Формирование способов словооброзования у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать состояние проблемы развития словообразовательных способов в научной литературе и в речи конкретных дошкольников.

Согласно поставленной цели мы сформулировали следующие задачи нашего исследования:

1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Определить основные направления в обучении старших дошкольников навыкам словообразования;

3. Провести экспериментальные исследования по определению степени усвоения грамматического строя языка у дошкольников;

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы формирования способов
словообразования у дошкольников……………………………………….... 5
1.1. Старший дошкольный возраст: психолого-педагогическая характеристика………………………………………………………………. 5
1.2. Лингвистические параметры грамматически правильной речи……... 8
1.3. Формирование словообразовательных навыков
у старших дошкольников……………………………………………………. 16
Выводы к первой главе………………………………………………………. 23
Глава 2. Исследование уровня сформированности
словообразовательных навыков у старших дошкольников……………….. 24
2.1. Методика проведения исследовательского эксперимента……………. 27
2.2. Исследовательский эксперимент и его результаты……………………. 29
Выводы ко второй главе……………………………………………………… 32
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников……………………………………….. 34

Работа содержит 1 файл

формирование способов словообразования.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

     * * *

     Логопед предлагает пойти в гости к  кукле. Она не очень аккуратная, поэтому  у нее перепутались все вещи. Надо помочь их найти. Кукла маленькая, и ее можно назвать куколка. Все предметы для нее тоже маленькие и поэтому их надо называть также ласково. Дети показывают (обводят по контуру) предметы, изображенные на картинке, и называют их: юбочка, кофточка, щеточка, зеркальце и т.д.

     Подобный наглядный материал может успешно применяться для развития системы не только словообразования, но и словоизменения, а также лексики и связной речи. Систематическое использование таких игр, заданий позволяет максимально подготовить ребенка к школьному обучению, предупредить дисграфию. 

Выводы  к первой главе 

      Развитие  связной речи является центральной  задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

     Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

      Связность как один из самых значимых категориальных признаков текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры.

     Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует  от ребенка овладения ряда языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать  структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ  УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 
 

2.1. Методики исследования 

     При проверке грамматических категорий  детей с нарушениями интеллекта мы использовали методику исследования словообразования предложенную З. А, Репиной.

     Задание 1.

     Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

     Все слова были разделены на суффиксы:

     1 серия уменьшительно-ласкательных  слов: -чик, -ик.

     Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, стол – столик, мяч – мячик, ковер – коврик, шарф – шарфик, корабль – кораблик, самолет – самолетик, шар – шарик, диван - диванчик).

     Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением больших и маленьких предметов, и дается задание: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие. Например: Я скажу: «шар», а ты «шарик»».

     Ответ детей записывается и анализируется  по следующим показателям:

    • верные ответы – 1 балл;
    • неверные ответы – 0 баллов.

     Высшая  оценка – 10 баллов.

     2 серия: суффиксы  –ок.

     Материалы: 10 парных картинок с изображением животных и их детенышей (кошка – котенок, мышь – мышонок, лягушка – лягушонок, корова – теленок, собака – щенок, коза – козленок, лошадь – жеребенок, свинья – поросенок, гусь - гусенок).

     Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки, изображены животные и их детеныши, и дается задание: «Я буду говорить про взрослых животных, а ты про их детенышей. Например: Я скажу «мышь», а ты «мышонок»».

     Верные  ответы – 1 балл.

     Неверные  – 0 баллов.

     Высшая  оценка 10 баллов.

     3 серия: суффиксы  –чк, -ек.

     Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов (доска – досточка, вилка – вилочка, ложка – ложечка, кофта – кофточка, тарелка – тарелочка, сумка – сумочка, носок – носочек, платок – платочек, бутылка – бутылочка, молоток – молоточек, листок - листочек).

     Методика: перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением больших и маленьких предметов, и дается задание: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие».

     Верные  ответы – 1 балл.

     Неверные  – 0 баллов.

     Высшая  оценка 10 баллов.

     Проанализировав ответы, пришли к выводу, что многие дети не умеют образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных. Много ошибок было допущено с суффиксами –чк, -ек, -ик. Это говорит о низком уровне словообразовательных умений детей  контрольной группы.

     Задание 2.

     Цель: Образование относительных прилагательных от существительных.

     Все слова были разделены на суффиксы:

     1 серия: суффиксы  –ан, -ян.

     Материалы: 10  картинок с изображением предметов и вещей (из дерева: стул, шкаф, стол; из стекла: стакан, банка; из кожи: сапоги, плащ; из шерсти: кофта, шарф, шапка, носки).

     Методика: перед ребенком выкладываются картинки с изображением вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».

     Ответы  детей оцениваются по 10 балльной системе: верные ответы – 1 балл, неверные – 0 баллов.

     2 серия:  суффиксы  –ов.

     Материал: 10 картинок с изображением предметов (из резины: сапоги, игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина).

     Методика: перед ребенком выкладываются вещи и картинки с изображением вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, из чего сделана собачка? (из резины) Значит какая она? (резиновая)».

     Верные  ответы – 1 балл.

     Неверные  – 0 баллов.

     Высшая  оценка 10 баллов.

     Задание у детей вызвало большие трудности. Было допущено много ошибок. Дети практически не умеют образовывать прилагательные от существительных, в речи не используют суффиксы –ан, -ян.

     Задание 3

     Цель: Образование глаголов от звокоподрожательных слов.

     Материал: игрушки: утка, лягушка, свинка, петух, кошка.

     Методика: перед ребенком выкладываются игрушки, и дается задание: «Скажи, кря-кря – кря! Кто это?  (уточка) А что она делает? (крякает)».

     Верные  ответы – 1 балл.

     Неверные  – 0 баллов.

     Высшая  оценка 5 баллов.

     Проанализировав ответы детей, пришли к мнению, что  детям сложно словообразовывать  глаголы от звукоподражательных  слов. Первое слово дети образовывали с помощью, в ответах детей  было допущено много ошибок, некоторые  дети с этим заданием не справились, не назвав ни одного правильного ответа. Это свидетельствует о низком уровне словообразовательных умений.

     Результаты  выполненных заданий фиксировались  и анализировались. После выполнения всех 6 заданий, на выявление уровня словообразовательных умений, была подсчитана их суммарная оценка. Высшая оценка 35 – 55 баллов – соответствует высокому уровню, 21 – 34 баллов – средний уровень, 20 баллов и ниже низкий уровень.

     Исходя  из итогов проведенного эксперимента, сделали выводы, что уровень начальных  словообразовательных умений достаточно различен.

     В речи есть суффиксы:

     -чик:  Саша А.,  Никита Б., Миша Г., Дима  З., Андрей Т., Егор Н.;

     -ик: Никита Б., Дима З., Андрей Т., Женя  М.,  Миша Г., Саша А.;

     -чк: Саша А.,  Никита Б., Миша Г., Дима  З., Андрей Т., Егор Н.;

     -ек: Андрей Т., Егор Н., Саша А.,  Никита Б.;

     -ок: Никита Б., Миша Г., Женя М.,  Андрей  Т., Егор Н. , Дима З.;

     -ан: Саша А.,  Никита Б., Миша Г., Дима  З., Андрей Т., Егор Н., Лиля А.;

     -ян: Никита Б., Миша Г., Андрей Т., Егор  Н., Надя Т.;

     -ов: Никита Б., Миша Г., Андрей Т., Егор Н., Женя М., Надя Т.;

     Речевое развитие ребенка во многом зависит  от среды, в которой он находится. Бесспорным является положение о  том, что одной из причин грамматических ошибок детей является грамматически  неверная речь взрослых. С целью  выявления уровня речевого развития педагогов и родителей было использовано анкетирование по различным методикам.

     Проанализировав результаты анкетирования, выяснили, что  знания детей неразрывно связаны  с образованностью родителей, что  видно из ответов. Основной вывод сделанный ними при анализе анкет, сводится к тому, что чем шире круг общения ребенка, чем чаще контакт со взрослыми, чем чаще походы в парк, цирк, театр, тем легче он выполняет задания, говорит он раскованнее, у него шире активный словарь. В целом получается, что от родителей зависит умственное, речевое развитие ребенка, его кругозор и интересы. Выявленный же нами уровень знания родителями основ родного языка и основ словообразования в частности достаточно высок у всех родителей, что мы выяснили из бесед с ними.

     Оценки  педагогов также показательны. Все  ответы грамотны, содержательные, что  говорит о высоком уровне грамматики и способов словообразования в частности.

     Для выявления уровня словообразовательных умений детей с интеллектуальной недостаточностью первого года обучения определены следующие критерии оценок:

  1. уровень (высокий) – ответы безошибочные или одна ошибка, могут быть неточности, ребенок работает с желанием и интересом.
  2. уровень (средний) – допускается 3 – 5 ошибок, есть неточности при ответе, ребенок работает с желанием, заинтересован, но не всегда уверен в правильности своего ответа.
  3. уровень (низкий) – более 6 ошибок, есть неточности, ребенок работает без интереса, долго думает, ответы неуверенные.

     Согласно  критериям констатирующего эксперимента:

         К высокому уровню отнеслось  20%

         К среднему уровню отнеслось  50%

         К низкому уровню отнеслось  30%

     В речи детей употребляется мало суффиксов, что не соответствует требованиям. Причиной тому является несовершенство словообразовательной работы с детьми родителей и воспитателей. 

2.2. Результаты исследовательского эксперимента 

Задание 1.  

№п/п Ребенок Уровень сформированности навыка
    1 серия 2 серия 3 серия
1 Саша А. 6 4 4
2 Никита Б. 7 5 6
3 Миша Г. 6 6 5
4 Дима З. 4 5 4
5 Женя М. 4 5 3
6 Лиля А. 3 3 1
7 Андрей Т. 5 6 8
8 Юра П. 0 1 0
9 Надя Т. 1 1 3
10 Егор Н. 5 6 7

Информация о работе Формирование способов словооброзования у детей старшего дошкольного возраста