Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:01, курсовая работа
Цель: исследовать состояние проблемы развития словообразовательных способов в научной литературе и в речи конкретных дошкольников.
Согласно поставленной цели мы сформулировали следующие задачи нашего исследования:
1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Определить основные направления в обучении старших дошкольников навыкам словообразования;
3. Провести экспериментальные исследования по определению степени усвоения грамматического строя языка у дошкольников;
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы формирования способов
словообразования у дошкольников……………………………………….... 5
1.1. Старший дошкольный возраст: психолого-педагогическая характеристика………………………………………………………………. 5
1.2. Лингвистические параметры грамматически правильной речи……... 8
1.3. Формирование словообразовательных навыков
у старших дошкольников……………………………………………………. 16
Выводы к первой главе………………………………………………………. 23
Глава 2. Исследование уровня сформированности
словообразовательных навыков у старших дошкольников……………….. 24
2.1. Методика проведения исследовательского эксперимента……………. 27
2.2. Исследовательский эксперимент и его результаты……………………. 29
Выводы ко второй главе……………………………………………………… 32
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников……………………………………….. 34
I Морфологический
1. Аффиксация:
- префиксальный способ,
- суффиксальный способ,
- префиксально-суффиксальный способ.
2. Безаффиксальный способ;
3. Словосложение;
4. Аббревиация;
II Морфолого-синтаксический;
III Лексико-семантический;
IV Лексико-синтаксический.
Названные способы имеют не тождественную роль в процессе словообразования. Наиболее важный - морфологический способ, с помощью которого пополняются разные части речи, хотя с разной продуктивностью: существительные редко (сверхприбыль), прилагательные часто (премилый, сверхмощный).
Формирование речи, а именно монологической и диалогической зависит от того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. Если ребенок делает ошибки в словообразовании, воспитатель должен фиксировать свое внимание на них, чтобы позднее исправлять их в подходящей обстановке.
Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи[7, с. 36]:
1)
Речь - это наиболее совершенное
емкое, точное и
2)
Речь служит орудием
3)
Речь представляет отдельному
человеку канал связи для
Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство общения в своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической. Общечеловеческая функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.
Каждая
из трех функций речи в свою очередь
разделяется еще на ряд функций.
Так, в рамках коммуникативной
Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.
Речь автономная детская. Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых. По своей форме "слова" ее являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды (например, "коко" вместо "молоко", "кика" вместо "киска" и пр.). Характерными особенностями являются[7, с. 39]:
1)
ситуативность, влекущая за
2)
своеобразный способ "обобщения",
основанный на субъективных
3)
отсутствие флексий и
Автономная детская речь может принимать
более или менее развернутые формы и сохраняться
продолжительное время. Это нежелательное
явление задерживает не только формирование
речи (всех ее сторон), но и умственное
развитие в целом. Специальная речевая
работа с детьми, правильная речь окружающих
взрослых, исключающая "подстраивание"
под несовершенную речь ребенка, служат
средством профилактики и коррекции автономной
детской речи. Особенно развитые и затяжные
формы автономная детская речь может принимать
у близнецов или в замкнутых детских группах.
В этих случаях рекомендуется временное
разъединение детей.
Речь внутренняя. Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, при мысленном планировании, запоминании и пр. Посредством ее происходит логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий, осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.
Внутренняя речь является важным и универсальным механизмом умственной деятельности человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической речи - разговора дошкольника с самим собой вслух во время игры или других занятий. Постепенно этот разговор обеззвучивается, синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим, с преобладанием глагольных форм. На пороге школьного возраста эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю - речь для себя и про себя.
Речь эгоцентрическая. Состоит в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью вне зависимости от присутствия собеседника.
Ж. Пиаже характеризовал ее как[14, с. 29]:
а) Речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию);
б) Речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника.
В
настоящее время существует относительно
устоявшееся отделение
Развитие речи проходит три этапа[21, с. 17].
1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.
Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.
К
началу 3 года у детей формируется
грамматический строй речи. К концу
дошкольного возраста дети практически
владеют почти всеми законами
словообразования и словоизменения. Ситуативность
речи (отрывочность и понятность лишь
в конкретных условиях, привязанность
к наличной ситуации) становится все менее
выраженной. Появляется связная контекстная
речь - развернутая и грамматически оформленная.
Однако элементы ситуативности еще долго
присутствуют в речи ребенка: она изобилует
указательными местоимениями, в ней много
нарушений связности. В школьные годы
ребенок переходит к сознательному овладению
речью в процессе обучения. Усваиваются
письменная речь, чтение. Это открывает
дополнительные возможности для дальнейшего
развития лексической, грамматической
и стилистической сторон речи - как устной,
так и письменной.
1.3.
Формирование
В современной педагогической практике наблюдается весьма противоречивая картина состояния обучения детей этого возраста связной речи. С одной стороны, во многих дошкольных образовательных учреждениях занижаются возможности детей от 4-х до 5-ти лет в овладении родным языком, обучение связной речи ограничивается только рамками диалога или пересказом хорошо знакомых сказок и рассказов, описанием отдельных предметов, с другой - неоправданно переносятся содержание, формы и методы обучения связной речи старших дошкольников в средние группы. Такой подход отражен и в ряде многочисленных вариативных программ.
Таким образом, наблюдается противоречие между потребностями массовой практики в методике формирования связности речи детей среднего дошкольного возраста и ее недостаточной разработанностью
Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).
Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть, -- “учит”, “книга”, “ручка”, “учитель”; “рассказ”, “интересный”, “рассказывать”) или образовать слово по образцу: веселый -- весело; быстро... (быстрый), громко... (громкий).
Дети находят родственные слова в контексте. Например, со словом “желтый”: “В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях... (желтеют)”.
У детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова: береза -- березка -- березонька; книга -- книжечка -- книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал -- забежал -- подбежал) и прилагательных (умный -- умнейший, плохой -- плохонький, полный -- полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.
“Кто у кого”
Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.
Ребенок рассматривает рисунки (рис. 6) -- животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант -- играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант -- лают), корова и теленок щиплют траву (вариант -- мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант -- скачут), утка и утенок плавают (крякают).
— Назови животных и их детенышей.
— -- Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?
Информация о работе Формирование способов словооброзования у детей старшего дошкольного возраста