Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:01, курсовая работа
Цель: исследовать состояние проблемы развития словообразовательных способов в научной литературе и в речи конкретных дошкольников.
Согласно поставленной цели мы сформулировали следующие задачи нашего исследования:
1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Определить основные направления в обучении старших дошкольников навыкам словообразования;
3. Провести экспериментальные исследования по определению степени усвоения грамматического строя языка у дошкольников;
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы формирования способов
словообразования у дошкольников……………………………………….... 5
1.1. Старший дошкольный возраст: психолого-педагогическая характеристика………………………………………………………………. 5
1.2. Лингвистические параметры грамматически правильной речи……... 8
1.3. Формирование словообразовательных навыков
у старших дошкольников……………………………………………………. 16
Выводы к первой главе………………………………………………………. 23
Глава 2. Исследование уровня сформированности
словообразовательных навыков у старших дошкольников……………….. 24
2.1. Методика проведения исследовательского эксперимента……………. 27
2.2. Исследовательский эксперимент и его результаты……………………. 29
Выводы ко второй главе……………………………………………………… 32
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников……………………………………….. 34
Материал,
используемый для формирования словообразования
у дошкольников, условно можно
разделить на три группы.
1 группа - предметные картинки на идентификацию
зрительных изображений. Этот комплекс
позволяет решать общие задачи развития
зрительно-предметного восприятия.
2 группа - материал, направленный на воссоздание целостного образа из частей.
3 группа - «зашумленные» картинки.
Весь наглядный материал должен подбираться по принципу от простого к сложному. Не следует одновременно усложнять его задачами на формирование словообразования и восприятия.
Например, при знакомстве с темой «Мебель» детям вначале предлагается назвать реалистические изображения предметов, чтобы уточнить их зрительный образ, установить связь со словом. Затем играют в игру типа лото, которая заключается в подборе к контурным или теневым реалистических изображений предметов. Одновременно можно решить грамматические задачи, например, назвать эти предметы ласково: стул - стульчик, диван - диванчик, шкаф - шкафчик.
При знакомстве с новым аффиксом дети могут составлять картинки из частей. Например, изучая тему «Деревья», дети упражняются в словообразовании относительных прилагательных с помощью суффикса -ов-. Им предлагается составить листья из двух половинок, причем задание может быть выполнено как реальное или как бланковое (соединение нарисованных половинок) складывание. Затем дети должны назвать, какие это листья (липовый, березовый, кленовый).
Во время закрепления пройденного используется более сложный перцептивный материал. Так, при закреплении умения образовывать притяжательные прилагательные с помощью суффикса -ин- (по теме «Птицы») детям предлагается найти недостающие детали (отсутствие клюва, лапы и т.д.) и назвать, что именно не дорисовано: гусиный клюв, лебединый хвост, утиная лапа. Так же работают с рисунками, имеющими нелепые, лишние детали.
Но
самым сложным является материал
3-й группы. Его используют при
закреплении грамматических форм, например,
умения назвать детенышей животных. Можно
предложить детям найти перечеркнутые
или имеющие зрительные помехи (например,
в виде деревьев) изображения зверей.
Правильно подобранный наглядный материал
обеспечивает высокую познавательную
активность детей, позволяет контролировать
усвоение знаний и навыков, экономит учебное
время.
Для того чтобы сделать занятия более
живыми, интересными, результативными,
их необходимо проводить в форме дидактических
игр, игровых упражнений, занимательных
заданий, использовать элементы соревнования,
драматизации.
Игры
на формирование словообразования
Игры с материалом 1-й группы
Кто у кого?
Цель:
учить образовывать названия детенышей
зверей.
Оборудование: картинки с изображением
зверей и их детенышей (цветные реалистические,
черно-белые, контурные или теневые).
* * *
Логопед. Ребята, отгадайте загадку.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток - ни одной. (Еж.)
Как называют детеныша ежа?
Дети. Ежонок.
Логопед. Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей этих зверей. (Показывает.) Кто у волка? Кто у белки?
Дети. У волка волчонок. У белки бельчонок.
Логопед. Послушайте еще раз названия детенышей и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая у них общая часть?
Дети. Общая часть -онок.
Умная стрелка
Цели:
учить подбирать родственные
слова; образовывать и закреплять в
речи относительные, притяжательные, качественные
прилагательные, существительные с
уменьшительно-ласкательными
Оборудование: круг с подвижной стрелкой в центре (пособие), на котором расположены предметные картинки (цветные реалистические, черно-белые, контурные, теневые, стилизованные или схематические).
* * *
Данное пособие многофункционально. В зависимости от цели логопед выкладывает картинки на круг. Дети вращают стрелку и, когда она останавливается на картинке, выполняют задание на словообразование или любое другое.
Что из чего сделано?
Цель: учить образовывать относительные прилагательные и закреплять их в речи.
Оборудование: карточки лото с изображением различных предметов (контурные или теневые), цветные реалистические изображения или фишки.
* * *
1 вариант. У детей на столах лежат карточки с теневыми или контурными изображениями предметов. Логопед показывает картинку с реалистическим изображением, называет предмет и материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут его на карточках, и тот, кто находит, называет словосочетание прилагательного и существительного: стеклянный стакан. Затем он закрывает теневую или контурную картинку реалистической. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.
2
вариант (усложненный). Логопед не
показывает детям
Что для чего?
Цель: учить образовывать и закреплять в речи существительные с суффиксом -ниц-.
Оборудование: предметные картинки с изображением посуды, продуктов (цветные реалистические, черно-белые, контурные, теневые).
* * *
Логопед
просит детей назвать картинки с
изображением продуктов. Затем спрашивает,
как называется посуда, в которую
кладут салат. Дети отвечают, что это салатница
и кладут картинку с изображением продукта
рядом с той, на которой нарисована емкость
для него.
Далее логопед предлагает еще раз послушать
слова и определить у них общую часть:
салатница, хлебница, сахарница и т.д. Голосом
он подчеркивает суффикс -ниц-. В конце
игры делается вывод: посуда, в которой
что-либо хранится, часто называется словом,
в котором есть частичка -ниц.
Игры с материалом 2-й группы
Что перепутал Незнайка?
Цель:
закрепить умение образовывать притяжательные
прилагательные.
Оборудование: картинки с изображением
зверей или птиц, у которых одна часть
тела принадлежит другому животному (например,
петух с лапами гуся).
* * *
Логопед
(показывает детям картинки). Незнайка
решил научиться рисовать. Посмотрите,
что у него получилось. Он все нарисовал
правильно или нет?
Дети (говорят, что перепутал Незнайка,
и дают верный вариант). У петуха гусиные
лапы. У петуха должны быть петушиные лапы.
Что не успел нарисовать Торопыга?
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом -ин-.
Оборудование: картинки с изображением птиц (лебедь, утка, гусь), имеющие недорисованную деталь (лапа, клюв, хвост).
* * *
Логопед
(показывает детям картинки). Торопыга
решил нарисовать своих любимых
птиц. Он всегда очень спешит и никогда
не доводит начатое дело до конца. Вот
и сейчас у каждой птицы он что-то забыл
нарисовать. Назовите, что именно он забыл
и чье это.
Дети. Торопыга забыл нарисовать утиную
лапу, гусиный клюв.
Логопед. Давайте поможем Торопыге и дорисуем
у птиц недостающие части тела.
Ералаш
Цель:
развивать умение образовывать притяжательные
прилагательные.
Оборудование: картинки с изображением
животных, разрезанные на три части: голова,
туловище, хвост.
Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например туловища животного. Дети находят у себя изображение других частей (головы, хвоста). Дети из частей составляют целое изображение животного и называют, чьи это голова, туловище, хвост.
Чудо-юдо
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные
прилагательные.
Оборудование: картинки с изображением
частей тела зверей или птиц (голова, туловище,
лапы, хвост, уши).
* * *
1
вариант. Логопед предлагает
2 вариант. Один ребенок прячется, закрывает
глаза и уши. Остальные дети шепотом обсуждают,
из частей каких зверей и птиц они составят
чудо-юдо (волчье туловище, беличья голова,
заячьи уши, петушиный хвост). Договорившись,
они зовут спрятавшегося ребенка. Тот
обращается к группе:
«Это что за чудо-юдо,
Прибыло оно откуда?»
Дети отвечают:
«Это зверь из дальних мест. Расскажи, что чье в нем есть».
Ребенок
показывает части тела необычного существа
и называет, чьи они. Остальные дети внимательно
слушают, правильно ли он отвечает. Затем
выясняется, на какое реальное животное
больше всего похоже чудо-юдо (от какого
животного у него больше частей тела),
и дети составляют его.
Правильно назови листья
Цель: закрепить умение образовывать относительные прилагательные с помощью суффиксов -ов-, -ев-.
Оборудование: половинки листьев, разрезанные по оси симметрии, карандаши.
* * *
Логопед
предлагает детям из половинок сложить
целый лист, определить, с какого он дерева
и правильно назвать его (лист с дуба -
дубовый).
Это задание может быть выполнено и как
бланковое. Детям выдаются бланки (листы
бумаги) с изображением половинок листьев
(дубового, кленового и березового). Необходимо
определить, с каких они деревьев и правильно
назвать их. Затем соединить линией половинки
одного листа и раскрасить их одним цветом
(дубового - зеленым, березового - желтым,
кленового - красным). Можно предложить
детям дорисовать половинку листа до целого,
определив, с какого он дерева, и правильно
назвав его.
Игры с материалом 3-й группы
Назови профессию
Цель: закреплять образование существительных мужского рода с суффиксом -щик-.
Оборудование: картинки с перечеркнутым изображением людей различных профессий или со сложным фоном.
* * *
Логопед (показывает детям соответствующие картинки). Посмотрите на изображения этих людей, ответьте на мои вопросы и покажите картинку с человеком такой профессии. Кто носит багаж?
Дети. Носильщик.
Логопед. Кто вставляет стекло?
Дети. Стекольщик.
Логопед. Кто чинит часы?
Дети. Часовщик.
Логопед (интонационно выделяет суффикс). Какая общая часть в словах носильщик, стекольщик, часовщик?
Дети. Частичка -щик-.
Помоги животным найти своих детенышей
Цель:
закрепить умение образовывать названия
детенышей животных.
Оборудование: картинка с изображением
детенышей животных со зрительными помехами,
в качестве которых может выступать схематичное
изображение лесных деревьев.
* * *
Логопед
рассказывает детям, что детеныши животных
спрятались в лесу. Надо помочь родителям
найти своих деток и назвать их. Дети по
одному выходят к доске, обводят по контуру
найденного им детеныша и называют: у лисы
- лисенок, у совы - совенок и т.д.
Назови ласково
Цель: закреплять умение образовывать
уменьшительно-ласкательные существительные.
Оборудование: кукла и изображения предметов
для нее, наложенные друг на друга.
Информация о работе Формирование способов словооброзования у детей старшего дошкольного возраста