющее большинство  детей ставил в тупик вопрос о  месте работы родителей, номере детского сада и никто не смог ответить на вопросы, как вести себя в опасных ситуациях. Номера телефонов служб спасения дети называли, но вспоминали их не сразу. Таким образом, можно предположить, что в экстренной ситуации дети не смогут воспроизвести в памяти телефоны служб. После проведения диагностики обоих групп детей результаты каждого ребенка зафиксировали в протоколе, и отобразили общую картину знаний по основам безопасности жизнедеятельности. (см.Приложение1).

Таким образом, исходя из полученных результатов мы можем сделать вывод, что знания старших дошкольников в обоих  группах не дотягивают даже до среднего уровня. В эксперементальной группе общий балл составил 4.2, а в контрольной  группе 4.1(см.Приложение1), что говорит  о крайне недостаточном уровне знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности, и необходимости усиленной работы над пробелами в этой области  знаний.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности