Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:01, курсовая работа
Цель: исследовать состояние проблемы развития словообразовательных способов в научной литературе и в речи конкретных дошкольников.
Согласно поставленной цели мы сформулировали следующие задачи нашего исследования:
1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Определить основные направления в обучении старших дошкольников навыкам словообразования;
3. Провести экспериментальные исследования по определению степени усвоения грамматического строя языка у дошкольников;
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы формирования способов
словообразования у дошкольников……………………………………….... 5
1.1. Старший дошкольный возраст: психолого-педагогическая характеристика………………………………………………………………. 5
1.2. Лингвистические параметры грамматически правильной речи……... 8
1.3. Формирование словообразовательных навыков
у старших дошкольников……………………………………………………. 16
Выводы к первой главе………………………………………………………. 23
Глава 2. Исследование уровня сформированности
словообразовательных навыков у старших дошкольников……………….. 24
2.1. Методика проведения исследовательского эксперимента……………. 27
2.2. Исследовательский эксперимент и его результаты……………………. 29
Выводы ко второй главе……………………………………………………… 32
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников……………………………………….. 34
Задание
2.
№п/п | Ребенок | Уровень сформированности навыка | |
1 серия | 2 серия | ||
1 | Саша А. | 4 | 4 |
2 | Никита Б. | 6 | 8 |
3 | Миша Г. | 8 | 6 |
4 | Дима З. | 4 | 4 |
5 | Женя М. | 4 | 3 |
6 | Лиля А. | 5 | 4 |
7 | Андрей Т. | 4 | 4 |
8 | Юра П. | 0 | 0 |
9 | Надя Т. | 1 | 1 |
10 | Егор Н. | 5 | 5 |
Задание
3.
№п/п | Ребенок | Уровень сформированности навыка |
1 серия | ||
1 | Саша А. | 5 |
2 | Никита Б. | 4 |
3 | Миша Г. | 4 |
4 | Дима З. | 1 |
5 | Женя М. | 3 |
6 | Лиля А. | 2 |
7 | Андрей Т. | 4 |
8 | Юра П. | 0 |
9 | Надя Т. | 1 |
10 | Егор Н. | 4 |
Общее
количество баллов.
№п/п | Список детей | Констатирующий эксперимент |
1 | Саша А. | 27 |
2 | Никита Б. | 36 |
3 | Миша Г. | 35 |
4 | Дима З. | 22 |
5 | Женя М. | 23 |
6 | Лиля А. | 17 |
7 | Андрей Т. | 32 |
8 | Юра П. | 1 |
9 | Надя Т. | 8 |
10 | Егор Н. | 32 |
Итак,
высокий уровень
Педагогическое влияние на процесс саморазвития навыка словообразования у детей должно учитывать логику и ведущие тенденции естественного (стихийного) овладения языком. Формирование грамматического строя языка протекает в общем русле речевого (языкового) развития, и формы и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого развития, прежде всего этапы формирования форм речи (диалога и монолога), переход от дословесной смысло-семантической системы к ситуативной фразовой непроизвольной речи (из которой в последующем развивается как диалог, так и монолог), к освоению диалогической формы речи со сверстниками как сферы речевой самодеятельности детей.
Понимать
речь окружающих, выражать собственные
мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим
строем речи. Формирование последнего
особенно тесно связано с освоением детьми
навыков предметной и игровой деятельности,
расширением ориентировки в окружающем,
а также с овладением звуковой стороной
речи, обогащением и активизацией словаря.
Закономерности усвоения детьми грамматического
строя языка: овладение синтаксической
и морфологической сторонами речи.
Выводы
ко второй главе
Развитие речи в дошкольном детстве — один из важнейших объектов исследования в детской психологии, равно как и в дошкольной педагогике, конкретней — в дошкольной дидактике, еще конкретней — в дошкольной лингводидактике, задачей которой является разработка содержания и методов развития речи детей, обучения их родному языку.
Развитие речи в дошкольном детстве как овладение родным языком является процессом, многоаспектным по своей природе. Это овладение составляет необходимейшую базу формирования полноценного мышления человека, в развитых формах представляющего собой мышление языковое, словесно-логическое, становление которого осуществляется как преобразование начальных, исходных форм детского мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия к сознанию речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.
Дети,
у которых усвоение грамматического
строя происходит в более медленном
темпе, нуждаются в корректировке развития
со стороны родителей, воспитателей и
логопедов, однако взрослые должны очень
бережно вмешиваться в этот процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.
Основным механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации. Решающим условием сохранения и развития врожденного подражательного рефлекса является живое эмоциональное общение взрослого с каждым ребенком индивидуально.
В
результате проведенного эксперимента
нами выяснено, что наиболее эффективно
усваиваются грамматические нормы теми
детьми, которые имеют тесный контакт
со взрослыми. Роль родителей в развитии
детской речи невозможно переоценить:
так, группа детей, характеризующихся
ранним высоким развитием, из «благополучных»
семей, показала результаты усвоения грамматического
строя намного выше, чем группа их сверстников,
с которыми недостаточно занимаются дома.
И исследования ученых, и наш эксперимент
показывают, что наиболее ярко проявляются
признаки усвоения грамматического строя
речи (словотворчество, образование неправильных
форм слов по образцу «правильных», эксперименты
с частицами и местоимениями, насыщение
речи прилагательными и пр.) у тех детей,
которые имеют достаточный уровень общения
с родителями и сверстниками.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Формирование способов словооброзования у детей старшего дошкольного возраста