Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования
Определить систему работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования
1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2.Выявить возможности старшего дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА I. Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности……………………………………………………………….6
§1.1 Понятие «основы безопасности жизнедеятельности»…………………..6
§1.2 Основы безопасности жизнедеятельности для детей. История исследуемой проблемы………………………………………………………….9
§1.3Работа по формированию у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности………………………………………………………………15
ГлаваIII.Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….19
§2.1Констатирующий эксперимент.Определение уровня детей по основам безопасности жизнедеятельности………………………………………….…19
§2.2Формирующий эксперимент. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников……………………………….21
§2.3Контрольный эксперимент. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности………………………….44
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы……………………………………………………………….47
Приложения……………………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 138.51 Кб (Скачать)

 

  

 

 

 

«Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»

 

 

Оглавление 

 

Введение……………………………………………………………………….….3

ГЛАВА I. Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности……………………………………………………………….6

§1.1 Понятие «основы безопасности жизнедеятельности»…………………..6

§1.2 Основы безопасности  жизнедеятельности для детей. История исследуемой проблемы………………………………………………………….9

§1.3Работа по формированию у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности………………………………………………………………15

ГлаваIII.Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….19

§2.1Констатирующий эксперимент.Определение уровня детей по основам безопасности жизнедеятельности………………………………………….…19

§2.2Формирующий эксперимент. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников……………………………….21

§2.3Контрольный эксперимент. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности………………………….44

Заключение………………………………………………………………………….46

Список  литературы……………………………………………………………….47

Приложения……………………………………………………………………….48

 

Введение

 

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели - содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Старший дошкольный возраст - оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.

         Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

      Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.

     Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Мы понимаем, что то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. [2, c.26]

Работая в детском  саду, замечаешь, что большинство детей теряются, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И теперь, в наши дни, когда мы становимся все более окружены в повседневной жизни продуктами высоких технологий, эта проблема становится все более актуальной, и коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у старших дошкольников - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций, особенностей поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, применить эти знания. Эта проблема весьма актуальна, ведь от нее может зависить здоровье и жизнь самого дорогого - наших детей.

Цель исследования

Определить систему работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования

1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу  по данному вопросу.

2.Выявить возможности  старшего дошкольника в овладении  основ безопасности жизнедеятельности.

3.Организовать  специальные условия, способствующие  формированию основ безопасности.

4.Определить  методы ознакомления детей с  основами безопасности жизнедеятельности.

Объект исследования

Основы безопасности жизнедеятельности старших дошкольников

Предмет исследования

Методика ознакомления дошкольников с основами безопасности      жизнедеятельности.

Гипотеза

         Осознанное усвоение основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если:

 

1.эта работа  будет вестись целенаправленно,

 

2.создать специальные  условия воспитания,

 

3.учитывать психологические  закономерности развития дошкольника,

 

4.использовать  разнообразные методы и приемы  воспитания.

 

Методы исследования

-изучение и  анализ психолого-педагогической  литературы

-индивидуальные  беседы с детьми

-чтение художественной  литературы с последующим разбором

-педагогические  ситуации

-ситуативные  задачи

-анкетирование  родителей

-беседы с детьми

-педагогический  эксперимент.

Ход исследования

1.вести работу  целенаправленно, поэтапно,

2.создать специальные  условия воспитания,

3.учитывать психологические  закономерности развития старшего дошкольника,

4.использовать разнообразные  методы и приемы воспитания.

 

 

 

ГЛАВА I. Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.

§1.1 Понятие «основы безопасности жизнедеятельности»

Основы безопасности жизнедеятельности - область знаний, в которой изучаются  опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

В большинстве случаев опасные ситуации создает сам человек, нарушающий общепринятые правила поведения.

Опасная ситуация может возникнуть на дороге, если пешеход переходит  проезжую часть в неустанов­ленном месте или на красный свет светофора, если человек нарушает правила пожарной безопасности, если не соблюдает правила  общественной безопас­ности и общественного  порядка.

Различают     следующие    виды   безопасности:    экологическую,    военную,    технологическую,   социальную,   информационную,   социокультурную,   политическую,   экономическую, региональную, коллективную, личную и т. д.

Воздействия,   способные   вызывать   негативные   нарушения в самочувствии и здоровье людей, называются опасностями.

Опасность - это свойство элементов системы «человек - среда обитания», способное причинять ущерб людям, природной среде и материальным ресурсам.

 Все   опасности   по  источникам     их  возникновения    принято   делить   на   естественные и антропогенные. Естественные   опасности      возникают   при   стихийных   явлениях   в  биосфере  - таких, как землетрясения, наводнения, ураганы, циклоны, лавины.

 Характерной особенностью естественных опасностей является неожиданность их возникновения,  хотя   некоторые  из  них   человек научился   предсказывать,  например,  ураганы, цунами. Естественные опасности относительно стабильны по времени и силе воздействия.

 Возникновение  антропогенных   опасностей   связано,   прежде   всего,   с   активной  техногенной деятельностью   человека.

 Источниками  антропогенных опасностей являются  люди, а также технические средства, здания, сооружения, транспортные магистрали  - все, что создано человеком. Ущерб от антропогенных      опасностей   тем  выше,   чем   больше   плотность  и  энергетический   уровень используемых   техногенных      средств. Рост   негативного   влияния,   как   правило,   обусловлен   нарушениями   технологических рекомендаций,   трудовой   дисциплины   и,   что   самое   главное,  - отсутствием   необходимых знаний   о  причинах   возникновения      опасностей   и о последствиях, возникающих    в  зонах действия опасностей.

По характеру  воздействия на человека все опасности  разделяются на вредные и травмирующие.

 Вредные воздействия приводят к ухудшению самочувствия человека или к заболеванию (если воздействие продолжительно). Сюда относятся: воздействие токсичных веществ,

содержащихся  в   атмосферном воздухе,  воде,  продуктах питания;  недостаточность  освещения;  повышенная или   пониженная температура воздуха;  снижение  содержания кислорода в  воздухе помещения.

Травмирующие   воздействия        приводят    к   травмам   и  гибели   людей    при  однократном  действии,  характеризуются   неожиданностью   и   быстротой.   Электрический   ток,   падающие предметы,   действие   подвижных   частей   различных   установок   и  средств   транспорта,   падение, разгерметизация систем повышенного давления, часто приводящая к взрывам и пожарам, - все это травмирующие  факторы. [17, c.43]

Дети возраста травмируются не только во время стихийных  бедствий, в военных ситуациях, но и в быту, в школе, при транспортных катастрофах. Организм ребенка значительно  тяжелее реагирует на повреждения, что связано с недостаточным  развитием    жизненно     важных   систем,   несовершенством     компенсаторных      возможностей. 

Некоторые  повреждения   влекут за собой  тяжелейшие травматические   состояния,  которые могут  привести   к   смертельному   исходу.

Важно позаботится  о том, что бы дети получили все  необходимые знания по основам безопасности жизнедеятельности, усвоили их, и  могли применить на практике.

Если несчастье  все-таки произошло, чрезвычайно важным является быстрое, четкое, умелое оказание первой медицинской помощи на месте  происшествия.

Важно быстро и грамотно оказывать первую медицинскую  помощь, особенно детям. Если первую  медицинскую  помощь оказывают люди,  не  имеющие специального  медицинского образования, то тяжелое состояние  пострадавших, наличие серьезных  и нередко   множественных      повреждений    может   привести    к  их  суетливости  во  время   оказания помощи. При этом нередко  используются взаимоисключающие, а  иногда и вредные средства,   предпринимаются   недопустимые   действия.   Вот   почему   есть   необходимость   обучения населения правилам и методам  оказания первой помощи. От того, насколько  быстро и правильно оказана первая помощь, во многом зависят сохранение жизни пострадавшему и результаты   последующего   восстановительного   лечения.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности