Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста (эмоционального)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:09, контрольная работа

Описание работы

Родной язык играет огромную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: познавательные психические процессы и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Содержание

1. Теоретические основы взаимосвязи речевого развития и эмоций в дошкольном возрасте 3
2. Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста 9
3. Выявление представлений старших дошкольников об эмоциональных состояниях 16
4. Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

формирование словаря.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

б) ребенку предлагается перечислить все  изображенные на картинках  предметы, например, яблоко, груша, лимон, апельсин, виноград, мандарин, а затем назвать их общим одним словом (фрукты).

Оценка  результатов:

3 балла  - хороший уровень: ребенок выполняет все задания правильно;

2 балла  - средний уровень: ребенок допускает  до трех ошибок;

1 балл - низкий уровень: ребенок допускает  много ошибок и ответ «я  не знаю». 

в) ребенку предлагается составить рассказ по картинкам.

Оценка  результатов:

3 балла  - хороший уровень: ребенок самостоятельно  составил рассказ (6-8 предложений);

2 балла  – средний уровень: ребенок  составил рассказ  с незначительной  помощью взрослого (4-6 предложений);

1 балл - низкий уровень: ребенок выполнил  задание с помощью взрослого, предложения короткие, неполные.

2 серия включала  два типа заданий, которые определяли умение определить значение (ОЗ) слов, обозначающих эмоции – радость, гнев, злость, удивление, грусть, страх, стеснительность, стыд и отвращение, презрение и умение объяснить

 Рассматривается  как лексико-семантической системы,  т.е. является отражением определенного  запаса знаний об окружающем  мире. Вместе с тем, ребенок, не имеющий в своем словаре этих слов, дает ответы, хотя и неадекватные. Интересно отметить, что в объяснении этих слов дети вкладывают отрицательный смысл. Можно предположить, что смысловое содержание этих слов формируется стихийно, в форме некоего отрицательного образа; это подтверждается различными исследованиями, в которых говорится, что полученная информация хранится в вербальной форме, образной и чувственной.

   Отрицательные ответы показывают, что у ребенка поиск семантической  информации затруднен, он пока  не владеет способами «проникновения»  в семантические структуры, позволяющие  объяснить значение слова. Второй аспект оценки был связан с анализом грамматических, лексических и фонетических особенностей высказывания детей, анализировалась их структура.

Оценка  результатов 2 серии заданий.

3 балла  – хороший уровень – ребенок  буквально понимает значение слова, правильное словообразование (например, радость – радостный, обрадовался, грусть – грустит, стыд – стыдно и т.д.), хорошая интонационная передача содержания.

2 балла  – средний уровень – ребенок  не значительно затрудняется  в  буквальном  понимании значения слова; правильное словообразование происходит при помощи взрослого (например, радость – радостный, обрадовался; грусть – грустит, стыд – стыдно и т.д.), не всегда правильная  интонационная передача содержания.

1 балл  – низкий уровень - ребенок затрудняется в  буквальном  понимании значения слова; словообразование затруднительно даже при  помощи взрослого, затрудняется в  интонационной передачи содержания. 
 

                                              Таблица № 1. 

 
     имя
 
   возраст
           задания Критерии  оценок Уровни  развития
     
Маша  П. 6,1 лет          
Петя  Ч. 6,2 лет          
Леня  Б. 5,10 лет          
Наташа  Ю. 5,11 лет          
Эдик  Е. 6,3 лет          
Рома  Ф. 6,2 лет          
Женя  Ч. 6,0 лет          
Катя  Ж. 6,1 лет          
Настя Ц. 6,0 лет          
Оля У. 6,2 лет          
Дима  П. 6,0 лет          
Даша  Т. 6,4 лет          
Тимофей В. 6,2 лет          
Тимур Р. 6,0 лет          
Леня  С. 6,1 лет          
Света К. 6,3 лет          
Костя Г. 6,2 лет          
Гена  Д. 6,4 лет          
Таня  Л. 6,3 лет          
Люда  О. 6,0 лет          

 

                                         Таблица № 2. 

 
     имя
 
   возраст
           задания Критерии  оценок Уровни  развития
1 2 3
Маша  П. 6,7 лет 6 2 3 11 Хороший
Петя  Ч. 6,8 лет 6 2 3 11 Хороший
Леня  Б. 6,4 лет 6 2 3 11 Хороший
Наташа  Ю. 6,5 лет 6 2 3 11 Хороший
Эдик  Е. 6,9 лет 6 2 2 10 Средний
Рома  Ф. 6,8 лет 6 2 3 11 Хороший
Женя  Ч. 6,6 лет 4 3 2 9 Средний
Катя  Ж. 6,7 лет 4 3 2 9 Средний
Настя Ц. 6,6 лет 4 3 2 9 Средний
Оля У. 6,8 лет 4 3 2 9 Средний
Дима  П. 6,6 лет 4 2 2 8 Средний
Даша  Т. 6,10 лет 6 2 3 11 Хороший
Тимофей В. 6,8 лет 6 3 3 12 Хороший
Тимур Р. 6,6 лет 6 3 3 12 Хороший
Леня  С. 6,7 лет 6 2 3 11 Хороший
Света К. 6,9 лет 6 2 3 11 Хороший
Костя Г. 6,8 лет 4 3 2 9 Средний
Гена  Д. 6,10 лет 6 2 3 11 Хороший
Таня  Л. 6,9 лет 6 3 3 12 Хороший
Люда  О. 6,6 лет 4 3 2 9 Средний
 

Критерии  оценок:

12 - 11 баллов  – хороший уровень - ребенок  умеет вычленять ассоциации по  контрасту, умеет подбирать близкие  слова по смыслу, умеет подбирать  синонимы к словам; по первому  заданию (УРР) ребенок выполнил задание без ошибок, умеет правильно образовывать слова, передавать интонационное содержание.

10 - 8 баллов  – средний уровень – ребенок затрудняется в  вычленении ассоциаций по контрасту, умеет подбирать близкие слова по смыслу, умеет подбирать синонимы к словам при помощи взрослого;  по первому заданию (УРР) ребенок выполнил задание допустя 1-2 ошибки, затрудняется правильно образовывать слова, передавать интонационное содержание.

7 баллов  и ниже – низкий уровень  - ребенок  не умеет вычленять ассоциации по контрасту, не умеет подбирать близкие слова по смыслу, не умеет подбирать синонимы к словам; по первому заданию (УРР) ребенок выполнил задание при помощи взрослого, не умеет правильно образовывать слова, передавать интонационное содержание.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста (эмоционального)